#символика
В доисторическое время концентрические круглые кольца (волновые круги), которые обнаружены на каменных стенах больших каменных гробниц эпохи неолита, вероятно, могли указывать на погружение в воды смерти. С представлением о том свете за неким кольцевым морем и об ограничивающей мир живущих реке связаны многочисленные изображения (в виде насечек) кораблей (кораблей мертвецов), которые должны были доставлять мертвых в иной мир. В этрусском погребальном искусстве их место заняли прежде всего дельфины, которые перевозят души на потусторонние острова блаженных, тогда как позднее на первый план вышли ужасающие демоны смерти (Хару, или Харун), с молотом, похожим на двойной топор, Тухулка со змеями в руках, с внешностью, напоминающей черта.
На античных надгробных камнях наряду с изображениями самих умерших можно увидеть часто плакальщиц с покрытыми головами, реже — гения-покровителя с опущенным факелом, коробочки мака как символы сна.
Более непосредственные символы смерти — скелет и череп (это также знаки шестого дня ацтекского календаря). Кости могли быть и символами будущего воскресения: «Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете... И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез 37:5,7,10). Фигуры «оживших» скелетов в позднее средневековье изображались зачастую в сценах плясок смерти, которые символизировали справедливое уравнивание судеб в смерти.
Старинным символом корабля смерти является «корабль церкви» с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай). Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные — улитка (которая спит в доме-«могиле») и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе.
В качестве «обрезающей жизни» изображается коса (серп) смерти, иногда она носит также лук и стрелы как смертельное оружие или песочные часы как указание на ограниченный срок человеческой жизни.
В романтизме встречается изображение плакучей ивы.
В Европе символическим цветом смерти является черный, в Восточной Азии — белый.
В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Азраил, который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами людей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы: «Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины» (Бельтц, 1980 г.). Ангел смерти Азраил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть.
На XIII карте «Большой Арканы» в игре тарот изображается смерть в виде скелета с косой или луком и стрелами, часто в черном одеянии с капюшоном или в качестве «апокалипсического всадника». Предсказательное толкование этой карты - смерть, утрата, изменение, устранение старого новым.