Дорогие друзья, сегодня я хочу познакомить Вас с полезной практикой. В нынешних условиях я часто использую ее в работе с людьми, которые пережили ка недавнее психотравмирующее (катастрофическое) событие, так и случившееся давно.
Практика называется «Индивидуальный дебрифинг» и создана на основе трехчастной модели группового дебрифинга Джеффри Митчела.
Цель индивидуального дебрифинга - помочь справиться с последствиями психотравмирующего события, выразив свои чувства, мысли и реакции.
Индивидуальный Дебрифинг помогает осознать, что чувства и мысли человека, пережившего катастрофическое событие, являются вариантом нормы. Это нормальная защитная реакция психики на ненормальные условия.
Модель индивидуального дебрифинга применяется для вторичной реабилитации лиц, переживших катастрофическое событие: суицид родственника, свидетельство внезапной гибели людей, насилие любого рода, природные и техногенные катастрофы или боевые действия.
Индивидуальный Дебрифинг проводится как самостоятельная реабилитационная практика, так и во время вербальной проработки травмы с целью снижения эмоциональной насыщенности процесса, уменьшения напряжения, страха и эмоциональных страданий клиентчеловека.
Индивидуальный Дебрифинг проводится для всех, кого затронуло катастрофическое событие в любой момент реабилитационного процесса. В этом его отличие от группового дебрифинга, который проводится в период примерно 48 часов (2 суток) с момента события, и не позднее, чем через 72 часа (3 суток).
Один человек может несколько раз проходить эту реабилитационную практику, задействуя ее по мере необходимости. Длительность индивидуального дебрифинга может быть от 20 до 40 мин. Процесс можно прерывать или перемежать другими реабилитационными практиками при необходимости. К одному процессу индивидуального дебрифинга можно возвращаться несколько раз, главное помнить – если процесс не завершен, то человеку, его практикующему, нужно вернуться в эмоционально стабильное состояние.
Индивидуальный Дебрифинг можно использовать и как средство самопомощи. Он экологичен и работает в любом случае. Практика работает с возраста вербализации чувств (то есть примерно с 10 – 12 лет) и до бесконечности, пока есть эта возможность у человека…
Индивидуальный Дебрифинг – это специально структурированный процесс вербализации и перепроживания травматического опыта с целью снижения его влияния на выбор, чувства и мысли человека в настоящем.
Индивидуальный Дебрифинг может использоваться для разблокирования и перепрожития также детского травматического опыта.
Основные принципы проведения индивидуального дебрифинга
- Стадии индивидуального дебрифинга должны проходить строго по порядку и фиксируются в специальном протоколе письменно.
Таблица дебрифинга
№ п/п
События
Мысли
Чувства
Перспектива
Заметки
- Человек помогает себе сам, в результате прохождения всех этапов индивидуального дебрифинга. Задача последовательности - направить обсуждение в нужное русло.
- Процесс индивидуального дебрифинга можно прерывать или перемежать другими реабилитационными практиками при необходимости.
- К одному процессу индивидуального дебрифинга можно возвращаться несколько раз, главное помнить – если процесс не завершен, то человеку нужно вернуться в эмоционально стабильное состояние.
- При возвращении к процессу прерванного индивидуального дебрифинга с целью его завершения, особенно в последующих сессиях, можно кратко повторить процесс уже проделанной работы или напомнить о нем.
- Процесс индивидуального дебрифинга необходимо завершить за 1- 5 сессий, нельзя оставлять его незавершенным.
ТЕХНИКА ДЕБРИФИНГА
Шаг 1. Вводный: установление цели индивидуального дебрифинга.
- Установление цели дебрифинга
Цель: снижение влияния детского травматического опыта на выбор, чувства и мысли клиента в настоящем, а также помощь в переживании и избавлении от накопленных детских негативных чувств клиента.
- Создание атмосферы безопасности происходит за счет соблюдения следующих правил работы:
- Необходимо прервать процесс, если эмоциональное напряжение становится слишком сильным.
- После выполнения техник снижения напряжения. Например, дыхание по квадрату:
К процессу необходимо вернуться и выполнить его до конца, чтобы от него была польза.
- Необходимо убедится, что весь тест прочитан и понят, только после этого стоит заполнить таблицу дебрифинга.
Шаг 2. Реконструкция травматического опыта.
События. Реконструкция начинается с детально восстановленной, проговоренной и записанной полной картины происшедшего до того момента, пока человек не оказался в безопасности. Могут помочь следующие вопросы:
- Что произошло до травмирующего события?
- Как вы впервые поняли, что что-то не так?
- Что случилось дальше?
- Что вы сделали?
- Каким образом был нанесен ущерб?
- Как вы поняли, что все закончилось?
- Что вы делали после этого?
- Что делали другие?
- Какой момент был наихудшим?
Мысли. Затем реконструируются мысли, которые возникали при переживании травматического события.
Могут помочь следующие вопросы:
- Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло (вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших)?
- Какие мысли возникали при переживании катастрофического события?
- Какие мысли были самыми сложными для Вас?
- Что Вы подумали, когда оказались в безопасности?
- Что Вы думаете о этом событии сейчас?
Чувства. Могут помочь следующие вопросы:
- Что самое плохое для вас в этом событии?
- Какие чувства Вы переживали во время катастрофического события?
- Как менялись Ваши чувства по мере проживания события?
- Какие телесные ощущения вы переживали?
- Что из того, что вы увидели, услышали, почувствовали, ощутили (может быть, запахи, особые крики, слова, ужасные «картины» и т.п.) тревожит вас больше всего?
- Что Вы почувствовали, когда все закончилось, и Вы оказались в безопасности?
- Что Вы чувствуете сейчас по отношению к своему опыту?
Любые эмоции имеют право на существование, они важны и достойны уважения.
Шаг 3. Перспектива. Здесь стоит поразмышлять о планах на будущее. Задается вопрос: «Как вы видите свою дальнейшую жизнь?»
Шаг 4. Резюме. Суммируйте кратко все, что было сказано. Подумайте, не осталось ли чего-то еще важного, о чем хотелось бы сказать сейчас. Поблагодарите себя за то, что смогли поделиться своими чувствами и мыслями.
Хочу пожелать всем, дорогие читатели, чтобы практика не пригодилась))). Но боюсь, что скорее всего пригодится…
С уважением, Юлия Ю. Аношкина (вербальный терапевт, педагог-психолог, психолог - реабилитатор, кризисный психолог-консультант, супервизор).
© Защищено авторским правом. Копирование, без указания источника и автора, запрещено.
Автор: Юлия Юрьевна Аношкина
Психолог, Вербальный терапевт реабилитатор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru