Многие таджикские трудовые мигранты столкнулись с трудностями в России после тepaкта в «Крокус Сити Холл». Они испытывают давление как со стороны правоохранительных органов, так и от российского общества, что заставляет некоторых задуматься об уезде из страны. Своими историями и переживаниями они делятся с таджикским изданием "Азия+".
«Моя дочь не захотела идти в школу»
«Моральное состояние наших мигрантов сейчас не очень хорошее. Они находятся под большим давлением из-за постоянных допросов полицией на каждом шагу. Достаточно одного взгляда с ненавистью, чтобы почувствовать себя в некомфортной ситуации. Это причиняет боль и обиду, наблюдая и переживая все это», - поделилась своими впечатлениями 37-летняя Махфират, проживающая и работающая в Москве уже более 14 лет.
Она отметила, что после тepaкта в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл» усилились проверки мигрантов в Москве, особенно граждан Таджикистана.
Махфират живет со своим мужем и детьми в доме, расположенном недалеко от станции метро Солнцево. Два дня назад участковый полицейский, зная, что семья также обладает российским гражданством, посетил их дом, чтобы предупредить не открывать дверь посторонним.
(Ну так то спасибо надо участковому сказать, о том, что позаботился о них, предупредил, он то точно знает, что настроения в обществе на данном этапе, мягко говоря, напряженные. Прим.авт.)
По словам Махфират, они теперь перед выходом на улицу, чувствуют страх и делают это только в крайнем случае. Они уже замечали враждебные взгляды прохожих.
"Мы также скорбим и понимаем, насколько тяжело пережить такую трагедию, сколько невинных людей пострадало в этом ужасном теракте, но не все таджикистанцы несут ответственность за это преступление," - подчеркнула Махфират.
Переживаем за детей, что в школе их будут оскорблять. Моя дочь не захотела идти в школу после происшествия, но мы ее морально подготовили, объяснили, что у террористов нет ни нации, ни государства. Поверьте, это очень тяжело, когда ваш ребенок из-за страха не может пойти в школу, и вы не знаете, как ему помочь».
Женщина осознает, что для обеспечения безопасности мигрантов необходимы рейды в местах их пребывания, однако настаивает на том, что их права должны быть защищены, и недопустимо обращаться к ним грубо.
"Видеть разочарование на лицах мигрантов и наблюдать проявления неуважения к ним, даже в социальных сетях, причиняет боль каждому из нас", - отмечает она.
"Дети не разрешают выходить на работу"
Другой собеседник «Азия-Плюс», проживающий уже 8 лет с семьей в Бутовском районе Москвы, не выходит на работу уже более недели. Он остался дома по просьбе своих детей, проживающих в Америке.
«В беседах с нашими детьми мы – моя семья - всегда говорим о мирной и хорошей ситуации по отношению к таджикам и азиатским народам, а прочую информацию о том, что таджиков пытают или проверяют на каждом шагу, отвергаем, чтобы они не беспокоились. Еще я им говорю, что проверки после теракта - это нормально и нет тут повода для беспокойства», - говорит Далер.
Но на самом деле, говорит, что сейчас все очень напряженно. Ему рассказали друзья, что группу мигрантов, которые работали на стройке и имели все нужные документы, уволили просто потому, что они из Таджикистана и Узбекистана.
Он считает, что нельзя впадать в эмоции, потому что эта ситуация временная. Обвинять других таджиков в теракте – несправедливо. Трудно передать словами всю сложность. Но наказывать наших соотечественников, увольнять или депортировать их, не решит проблему. Он говорит, что его сердце болит за таджикских иммигрантов, у которых опять возникли проблемы.
(Вряд ли это действительно так, ни один работодатель в России не станет увольнять сотрудников по причине их национальности, так как это запрещено по закону, а во вторых в РФ бизнес важнее, чем чья то личная неприязнь, дешевую рабочую силу в разгар стройки никто не выгонит. Скорее всего либо документы не в порядке, либо дедушка нагнетает просто. Прим. авт.)
Кстати, у семьи Далера нет российского гражданства, поэтому его дети предложили родителям вернуться на родину и теперь ищут им квартиру в Таджикистане.
«Каждый день после теракта мы слышим об аресте кого-то, депортации»
Другая собеседница таджикского СМИ, Нозанин, уже больше 24 лет работает в России. Но вот в первый раз за все это время она задумывается о том, чтобы уехать из этой страны.
Она говорит: «После теракта мы слышим, как кого-то арестовывают, кого-то депортируют из-за документов, кого-то увольняют с работы. А другие, просто потому что они таджики, не могут найти работу».
По ее словам, даже отношения с соседями, с которыми люди живут рядом уже более 20 лет, изменились.
«Если мы заходим в лифт, они с нами не едут, не здороваются, как будто нас и вовсе не знают. Конечно, не все так делают, но все же… Лично я не могу терпеть такое поведение, для меня это тяжело и больно», - отмечает женщина.
Нозанин попросила своего мужа и сына остаться дома и не идти на работу. Но сама она ходит на работу каждый день. По ее словам, мужчины чаще страдают от бесправия.
В метро и в другом общественном транспорте, по ее словам, якобы часто смотрят косо и обзывают. "Меня жалко молодых людей, которые сталкиваются с этим", - говорит она.
Раньше таджикам, живущим в России, советовали не выходить из дома вечером.
Главы таджикских сообществ рекомендуют избегать массовых мероприятий и оставаться дома вечером. Некоторые работодатели попросили граждан Таджикистана предоставить свои личные данные: ФИО, паспортные данные и адрес проживания.
Дорогие читатели, поделитесь своим мнением в комментариях. Можно ли выразить сочувствие к ним? Следует ли относиться к ним с недоверием? Следует ли проводить проверки и осуществлять депортацию? Лично для меня это вопрос не вызывает колебаний. Среди мигрантов выросла преступность на 75 процентов - генпрокурор Краснов. Многим не знаком наш язык, чужда наша культура.