Найти тему

Как Фрейд разгадал секрет улыбки Моны Лизы?

Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо
Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо

Какой секрет скрывает пленительная и загадочная улыбка Моны Лизы? Философы, социологи, культурологи, представители других профессий имеют собственный взгляд на искусство и дают свой ответ на этот вопрос. Карл Маркс был экономистом и считал искусство идеологической надстройкой общества (рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического), которая обосновывает его экономические и социальные отношения. Предполагаю, что с его точки зрения улыбка Джоконды — это звериный оскал ранекапиталистических отношений в Италии начала XVI века.

Психотерапевты считают, что искусство это отражение внутреннего мира художника, его опыта, чувств, боли и радости. Для нас важнейшими являются детские переживания человека, потому что каждый из нас сложился, как личность, не месяц и не год назад, а тогда когда деревья были большими. Поэтому я коротко изложу факты детской биографии великого живописца. Итак, Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его отец — синьор Пьеро да Винчи, отпрыск довольно обеспеченного семейства. Его мать — Катарина, была, вероятно, крестьянской девушкой. После рождения Леонардо остается со своей родной матерью недолгое время. Его отец женится на донне Альбиере через восемь месяцев после рождения Леонардо. Однако их брак остался бесплодным. Поэтому Пьеро да Винчи и донна Альбиера через какое-то время забирают Леонардо к себе. По крайней мере флорентийский податный кадастр утверждает, что в пятилетнем возрасте маленький Леонардо уже жил с отцом и мачехой. Фрейд, в своем спорном, но интересном очерке 1910 года, делает предположение, что улыбка, застывшая на вытянуты, трепетных губах Лизы дель Джокондо, была похожа на улыбку его родной матери Катерины. Когда Леонардо писал ее портрет, в нем проснулось «нечто, что с давних пор дремало в его душе, быть может, какое-то старое воспоминание. Это воспоминание, всплыв однажды, оказалось достаточно важным, чтобы более не покидать художника.» Но насколько обоснованна гипотеза Фрейда с точки зрения фактов? Есть широко распространенное мнение, что загадочная улыбка принадлежит самому Леонардо. Некие британские ученые провели компьютерное исследование и сравнили автопортрет Леонардо и «Моны Лизы» и убедительно доказали, что некоторое сходство, кажется, есть. Нельзя не заметить, что на картине Андреа дель Верроккьо "Товия и ангел" и его скульптуре «Юный Давид» на устах ангела и Давида можно увидеть ту же загадочную улыбку Джоконды. Оказывается моделью для них послужил сам молодой Леонардо. Подобное сходство породило фантастическую по своей нелепости фантазию, что «Мона Лиза» это автопортрет Леонардо да Винчи, но в женском платье. Но достаточно согласится с предположением Фрейда, что загадочная улыбка - это улыбка матери художника, на которую Леонардо был похож, как сыновья, обычно похожи на матерей, все встает на свои места без затратных компьютерных исследований. Мне кажется эта схожесть укрепляет гипотезу Фрейда и делает практически доказанным, что Катарина, мать художника: «вероятно, обладала таинственной улыбкой, которую он утерял и которая так его пленила».

Современники Леонардо писали, что он полностью отдавался работе над этой картиной, тратил на ее написание почти все свое время, отказываясь от других выгодных предложений, не отдал ее заказчику и увез с собой во Францию, несмотря на выплаченный гонорар. Он начал работать над ней 1503 году и последние мазки сделал незадолго до своей кончины в 1519 году. Что заставляло великого живописца работать над этим портретом с такой страстью?

Английская школа психоанализа, которую еще называю кляйнианской, по имени ее основательницы Мелони Кляйн, считает, что психика ребенка проходит несколько стадий развития. Длительные наблюдения за младенцами от трех недель позволили Кляйн сделать довольно очевидные выводы. Младенец в первые дни своей жизни огорчается и радуется. Всякий, кто воспитывал детей помнит, как неистово и требовательно может кричать ребенок. Глупо отрицать, что в эти минуты младенец испытывает не только голод и страх, но и сильное раздражение, злость, а после того, как он утолил свои потребности, огромную радость и облегчение. Под этим понимается не только удовлетворение физиологических нужд, но и душевное тепло, которое дарят мамы своим малышам. В первые месяцы жизни ребенок еще не способен объединить в единый образ маму, которая замешкавшись не успела удовлетворить все его потребности и маму, которую кормит и улыбается ему. Если в это время ребенок был заброшен, им мало интересовались, к сожалению, формируется патологическая структура личности. Но если этот период прошел относительно гладко, ребенок постепенно научается объединять того, кто его огорчает и того, кого он обожает в единый образ. Таким образом, делается огромный шаг на пути построения здоровой личности. Однако, совмещение любви и злости дается малышу не просто. Он чувствует себя очень виноватым за свое раздражение, как будто оно является причиной того, что мама отлучилась и не подходит к нему. В этом момент малыш, чтобы успокоится представляет маму и очень радуется, когда она возвращается к нему. Травмы наших клиентов на этом этапе развития, оставляют не такие глубокие раны, но они, как правило, связаны с чувством вины и горечью от чего-то навек потерянного и утраченного.

Маленький Леонардо испытал страшное потрясение. Он утратил мать. Можно предположить, что он испытывал тоску, вину и жгучее желание вернуть то, что потерял. Эти чувства определили его психическую жизнь. Картина «Мона Лиза» была нарисована с использованием техники сфумато, которое изобрел сам Леонардо. В ней улыбка нарисована с нанесением сорока слоев тонкой глазури, толщиной несколько микрон. Если посмотреть на портрет Лизы с разных углов зрения, то можно увидеть, что выражение лица меняется. Глазурь, смешанная с тонко различающимися пигментами, создает тени и легкое размытие в уголках рта и вокруг глаз, поэтому возникает иллюзия, что улыбка меняется, причем если смотреть на картину прямо, она исчезает! Создается впечатление, что улыбка и глаза матери Леонардо оживают. Потребность, сложившаяся в его душе, в те роковые для него месяцы осуществляется, посредством его кисти.

В завершение выскажу мое личное мнение, что «леонардовская улыбка» появляется на картинах мастера после смерти матери художника, которая скончалась в его доме, в Милане в 1495 году. Наиболее известны четыре женских портрета кисти Леонардо да Винчи: «Портрет Джиневры де Бенчи» (1474 г.), «Дама с горностаем» (1489 г.), «Прекрасная Ферроньера» (1490) и «Мона Лиза» (начало работы предположительно 1503 г.). Губы на первых трех картинах плотно сжаты, я бы сказал, сдавлены, и только на последнем портрете появляется «живая» улыбка, которая повторяется в более поздних картинах, таких как «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508 г.)

Другие публикации автора:

Самоубийство Мерилин Монро или почему психотерапевты не пьют кофе с клиентами

Кожа, в которой жил Андрей Миронов

Александр Блок. Болезнь, психоз и смерть поэта

#Леонардо #Фрейд #МонаЛиза #даВинчи #Джоконда