В сентябре 1988 года в зале Верховной коллегии Военного суда СССР был настоящий аншлаг. Огромному количеству журналистов и публике было страшно интересно, чем закончится дело. На суде один из обвиняемых признался, что купил себе орден Ленина за полмиллиона рублей. Но собрались в основном здесь не из-за обвиняемого, купившего орден.
Всех привлекал красивый брюнет, который больше всего на свете боялся, что на суд в качестве свидетеля вызовут его супругу: Галину Брежневу.
Личная жизнь Юрия Чурбанова состояла из сплошных легенд. По одной версии, которая глубоко возмущала самого Чурбанова, то, что Галина обратила на него внимание, когда он в должности подполковника ГАИ стоял на спецтрассе, а Галина с всесильным папой ехали мимо.
Вторая версия гласит, что историческая встреча состоялась в ресторане Дома архитекторов. Галина Леонидовна сразу оценила красоту подполковника и хорошие манеры.
Она умела влюбляться с первого взгляда. Никаких дурных предчувствий у Чурбанова не было.
Роман с кремлевской принцессой он расценил как счастливый лотерейный билет. Поначалу все было прекрасно. Галина выглядела влюбленной женщиной. Она так устала от одинокой и бестолковой жизни, хотела обрести плечо и нормальный в глазах родителей брак.
Три месяца они встречались и накануне ее дня рождения решили пожениться.
Леонид Ильич был просто счастлив. Он подарил молодоженам роскошную квартиру на Большой Бронной и надеялся, что дочь наладит настоящую семейную жизнь.
Но через несколько лет она превратится в пьющую женщину и закончит жизнь в психиатрической больнице. Виноватым в этом ее подруги считают только Чурбанова.
”Галина не пила никогда. Это с ним она начала пить”, - заявляют они.
А Чурбанов попадет в тюрьму. “Никому не пожелаю того, что я прошел за эти семь лет”.
14 сентября 1987 года по приглашению следователя по особо важным делам Германа Каракозова Чурбанов приехал в Генеральную прокуратуру. Зачем - не знал. И как только он вошел в здание, к нему обратились два молодых человека.
“Отобрали часы, авторучку. То, что подтяжки сняли, это точно. Потому что когда я вошел в кабинет к Каракозову, где сидели Гдлян, Иванов и незнакомые мне люди, я поддерживал штаны руками”.
Юрий Чурбанов.
В кабинете Каракозова ошарашенному Чурбанову предложили присесть, взять ручку с бумагой и написать под диктовку заявление на имя Генерального прокурора СССР.
“Под издевательски-размеренную диктовку Гдляна я написал о том, что, занимая ответственные посты в МВД СССР, я получил взятки на сумму в общей сложности полтора миллиона рублей.
Расхаживая по кабинету Каракозова, Гдлян продиктовал мне имена и фамилии 132 человек, от которых я якобы получал деньги, и сам называл суммы взяток: 15, 20, 50, 200 тысяч. Сколько хотел!”
Юрий Чурбанов.
Николай Иванов характеризовал его как страшно слезливого человека. Допросы могли длиться часами, на которых Чурбанов действительно плакал. Но с ним работали люди, которых слезами разжалобить было невозможно.
Гдлян и Иванов в то время были первыми, кто понял силу маркетинга. Пресс-конференция, данная Гдляном и Ивановым, была покруче любого шоу. Они давали интервью возле длинных столов, заваленных деньгами и ювелиркой, конфискованной в Узбекистане.
Юрию Чурбанову отвели роль вишенки на торте.
Гдлян и Иванов хотели показать, что щупальца узбекского спрута дотянулись до Москвы.
Однажды Чурбанов поведал следователям, что часть его несметных сокровищ находится в его квартире. Оперативники осмотрели каждый сантиметр квартиры, отбойными молотками долбили пол. При обыске присутствовала Галина Брежнева. Он длился несколько часов, а Галина становилась все пьянее и пьянее.
Галине был 41 год, когда она вышла за 34-летнего Юрия Чурбанова. После свадьбы его сразу произвели в полковники. Через три года он стал начальником политуправления, генералом и получил Орден Красной Звезды.
Через четыре года брака он стал заместителем министра внутренних дел и генерал-лейтенантом. А следом тесть сделал его кандидатом в члены ЦК КПСС.
Чем выше он поднимался по карьерной лестнице, тем хуже становились его отношения с Галиной. Она хотела праздника, былой романтики, а он приходил домой очень поздно и заваливался спать.
В школе Юра никаких особых талантов не выказывал. Был в числе хулиганов и лентяев. Никто не думал, что его ждет такой карьерный взлет. После ремесленного училища он был простым слесарем-сборщиком, и работа на заводе ему не нравилась.
