Найти в Дзене
Григорий И.

Bez Б. Курсив М. Веллера*, на халяву

*Михаил Веллер признан в апреле 2024 года иностранным агентом. Живет в Эстонии
*Михаил Веллер признан в апреле 2024 года иностранным агентом. Живет в Эстонии

Григорий Иоффе

Каждое утро даю себе зарок: хотя бы день без строчки! Но жизнь тут же подбрасывает новые темы, от которых никуда не уйти. Очередная новость: Веллер доболтался. И кому теперь достанутся его российские гонорары? Вопрос к издателям его "шедевров".

Мишка, Мишка, где твоя улыбка? И вспоминаются славные времена "Скороходовского рабочего"!

Легендарный "Скороходовский рабочий" (выходил 5 раз в неделю на 4-х полосах, тираж 5000 экз.) в 1970-е годы был лучшей газетой города Ленинграда. Здесь работал коллектив талантливых ребят, меньше всего думавших о карьере. На две трети - выпускники университетского филфака, переводчики с английского, польского, испанского, французского... Сюда можно было попасть только по протекции.

Здесь много пили, говорили много лишнего, но не стучали, капустниками отмечали все праздники. И много работали: газетный конвейер требовал полной отдачи от каждого. Выдерживали избранные. Небезызвестный писатель-балагур, а тогда еще попросту Мишка Веллер, продержался несколько месяцев. Но след оставил: рассказом "Голубые города", в котором изобразил себя суперменом, ненадолго заглянувшим в местечковую многотиражку.

Что, после прочтения сего опуса, подвигло меня на дружеское отмщение в виде пародии на веллеровское творчество, причем, при участии самого классика, тексты коего, обозначенные курсивом, ненавязчиво вплетаются в ткань рассказа. Остальные персонажи все реальные, с собственными именами и фамилиями:

Bez Б.

(Курсив М. Веллера, на халяву)

«Бриллиантовая Звезда “Победы” впивалась Жукову в зоб».

М. Веллер, «Трибунал»

«Я выгреб остатки из кошелька и взял сверх программы литровку “Абсолюта” и самый большой арбуз».

М. Веллер, «Голубые города»

Красный в горох партийно-хозяйственный галстук впивался Адольфу Феодосьевичу Алексееву в зоб.

Он отогнул полу пиджака, хмуро оценил торчащий из жилетки забугорный хронометр.

— Эйн, цвэй, дрэй! — негромко, но внятно произнес партайгеноссе «Скороходовского рабочего». — Открытое собрание ячейки считаю открытым.

От клавиш машинки обернулся смуглый и маслиновоглазый брюнет Ачильдий — Серега Ачильдиев, — и сверкнул зубами.

— Ком цу хир! — шевельнул углом рта Адик Алексеев, и его похожее на пожухшее красное яблочко в очках лицо побагровело. — Ответсекр! — прорычал Адольф. — Сейчас мы посмотрим, какой из меня ответсекр.

— Водка стынет! — весело закричал лаковый красавец Ачильдий.

Алексеев покосился неприязненно:

— Я сказал: ком цу хир!

Кто-то постучал.

Ачильдиев вскочил и резко распахнул красную, испещренную автографами бывавших в редакции знаменитостей, дверь в «мамкин» кабинет.

Вошедший двигался расслабленно и устало. Широкоплечий и длиннорукий, он оказался несоразмерно низок. Как все рано лысеющие гении, он взбил височки и зачесал редкие волосинки справа налево. Это обнажало могучий нахмуренно-наморщенный лоб.

— Вас ист дас? — проперхал, откинувшись на спинку кресла, партайгеноссе: очки сползли с носа и едва держались на самом его кончике.

Есть такая профессия — правду говорить, — вытянув руки по швам и задрав к потолку нос, продекламировал вошедший заученную фразу. — Я предсказал в «Гонце из Пизы…»

— Про Пизу, а заодно и про Гану потом расскажешь. — Адольф размял папиросу и закурил. — Я тебя вас ист дас спрашиваю. Или ты по-русски не понимаешь?

— Михаил Веллер, мастер русской прозы, в остросюжетной форме ставит вечные вопросы — и наши современники…— принялся цитировать собственноручно состряпанную аннотацию мастер.

«Легенда Невского проспекта», хрен могилевский и космополит, — поделился Гришка Иоффе и как бы сморгнул слабую слезу. Вялый-то он был вялый, но в глубине души немножко ядовитый.

— Сам дурак, — парировал Мишка, — ну, проторчал ты в своем Ягодном, зековской столице Колымы, пять лет: вернулся несолоно хлебавши, усох, опал, постарел, а пишешь-то так себе.

— Мудак ты, Мишаня, — поморщилась грузинская княжна Маринка Галко. — Она сидела напротив на диване и щурила мохнатые ресницы. Хлебом ее не корми — дай поохмурять ближнего. — И какого рожна ты в своей книжонке напечатал, что все равно я тебя очень всегда любила?

— Ну ты крута, мать, стала, — пропыхтела Алка Зайцева, еще не гражданка глубоко независимой Эстонии и еще не Каллас.

— По матери потом, — оборвал подчиненную по партотделу партайгеноссе и невольно покосился на «Мамку»-Риту, сидевшую во главе низкого стола для летучек, крытого исцарапанным красным пластиком, и окруженную парой сорокалетних дур.

— Ближе к телу! — сострил Аркашка Спичка, обычно сидевший дома и работавший без отрыва от собственного стола: фельетоны, переводы и брошюры по гастрономии холостяка. — Через сорок минут у баушки портвейн кончится!

При словах «у баушки» Алексеев и Зубков одновременно посмотрели на часы: всем троим давно пора было быть в предбаннике ресторана «Аквариум», как раз напротив «Скорохода», где баушка в окошке продавала в розлив — стакан плюс конфетка — недорогой портвейн.

— Успеем, — хладнокровно констатировал Мишка Зубков: до «Скорохода» Мишка два года плавал пассажирским помощником на «Лермонтове» и был любимцем публики и команды. Но теперь Мишка спился, опустился, не вылезал из депрессии — голливудский красавец, умница, талант, «Мистер филфак» и однокурсник Спички все пять студенческих лет. — Хотелось бы услышать байку, как обвиняемый с нами пиво пил.

— Не сдувай пену! — закричал Бейдер, и все загоготали.

— Пусть расскажет! — хором прокричала пара сорокалетних дур, требуя немедленной сатисфакции за все веллеровские инсинуации.

— Валяй, — вяло разрешил председательствующий.

Мишка Веллер достал из кармана коричневого бархатного пиджака книжку «Б. Вавилонская», открыл ее на стр. 283 и выставил ногу в обтянутой клетчатой штанине с выражением достоинства и непринужденности.

— Мы пили пиво у ларька на углу Воздухоплавательной…— начал Веллер без тени смущения.

Тут не выдержал Вовка Бейдер. Ариец. Бердичевский самурай.

— Ты на себя в профиль давно не смотрел? На Воздухоплавательной! Ты б хоть сначала расположение пивных точек на местности изучил, а потом уж за машинку садился.

— И кто это — мы!? — вдогонку поинтересовался ядовитый Гришка Иоффе.

— Ну, я, Спичка, Зубков, Бейдер… — Веллер обвел вокруг влажным взглядом, споткнулся на Иоффе: — Ты…

— Один раз взяли, — согласился Спичка. — Но кто ж тебя на халяву каждый день поить станет?

— А помните, как в Таллине в кабаке Рита его на десятку раскрутила? — оживилась Зайцева, еще не Каллас.

— На нем потом неделю лица не было, — подколол фотошник Фрома.

— Одна жопа, — прогудел улыбчиво матюжник Бейдер.

— Веллер на халяву, — уверил маленький Витька Андреев и мотнул эспаньолкой.

— А мне Веллер бутылку сухого поставил! — пригорюнившись, поделился Гришка Иоффе и, как водится, как бы сморгнул слабую слезу.

— Гриня, не кизди! — прицокнул Вовка Бейдер. — Или колись!

— Адольф Фердинандович, ведите собрание! — толкнула в бок задремавшего было председателя редактор Раиса Ивановна. — И кстати, с какой это стати он обзывает меня на странице 292 то Раисой Максимовной, то Раисой Михайловной?

— Руки прочь от Риты Ивановны! — угодливо прокричал фотошник Фрома, сдвигая козырьком назад неснимаемую капитанскую фуражку и щелкая камерой.

— Сколько раз я учил его: не ешь макароны с хлебом, — просыпаясь, пробурчал председательствующий, и принялся уже было протирать очки, как дверь из коридора с треском распахнулась и на пороге, заняв весь проем клетчатым пончо, объявилась по обыкновению опоздавшая Оля Кустова.

— Я все слышала! — сказала она.

— Однако, Оля, это тебя нисколько не оправдывает, — деликатно заметила Рита.

Не может быть!.. Не верю! — высоким молодым голосом продолжала Оля Кустова (наша «культура», редактор «Детгиза», «Лениздата», далее — везде), поерзала, умещаясь на стуле, нюхнула, вздохнула и зажмурилась.

— Мэм? — надев, наконец, очки, вопросил Адольф. — Я прошу вас объясниться.

— Я не верю, — все тем же молодым голосом сказала Оля, — что Веллер поставил Гришке бутылку сухого.

— Веллер — пузырь сухаго? Я бы предпочел хлебнаго, но все равно забавно,— хохотнул Адольф.

— Через двадцать минут и портвейнаго не будет, — обреченно заметил Спичка.

— И все равно, этого быть не может, — гнула свое молодым своим голосом Кустова, и Маринка Галко в знак одобрения опустила мохнатые ресницы. — Рассказывай! — хором накинулись они на Гришку.

— Регламент полторы минуты, — достав хронометр, объявил председательствующий.

— Попробую уложиться, — согласился у всех на виду седеющий Гришка Иоффе.— Дело было так. Мишка попросил меня прописать, временно, конечно, брата Сережку, чтобы того не выперли из меда. Ну, пришли ко мне заявление писать, с бутылкой сухого. Ну, выпили свою бутылку, потом две поллитры «Столичной» — я их на день рождения закупил. А потом опустились на четвереньки и лаяли на Рыжего.

— Прошу записать в протокол, — прервал Гришку председательствующий и строго поглядел на Зайцеву, исполнявшую роль секретаря.

— Прошу зафиксировать: товарищ мешал сухаго и хлебнаго.

— Пишу, пишу, — буркнула еще не Калласс.

— А у тебя, Григорий, еще десять секунд, — констатировал Адольф.

— Таки собаке очень понравилось. У меня все, — закончил Иоффе.

— Через десять минут баушка закроется и придется тащиться в кафе Ильичевки, — рассуждая тихо сам с собою, промямлил Спичка.

— А я завязал и плевать мне на твою баушку! — взорвался вдруг маленький Витька Андреев. — Я вызываю Веллера на дуэль за оскорбление моей супруги!

— Чего? Какой супруги? — обалдело спросил Мишка Веллер. — Ты ж давно в разводе.

— Ты, Миша, совсем, что ли, охренел в своем Таллине? — поинтересовался лаковый красавец из бухарских евреев Ачильдий. — Он уже двадцать лет, как на Наташке Жуковой женат. А я, между прочим, в Германию только к дочке езд… ездж… , в общем, летаю, не космополит, вроде тебя, а коренной ленинградец. И в «Неделе» я никогда не работал.

— И с чего это он взял, что мы дуры? — вслед за Ачильдием возмутились и сорокалетние, которые были скорее себе на уме, чем дуры.

— И почто ты, смерд, боярыню Глухову обидел? — добавил к возмущенному хору еще и председательствующий.

— Пять минут, пять минут, — вздохнул Спичка.

— Последнее слово обвиняемого! — провозгласил Алексеев.

— А вот нате вам, — подавшись грудью вперед, отрешенно заорал Веллер, — на халяву! А сколько я зарабатывал на вашем сраном «Скороходе»? Сто двадцать. Сто тридцать с премией! И вообще, художник имеет право на преувеличения! Литература — это не жизнь, это искусство.

— Вот и вставил бы в свое искусство воображаемые фамилии, а наши-то к чему трепать? — заметил красавец из бухарских Ачильдий.

— Да я вас в историю вписал! Вы теперь со своими фамилиями останетесь в литературе навеки!

— Да кто ж тебя через сто лет напечатает? Даже через пятнадцать? — равнодушно заметил любимец публики Мишка Зубков.

— Все, накрылась баушка, — сказал Спичка.

— Медным тазом! — не сдержался маленький Витька Андреев.

— Да вы все мне просто завидуете! — заорал Мишка Веллер. — Да меня ариец Вовка Бейдер еще когда на стр. 284 спрашивал, изящно так: «А ты все красиво нищенствуешь, художник?», да я еще тогда…

— Ну да, спрашивал, Бейдер и слов-то таких не знает,— фыркнула еще не Каллас. — Альфруд Фердоусович, я отказываюсь заносить в протокол эту ахинею.

— А, пиши, что хочешь, — отмахнулся партайгеноссе и запел: — баушка, баушка, баушка здорова…

— Пять минут — часы двенадцать бьют, — пробасил Спичка.

— Да эта ахинея, как ты ее называешь, уже в книге напечатана, — с горделивой запальчивостью сообщил Веллер. — Тиражом, между прочим, 30 000 экземпляров!

— Ну, напечатана. Бумага стерпит. И что? — обозревая главный писательский механизм Веллера, его широкий зад, поинтересовался циник Мишка Зубков. — И зачем?

— В смысле — на фига? — обалдело уточнил Веллер.

— Ну, на фига — если тебе так понятнее.

От этой циничной наглости популярный беллетрист и кассандровед даже присел. Но вдруг нашелся, хлопнул себя по массивным ляжкам и изрек голосом ехидного Гришки Иоффе:

— На фига — это значит приятно. Напечатали, и мне приятно! А вот если бы не напечатали, тогда совсем другое дело. Значит, тогда я дерьмо и так мне и надо.

— А ты и так дерьмо, щелкопер ты наш незатейливый, — зевнул председательствующий и подвел черту: — Голосуем. Кто за это предложение? Кто против? Кто воздержался? Все за. Собрание закончено. Аркаша, Мишель, по коням!

С этими словами портвейнгеноссе поднялся с кресла, сделал легкое па и, зайдя сзади, сжал визгнувшую дуру-Г. за основательные немолодые бедра.

— Мэм! позвольте вас тиснуть! по-партейному! — молодецки гаркнул он и упал в проход между столами. Это был его коронный номер.

Спичка подмигнул Зубкову, Зубков одобрительно тряхнул бородой, и циники-однокурсники ринулись к дверям.

— Ритуля, целуем ручки, и через час мы у ваших ног, — бросил уже из коридора Аркашка и с топотом растворился.

Раиса Ивановна махнула маленькой ручкой и обратилась к сидящим напротив Алке с Маринкой:

— У меня в Доме прессы спрашивают: чьи это такие красавцы в газетную типографию вычитывать полосы ходят? Это, говорю, наш «Скороход». От Зубкова, ой, они там вообще лежат. И Сережа Саульский, и Ачильдиев…— она обвела вокруг влажным взглядом, споткнулась на Иоффе: — Вообще все у нас красивые мальчишки!..

«Поплыла мамка», — пробурчал недолюбливавший ее Бейдер.

— «Я лично пью свою кружку пива в Мюнхене», — процитировал Ачильдиев со стр. 291. — Бред какой-то!

— Точно — бред. Вот уеду в Таллин, стану редактором «Радуги», я вас всех напечатаю, а Веллера на порог не пущу, — Алка Зайцева, еще не Калласс, решительно встала и сладко потянулась, выпятив значительную грудь.

— Как-кая баба! — прицокнул Бейдер.

— Дак а что, ребята, а как же теперь? — растерянно произнес забытый всеми М. Веллер.

— А ты, — распорядился оставшийся за партайгеноссе писатель-неудачник Гришка Иоффе, — выгребай остатки из кошелька и возьми сверх программы литровку «Абсолюта» и самый большой арбуз.

— Размечтался, — насмешливо сказал обнаружившийся рядом Саул.

— Оклад сто двадцать, — а «Абсолют»… — пробормотал классик.

— А ты с книжки сними, — сострил маленький Витька Андреев. — Не с вавилонской, а со сберегательной. С гонорара за 30 000 экземпляров.

— Ребята, там же депозит! — взмолился борзописец. — Проценты…

— Были проценты, останутся центы, — заржал поэт Андреев, возомнивший вдруг и себя тоже круто всходящей литературной величиной.

— Иди, иди! — пригрозил Веллеру матюжник Бейдер.

— Притащишь арбуз — буду ходатайствовать перед Альфонсом Фьючерсовичем о снятии взыскания, — добавил со своей ехидно-интеллигентской ухмылкой Гришка Иоффе.

— И «Абсолют»?

— Само собой!

Литровку?

— Мишаня, я не понимаю, что такое, — взыграла вдруг восточной кровью грузинская княжна Маринка Галко, — или это не ты написал про литровку в своей, этой, бэ? И что за бэ?

— Слово не воробей… — хмыкнул Андреев и осекся, подыскивая рифму к слову воробей.

— Жопы вы все и говны — вот что я вам скажу! — изрек Мишка Веллер и хлопнул дверью.

— Принесет или нет? Поспорим! — предложил Бейдер Ачильдиеву.

— Да я пиво вообще терпеть не могу, — уткнувшись в книгу М. Веллера «Б. Вавилонская», — возмущался тем временем лаковый красавец из бухарских. — Рюмка водки перед обедом — дело другое. Сосуды расширяет и для сердца польза… И что это за бэ?

— Я думаю — принесет. Я ему тогда и «Столичную» прощу, — пофантазировал Иоффе.

— Сука буду, хорошо живем, мужики, — одобрил Бейдер.

— Ага, а хорошо жить еще лучше, — процитировал Саул.

Обсуждавшие что-то на троих Кустова, Зайцева и Галко обернулись неприязненно:

— Гогочут… Над чем гоготать?..

Мужики прямо зашлись от этих слов.

— Нет, надо было с Мишкой и Аркашкой когти рвать…— сказал Бейдер. — Не верю я Веллеру.

— Ассонансная рифма, старик, — из машинописки, потягиваясь, вышел закончивший очередную книгу стихов и прозы Куберский.

— А может, по пивку пока, — предложил Гришка Иоффе.

— Только не в Мюнхене! — взмолился бухарец Ачильдий.

«Скороход» был удивительной конторой. Bez Б.

Рассказ "Bez Б." был впервые опубликован в книге "Дети Эзопа" в 2007 году

-2

Фото вверху из интернета