То, что сейчас происходит на российском авторынке, вряд ли можно назвать адекватным развитием событий. С одной стороны, конечно же, удивляют максимально завышенные цены, которые отбивают все желание покупать новый либо поддержанный автомобиль. У людей не то что нет денег на покупку, нет даже возможности выплачивать кредиты, которые тоже сильно завышены.
С другой стороны, на рынке, похоже, появился монополист, который хочет подмять весь рынок под себя. Причем речь не о китайцах, а об отечественной компании АвтоВаз. Нашему производителю вдруг стало тесно в нише эконом сегмента, и он решил, что надо подвинуть китайцев.
Причем после неоднократных заявлений Максима Соколова о том, что сдержать китайскую экспансию не получается и надо снова повышать утильсбор, складывается стойкое ощущение, что АвтоВаз не прочь полностью выдворить китайцев за пределы российского авторынка, став единоличным хозяином. И тогда Лады можно будет продавать по любым ценам.
В данной ситуации возникает вопрос, почему АвтоВаз вообще лезет на территорию китайцев, заставляя их повышать цены с помощью повышения ставки утильсбора. Благодаря чему сам же АвтоВаз успешно поднял цены и залез в ценовую нишу 2-3 млн рублей. Ведь Лада Веста уже стоит более 2 млн рублей в топ версии, а цена Весты Спорт универсал - уже 2,48 млн. Лада всегда была лидером эконом сегмента и никогда не лезла выше, потому что в экономе основные продажи, и жаловаться тут не на что.
Но пришедший в кризис 2022 года Максим Соколов на должность главы Автоваза вдруг начал играть в абсолютно другие игры. Теперь бренду Лада мало быть просто лидером в эконом сегменте, где продаются легковушки. В новой стратегии, которую озвучил топ-менеджер, Веста Sw Cross вдруг стала хорошим кроссовером, который будет конкурировать с китайскими хитами продаж - Jolion, Tiggo 4Pro и Coolray первого поколения.
У нашей машины и багажник больше, и клиренс выше. Почему бы её не поднять до ценового уровня китайцев? В принципе, это уже случилось. Цена топ версии Веста Sw Cross - 2 млн 128 тысяч рублей. Дальше - больше, как говорится.
С одной стороны, Максима Соколова можно понять, ведь он борется за наш автопром и не дает китайцам хозяйничать на рынке. Ведь если им дать волю, то они и наш автопром сметут с пути. С другой стороны, всему есть разумный предел, играть на рынке надо по-честному. А когда ты мало что из себя представляешь, то по-честному не получается. Ведь очевидно для всех, что в отличие от китайского автопрома, наш за десятки лет мало чего добился.
И нынешний кризис здесь вообще не причем. Где мы были последние 20-30 лет? Почему у такой исторически великой страны, как наша, нет современных собственных машин, которые могли бы конкурировать на мировом уровне? Кто нам мешал пойти по пути Китая, который допускал мировых автопроизводителей в свою страну только при условии создания совместного предприятия и передачи всех технологий. И тогда никакой кризис нам был бы не страшен. Но имеем то, что имеем.
Теперь же китайцев, которых мы сами пустили на наш рынок, приходится сдерживать самым коварным образом. Повышать придуманный утильсбор, который, по сути, является банальным побором при ввозе машин в нашу страну. Напомню, что первое повышение ставки утильсбора случилось в августе 2023 года по настоятельной инициативе главы Автоваза, который рассчитывал, что сможет тем самым охладить пыл китайских производителей.
Но китайцы в начале этого года выкатили ответку, после которой охлаждать пыл пришлось нашему автопрому. Дилерам китайских машин был дан указ уронить цены, и тем самым китайцы уже залезли на территорию Лады. Москвич вдруг стал стоить от 1 млн 590 тысяч. Chery Tiggo 4Pro при условии скидок от 1,6 млн, а Geely Emgrand - от 1,7 млн.
Такое вальяжное поведение китайцев на нашем рынке Максим Соколов точно не собирался терпеть и выкатил свою ответку, которая уже в разработке. Речь о новом повышении ставки утильсбора. Данная инициатива была передана вице - премьеру правительства Денису Мантурову. Причем он уже дал свой ответ на этот счет. Чиновник заявил, что в ведомстве готовы в очередной раз проиндексировать ставку, но только после детального изучения вопроса. Почему-то у меня практически нет сомнений в том, что Мантуров даст добро и ставку поднимут.
Знаете, что самое плохое в данной ситуации? Что крайними как всегда остаются обычные люди. Ведь очевидно, что за удорожанием налогов на ввоз машин последует подорожание машин у дилеров. Причем подорожать могут и Лады. По сути, для этого все и делается, чтобы АвтоВаз мог занять как можно больше рынка. Кто-то же должен покупать Лады за 2-3 млн. а пока есть китайцы за эти деньги, то желающих не много.
Конечно, выгнать китайцев с нашего рынка точно не получится, но подвинуть их в сторону удорожания можно легко. Правда, у китайцев достаточно ресурсов, чтобы выдерживать такое давление и даже делать хорошие скидки. Поэтому очередная индексация утильсбора вряд ли их сломает.
Играя в такие игры, Автоваз может навредить себе. И это уже начинает проявляться. Многие слышали, что Автоваз на бывшем заводе Nissan запустил проект Xcite. Это новый бренд, под которым будут собирать автомобили Chery Tiggo 7Pro с переклеенным шильдиком. Ранее говорилось, что Автоваз выкупил лицензию на этот автомобиль и будет выпускать его под своим дочерним брендом Xcite. На самом деле проект уже запущен, и первую партию машин из нескольких тысяч собрали на питерском заводе.
Машины, по идеи, должны поступить в продажу уже в мае, но, по информации инсайдеров, проект, возможно, заморожен китайцами как раз из-за инициативы Автоваза об очередном повышении ставки утильсбора. В итоге сотрудничество Лада и Chery может не состоятся из-за высоких амбиций наших топ-менеджеров.
Также стало известно, что подготовка к продажам кроссовера Xcite X-cross 7 остановлена. Дилерам разослали письма, в которых указано, что надо остановить монтаж вывесок и флагов на дилерских центрах. Автоваз официально по данному поводу ещё не высказывался, да и повышение ставки ещё не одобрили. Но с большой вероятностью это сделают.
Не удивлюсь, если проект действительно будет заморожен. Один раз Автоваз уже не смог договориться с китайской стороной, когда был запущен проект по выпуску машин Лада Х-кросс 5, они же переклеенные кроссоверы Faw Bestune T77. Тогда у сторон были серьезные разногласия, и прийти к общему мнению не удалось. Причем было собрано около тысячи машин на том же бывшем заводе Nissan. И что сейчас с этими авто - неизвестно. Что будет в этот раз, можно только догадываться.