Сложности с самопринятием отражают глубокие психологические травмы, часто уходящие корнями в детские переживания. По Юнгу, детская психологическая травма приводит к раздробленности сознания, где отдельные части этого сознания превращаются в комплексы. Эти фрагменты психики могут развиваться неравномерно: одна часть "застревает" в детстве, другая преждевременно развивается, создавая иллюзорное "Я". В последствии, более зрелая часть личности заботится о части, регрессирующей в прошлое.
Психологическая защита. Внутренние детские аспекты личности находятся под охраной более зрелых её частей. Зрелая личность, нанося себе вред самоповреждающим поведением, охраняет эти уязвимые фрагменты от внешних "угроз", создает иллюзию контроля за то, что и когда произойдет. Такая самозащита помогает избегать непредвиденных обстоятельств и даёт ощущение контроля. Эти две стороны психики создают систему, которая фильтрует взаимодействие с окружающим миром, не позволяя истинному "Я" проявляться без ограничений. Истинное "Я" скрывается, представляя наружу лишь защитный фасад.
Психология саморазрушения. Модели саморазрушающего поведения, которые первоначально являлись частью системы самопомощи, часто начинают жить собственной жизнью, полностью выходя из-под контроля: изнуряющие тренировки, насильственное очищение, часы перед зеркалом или самоповреждения — все это может превратиться в непреодолимую потребность. Защитный механизм превращается в угрозу жизни.
Мы сталкиваемся с опасностью, когда наш разум заботится только о защите нашего внутреннего "я", игнорируя физическое благополучие. Такие действия, как изнуряющие диеты или бесконтрольное исправление своей внешности в косметологических кабинетах, являются попытками сохранить нашу идентичность, создавая иллюзию безопасности подобно кокону.
Чтобы преодолеть неуверенность и эмоциональные проблемы, нужно отпустить иллюзорное "Я". Этот процесс болезнен, так как мы привыкли видеть себя через призму искаженного восприятия. Боязнь потерять привычные образы для психики фактически означает потерять себя. Но истинное "Я" возрождается, когда мы отпускаем иллюзорное “Я”, позволяя жить полноценно нашему подлинному “Я”.
Марианна Уильямсон говорит, что
«наш глубочайший страх не в том, что мы неполноценны. Наш глубочайший страх в том, что мы сильны сверх меры. Нас больше всего пугает наша сила, а не наша слабость».
Согласно Маслоу, это проявляется в «комплексе Ионы»:
“Как правило, мы боимся стать тем, что можем мельком увидеть в наши самые лучшие моменты, в самых идеальных обстоятельствах, в обстоятельствах, требующих огромной храбрости. Мы испытываем наслаждение и даже возбуждение от величайших возможностей, которые наблюдаем у себя в такие пиковые моменты. И всё же нас трясёт от слабости, трепета и страха перед теми же самыми возможностями”.
Признание себя “достаточным” позволяет жить полноценно уже сейчас, без стыда и ограничений.
Автор: Наталия Сивач
Психодинамический коуч НЛП-практик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru