Я неоднократно уже показывал в своих статьях, что, если в этимологическом словаре английского языка стоит фраза – неизвестное происхождение, то ищи разгадку загадочного для этимологов слова в русском языке. С вероятностью 50-80% ответ будет положительным. То есть, доходя до сути, находим первоисток слова в древних корнях предкового языка для русского и, что интересно, для всей массы современных индоевропейских языков. Об этом поговорим.
Но пока начнем с того, что есть нечто объединяющее в словах воздух, вздох, дух, вдох, дыхание, дышать, и даже – дуть, дунуть. Их первичность в языке наших предков – очевидна.
«Первая стихия, в которую приходит новый человек — воздух, он и означает начало жизни, первое движение младенца вздох, он открывает рот, он плачет, он кричит, он вдыхает воздух, он «крестится» воздухом, это первая и главная инициация»[1]..
Не менее безоговорочно очевидна первозданная первичность самых архаичных междометий языка наших предков – Ах!, Ох!, Ух!, а также А!, О!, У!
Это архаичное придыхательное "х" несло смысл воздушности, легкости, невесомости, бестелесности, что воплотилось также в столь же бестелесной характеристике звука – эхо. И вытекающие из этого понятия – "слух", "глух", и орган принимающий – ухо.
К слову, соответствием слову "воздух" в латыни является aer. Это слово через старо-французский (норманны) попало в английский язык в виде "air", где зафиксировано началом 13 века. В латинский же, полагают этимологи, попало из греческого языка, где имело вид – aēr (легкий туман, дымка). Но осталось для них, как водится, unknown origin – неизвестного происхождения.
Интересные эти западные этимологи – как только какое слово у них приближается по этимологии к неким истокам – они тут же включают "неизвестное происхождение".
Скажем, имя Шотландия. На английском записывается как Scotland, а читается как Шотлэнд. И неважно, что это двухсоставное слово – scot + land. В нем вся "прелесть" английского, в котором однажды подумали, или скорее не подумали, и придумали – а не заменить ли все эти sc на sh [ʆ] (ш). К слову, так же было у них scuppa [куп - покупать] - стало shop (магазин), или score(шкура, кожа) – shore (обувь), и т.п. В данном случае фиксируется 1 акт закона Гримма (переход k-h).
То же имело место и со скотами, когда sc приняло вид sh. Латиняне их звали Scotti (с 400 г. н.э.), на староанглийском же жителей Ирландии, ирландцев величали – Scottas. Это имя этимологи связывают с кельтами, и, как водится, оно для них "неизвестного происхождения".
Само это название, по сведению этимологического словаря, появилось вместе с ирландским племенем, которое вторглось в Шотландию в 6 веке до н.э. после того, как римляне ушли из Британии. А после правления Альфреда Великого это древнеанглийское слово обозначало только ирландцев, поселившихся на северо-западе Британии.
Конечно, окончательного вердикта на счет слова скоты этимологи не сказали, поэтому остается поле для версий. Но кельты пришедшие на Британские острова являлись носителями ИЕ языка, и фактически могли говорить одном из ранних славянских языков. В этой связи слово "скот" в древнем славянском обиходе не удивительно. А латиняне, в той форме, в которой его услышали, в той и заимствовали, и передали.
А теперь вернемся к удивительному и замечательному ряду воздух, вздох, дух, вдох, дыхание, дышать, а также – дуть, дуновение, дым.
Этот ряд потрясающе органичен и логичен. Возможно, первым из этого ряда было слово «дым» - невесомая субстанция, исходящая при процесс горения – очевидно сопровождавшая человека с самого начал его появления на земле. Столь же заметным изначально, проживающему в северном полушарии человеку, было и пар, выходящий изо рта при дыхании на холодном воздухе. И слово дым в силу подобия дыма и пара могло объединять оба эти понятия. Насколько далеко в прошлом это происходило, не известно, но скажем, ушедшие с Русской равнины 4500 лет назад арии унесли слово "дым" в его еще двойном смысле. В древнеиндийском языке и дым, и пар – это Dhūma, где сохранилось еще придыхательное «h» (х).
Впрочем, видимо, изначально это Dh могло быть тем самым полногласным Duh (дух, дых). Поскольку полногласие – это свойство первоязыка, развившегося из дыхания.
«Человеку произносить гласные гораздо удобнее, чем согласные. Именно благодаря гласным мы обладаем божественной способностью к пению, вообще — к мелодии, музыке, поскольку первый музыкальный инструмент на земле и был голос. «Гласность», собственно, и есть «глас», голос, язык. Первозданная гласность русского языка удивительным образом до сих пор проявляется в такой детали русской речи, как паразитическое «А» в начале любого предложения («А я иду, шагаю по Москве…», «А где мне взять такую песню…», «А у нас во дворе есть девчонка одна…»), а также «Э», «О», «У», «И». Это одно из самых архаичных зерен нашего языка, которого мы не находим у индоевропейцев»[2].
У европейцев же "а" в начале слова несет отрицание, что имеет уже архаическое отношение к только чисто индоевропейским языкам, и не свойственно славянским. Лингвисты отмечают при этом, что архаика индоевропейского «а-» - это не только отрицание, но и обозначение «враждебности», как, например, авестийское «a-sura» в отношении враждебных им ведических более благожелательных «sura». Так или иначе этот индоевропейский стереотип мышления закрепился через латынь в начальной позиции звука "а-" в слове в качестве отрицания.
Отметим, что русское полногласие – это родимое пятно нашего языка, и еще не полностью утеряно. Хотя заимствования из церковно-славянского такие, например, как «глава», «глас», «древо», «чрево», «млеко», «брег», «нрав» и другие, свое недоброе дело сделали. К счастью, параллельно еще существуют архаичные им соответствия – голосъ, дерево, берегъ, норовъ и прочие. Особенно архаичная сохранность полногласия заметна в севернорусских говорах - «ворогъ» (враг), «волокъ» (волк), «верехъ» (верх). Современный твердый знак, стоящий в окончании перечисленных слов, указывает на архаичное полногласие, где знак «ъ» - редуцированная гласная. Между тем, и знаменитое вологодское «оканье» - это и есть архаичность внутри самого русского языка.
Теперь разрешим неразрешимую загадку западных этимологов, растерявшихся перед необходимостью пояснить, откуда же у них появилось слово air (аир\эйр), и отмахнувшихся от долгих объяснений «неизвестным происхождением». Выше уже не только показано, что в начале было слово «п-ар», потерявшее при использовании начальную «п», но и отмечена смысловая связь указанного слова с дыханием, с духом, с воздухом, объединенных корнем «дух».
Ну, и как не обратить внимание на внедренное в русский язык только недавно слово вейп «vape»? Его происхождение в языке, из которого оно к нам буквально влезло в окно, как нечистая сила, которую не пускали в дверь, неизвестно. По крайней мере, этимологи предлагают варианты, но приходят к единому – неизвестно. И тут мы им подскажем.
Смысл слова vape – испарять (выпаривать). К слову и французы, из языка которых это слово – vapor\ vapour – попало в английский, сохранили все ключевые корневые согласные – VPR, опираясь на которые, можно сопоставить его с русским «выпарить» (ВПР). Что, безусловно, и послужило в конце 14 века образованию в английском языке из французского слова vape. Впрочем, у предков англичан до французского заимствования существовало другое слово, не менее загадочной истории – loft (воздух, небо).
То, что язык портится от смешения и миграций особенно заметно на английском. Достаточно было англам саксам, ютам, и, кто еще там, обосноваться на Британских берегах, и из их «германского языка» стало образовываться некая англосаксонская смесь, своего рода эсперанто. Некогда и арии на Русской равнине говорили на некоей разновидности санскрита, а сегодня на их новой родите – хинди и фарси.
Предки русских, оставшиеся на Русской равнине были наименее подвижными, если и расселялись, то выселками, то есть на небольшое расстояние. Их география менялась незначительно, однажды в древности полученные названия гидронимов почти не изменились. Поэтому и видим такие удивительные общие с ариями названия. Потому и русский язык не был подвержен катастрофическим изменениям других индоевропейских языков. И является самым сложным по внутренней структуре, самым «гласным» в группе индоевропейских языков, самым архаичным.
Американский лингвист П. Фридрих, писал, что славянский язык лучше всех других индоевропейских языков сохранил древнейшие индоевропейские названия деревьев. По его мнению, «праславяне жили в той же природно-климатической зоне, что и праиндоевропейцы», и «после общеславянского периода носители различных славянских диалектов в существенной степени продолжают жить в подобной области».
Также и немецкий славист Карл Менгес писал, то же о балтославянах. Впрочем, под термином балтославяне у него следует понимать просто – «славяне», к которым многие современные лингвисты относят и литовцев с латышами. Но немец тогда об этом мог и не знать. Он пишет:
«Балтославяне не участвовали в великих завоевательных движениях индоевропейских народов, происходивших в начале II тысячелетия до н.э.... Балтославяне и сегодня занимают большую часть той территории, которая, как можно полагать, была первоначальной родиной индоевропейцев. Видимо, балтославяне передвигались меньше всех других индоевропейцев.… и возможно говорить о большей «чистоте» индоевропейской природы у балтославян»[3]. В этом верном по сути умозаключении заслуживает замены только одно слово – балтославяне на славяне.
И если лингвисты только высказывали гениальные догадки о древности праязыка языка Восточно-Европейской равнины, то сегодня появилась возможность подтвердить их озарения реальными фактами. Речь о генеалогии обитавших в глубокой древности на Русской равнине людей. По данным молекулярной истории у истоков так называемой "индоевропейской общности" здесь жили люди с гаплогруппой (рода) R1a-Z645, которые уже 4,5-5 тысяч лет назад являлись носителями древнеарийского языка, разошедшегося здесь на ветви – славянскую и арийскую. История этих ветвей известна как история индоевропейских языков. Современный же русский язык потому на 54% совпадает по базисной лексике с древнеиндийским языком, что когда-то, 5 тысяч лет назад, а возможно, уже 6 тысяч лет назад, они пребывали в единой лингвистической арийской общности.
Откуда, когда и как сам род R1a перебрался в Восточную Европу, – это отдельная история, уходящая корнями в Южную Сибирь и во времена примерно в 22-24 тысячи лет назад….
Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайк.
Б. Новицкий
[1] А. Тулупов. Род севера.
[2] Там же
[3] Там же