Чурбанов понял, что нужно двигаться по комсомольской линии. Он вырос до инструктора ЦК ВЛКСМ. Женился, в семье родился ребенок. Супруге не нравилось, что Юрий очень любил приводить гостей и крепко выпить. Он заочно закончил юрфак МГУ, и его назначили рулить политработой в исправительно-трудовых учреждениях.
В то время он и представить не мог, что пройдут годы, и он сам пополнит армию заключенных.
Процесс над Чурбановым длился три месяца. С каждым днем в Чурбанове все меньше и меньше оставалось от человека, которого можно назвать одним из главных плейбоев страны.
А когда он был еще зятем Брежнева, то выглядел просто шикарно. Когда он приезжал ранним утром на работу, то в кабинете его уже ждал личный парикмахер. Он очень трепетно относился к своей прическе. Красивый, влиятельный, с редким чувством юмора, он очень нравился дамам. Галина совершенно обоснованно подозревала мужа в изменах.
В сентябре 1988 года по стране вовсю шагала перестройка. Именно в это время в Москве судили целый отряд высокопоставленных казнокрадов из Узбекистана. Процесс сделали публичным.
Именно в это время в стране заговорили и о бриллиантах Галины Брежневой. Муж тоже стал фигурантом этого дела. Ажиотаж был невероятный.
Ведь почти всем сидящим на скамье подсудимых грозила вышка.
“Гдлян добивался, чтобы Чурбанова тоже приговорили к расстрелу. И, насколько я понимаю, он был поддержан Горбачевым.
Владимир Калинченко. Бывший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР.
“Тех доказательств, которые собраны, и тех фактов, которые имеются, достаточно, чтобы спокойненько приговорить его к высшей мере наказания”.
Тельман Гдлян о Чурбанове.
У Юрия Чурбанова могла быть заурядная биография ничем не выдающегося сотрудника МВД. Но в 1972 году он бросил семью и ушел к Галине Брежневой. Правда, в светлые чувства Чурбанова верят немногие. Он крутил романы, приходил домой пьяным под утро, устраивал скандалы.
Как Галина кричала ему: “Ты чурбан и солдафон”, слышал весь подъезд их элитного дома. Мерзкие сцены случались и при людях, приглашенных в гости. К своему 50-летию Галина получила орден Ленина.
Но однажды Галина решила отметить вручение ей еще одного ордена, на этот раз: Трудового Красного Знамени. И Чурбанов брякнул: -Ну теперь ты, Галина, год будешь отмечать, - намекая на то, что она не может остановиться, принимая алкоголь.
После этого она запустила в него наградой.
-Ты посмотри на себя в зеркало, красавчик. И займись своей биографией. Посмотри в свою записную книжку, где у тебя зашифрованы твои подруги. И не надо мне говорить, сколько я буду обмывать. И как я буду себя вести. Все твои звездочки благодаря мне. Не считай, что ты ровня мне, - не унималась Галина.
Все замерли. А Чурбанов вел себя как ни в чем не бывало.
Получив высокую должность заместителя министра внутренних дел, Чурбанов поделил окружение Щёлокова на друзей и врагов и стал действовать прямолинейно и грубо.
Особо рьяно он взялся за Сергея Крылова, который в то время был назначен ректором Первой академии МВД в СССР. Он бы ставленником Щёлокова. Чурбанов устроил ему настоящую травлю.
Чурбанов не раз вызывал его к себе и говорил, что считает его назначение на эту должность ошибкой и копил на него компромат. Он хотел доказать, что ректор ворует выданные для Академии деньги. Многие считали, что Чурбанов просто завидовал Крылову.
Ректор Академии был гораздо образованнее и умнее его и пользовался огромным уважением коллег.
19 апреля 1979 года Сергей Крылов узнал, что ревизионная комиссия обнаружила многочисленные нарушения в его хозяйстве и будет доказано, что он присвоил себе два телевизора и наворовал денег на кооперативную квартиру. Крылов обратился за помощью к Щёлокову, но тот отказался помочь и сказал, что связываться с Чурбановым не будет.
Крылов закрылся в своем кабинете и написал последнюю в своей жизни записку, где очень нелестно отозвался о Щёлокове и Чурбанове и был убежден, что их конец будет не менее печальным, чем его.
Чурбанов не считал, что виновен в смерти уважаемого человека. Пока что он упивался властью, органично влившись в коррупционную систему МВД. Получая взятки, он ничего не обещал. Да от него ничего и не требовали. И благодарить его было не за что. Ему несли деньги только за то, что он был зятем Брежнева.
Как-то его послали в составе делегации в Йемен, но он все дни пил, из-за чего президент страны его не принял.
