Насколько различные аргументы за существования Бога связаны с научным доказательством? Возможен ли диалог между наукой и богословием на основании этих аргументов?
Существует множество доказательств существования Бога, но, как справедливо заметил о. Игорь Ковалевский, все они могут не доказать, а обосновать бытие Бога. Достоверно доказать, что Бог существует – невозможно. Даже если ежедневно ровно в 12 часов дня с неба будет звучать колокольный звон и трубный глас будет произносить: «Покайтесь, и веруйте в Евангелие», найдутся люди, которые не покаются и не уверуют.
Тем не менее, сентенции, претендующие на то, чтобы быть доказательствами Бога, существуют. Самые известные из них: это так называемые «пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского (1225-1274)»:
1. «От движения – к Перводвигателю».
2. «От связи причин и следствий – к Первопричине».
3. «От случайности – к Необходимому Существу».
4. «От несовершенств в мире – к Абсолютному совершенству».
5. «От целесообразности в мире – к Устроителю мира».
Иммануил Кант (1724-1804) свел эти доказательства к следующим трем: онтологическому, космологическому и телеологическому. Впрочем, позже сам философ показал несостоятельность собственных доказательств, и создал четвертое – моральное (нравственное) доказательство существования Бога.
Доказательства Канта стали называться «классическими» доказательствами бытия Бога.
Конечно, в XXI веке «доказательства» Св. Фомы и И. Канта не могут восприниматься так же, как их понимали современники этих философов. Богословская мысль не стоит на месте. Разум верующего человека не переставал искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца. Так кандидат философских наук Георгий Хлебников приводит более полутора десятка доказательств в своей статье «16 доказательств бытия Бога».
Диалог между религией и наукой не прекращался никогда, особенно жаркие дискуссии разгорелись с наступлением Нового Времени, принесшего т.н. Научно-техническую революцию. Ниже я приведу высказывания о Боге и религии ряда известных учёных.
Верующими людьми были многие знаменитые гении науки. Так, например, у Ньютона было по богословию исписано едва ли не больше листов бумаги, чем по физике. По свидетельству его современников, когда Ньютон произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу.
Один из основоположников новой физики, Паскаль, как-то произнёс: «все противоречия, который более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии более всего и привели к ней».
Пастер (один из основателей современной бактериологии) говорит: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца». Его коллега, биолог Линней писал: «воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать».
Кеплер восторженно произносит: «О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу Твоему во всю твою жизнь».
Серию высказываний знаменитостей хотел бы подытожить словами Френсиса Бэкона, который как-то сказал, что «только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно».
Католическая Церковь последние несколько веков старается идти в авангарде науки. У Ватикана есть целых две астрономические обсерватории: первая была основана в 1930 году в Кастель-Гандольфо, Италия; вторая действует в США (Vatican Advanced Technology Telescope). К слову сказать, знаменитая теория Большого взрыва была разработана в своё время католическим священником. 22 ноября 1951 года Папа Римский Пий XII объявил, что теория Большого взрыва не противоречит католическим представлениям о создании мира.
Папы Франциска на пленарном заседании Папской академии наук отметил, что с появлением человека «Бог делает еще больше»: Он наделяет человека «ответственностью за творение», а автономия, которую Бог даёт человеку, «отличается от автономии природы», - это и есть «свобода».
Папа Франциск особо подчеркнул, что ученый «должен руководствоваться доверием, скрытым в природе, в её эволюционных механизмах, потенциалом, который призваны открыть и реализовать разум и свобода, чтобы развиваться согласно замыслу Творца. И тогда, сколько бы ограниченной она ни была, деятельность человека участвует в силе Божьей, и она способна построить мир, подходящий для его двоякой жизни – телесной и духовной; построить человечный мир для всех людей, а не только для группы или привилегированного сословия».