Когда Чурбанов оказался в Азербайджане, Гейдар Алиев забил самолет, на котором он улетал в Москву, дорогими подарками. Чурбанов не был против.
С подчиненными он вел себя часто грубо. Был зациклен на их внешнем виде и требовал неукоснительного выполнения устава.
Отношения с Галиной становились все хуже. Они жили, создавая фальшивую картину крепкого семейного союза. Галина все знала про шашни Чурбанова, он - про ее любовников. Пороки у них были общими. Окружение Брежнева постоянно обсуждало некрасивые слухи о браке Галины. Как она и ее супруг спускают огромные деньги в ресторанах.
Такой образ жизни не мог не сказаться на лице Чурбанова. Если волосы еще можно было уложить, то что делать с опухшим, несвежим лицом, было непонятно. Однажды он даже не смог дойти до квартиры, рухнув в забытьи прямо в подъезде. Увидев своего мужа, Галина не стала затаскивать его домой.
Гдлян и Иванов изучили всю жизнь Чурбанова. Но богатств во время обыска в квартире Чурбанова им обнаружить не удалось. Он знал, что его будут привлекать к ответственности, и хорошо подготовился. На суде все ждали появления Галины Брежневой. Но она, как говорится, была не в форме и показания давала заочно.
При Андропове семью умершего Леонида Ильича не трогали. Когда к власти пришел Черненко, Галина убеждала мужа, что нужно срочно уезжать. Но Юрий Чурбанов отличался дикой самоуверенностью и не мог поверить, что кто-нибудь над ним может учинить расправу.
"Кому я здесь нужен" - считал он. Правил Черненко недолго. Его место занял Горбачёв, который давно ненавидел Галину. Он выселил ее мать с казенной дачи и лишил всех привилегий. Другие дети Брежнева не могли никуда устроиться на работу. А Чурбанов стал замечать, что за ним следят.
После трех месяцев судебных заседаний судья Маров пришел к выводу, что из тринадцати обвинений против Чурбанова можно оставить только три. Остальные шиты белыми нитками.
Гдлян и Иванов считали, что судья Маров совершил преступление. Он слишком мало дал коррупционеру Чурбанову. Народ, по мнению Гдляна, хотел большего.
В идеале: расстрела. А Чурбанову дали всего 12 лет.
После вынесения такого приговора судью Марова освободили от занимаемой должности и отправили на пенсию. Буквально сразу. Такое решение мог принять только Горбачев. Значит, его не удовлетворял приговор в отношении Чурбанова.
Чурбанов понимал, что судили не его, а покойного Брежнева, который позволил расплодиться коррупции.
Чурбанова отправили по этапу. Но затеряться в толпе заключенных он не смог. К нему в колонию беспрерывно приезжали журналисты, которым была очень интересна фигура поверженного кремлевского зятя.
После одного из откровенных интервью сокамерники устроили ему “темную”. Его пришлось перевести в другой изолятор. Юрия Чурбанова в 1993 году помиловал Ельцин.
После тюрьмы идти ему было совершенно некуда. Семьи у него не было. Галина с ним развелась. Он жил у сестры в убогой квартире на окраине Москвы. Телефоны молчали. Его никто никуда не звал, никто не навещал.
Купив букет цветов, он пошел к Галине. Долго звонил в дверь, а когда ему открыли, он с трудом узнал в неопрятной, обрюзгший старой женщине некогда красивую Галину. Она уже была психически нездоровой женщиной. Пригласив Чурбанова к столу, Галина достала бутылку водки. Посидели, но разговора не вышло.
- Галя, у тебя из моей одежды что-нибудь осталось? Костюм, китель какой-нибудь. Я живу у сестры. У меня ничего нет. Даже ботинок.
-Юра, я все пропила.
Но Чурбанову повезло. Его стала опекать Людмила Кузнецова.
С этой женщиной у него был роман еще в студенческой жизни. Из тюрьмы он вышел инвалидом, и она, как могла, помогала лечить его многочисленные болезни.
-Не надо меня жалеть. Меня любит самая лучшая женщина в мире, - сказал он о Людмиле Кузнецовой.
Но пить не перестал. Психика его была нарушена. Он часами мог сидеть и смотреть в одну точку.
В 2005 году у него случился первый инсульт. В 2008-м - второй. После этого он больше с кровати не вставал.
Через пять лет тяжелой жизни его не стало. Кроме Людмилы, никто по нему не плакал. Первая жена и сын его давно забыли.
В колонии он не раз жалел, что женился на Галине Брежневой. Жалела о браке с ним и Галина.
За этот брак они заплатили невероятно высокую цену.
Дорогие подписчики и гости канала. Большое спасибо за внимание. За ваши добрые слова и комментарии. Будьте здоровы, счастливы. С любовью к вам.