Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Китайский монастырь в степи Монголии. Что было после Чингисхана?

У Монголии две известных ипостаси: всесокрушающая и несокрушимая империя Чингисхана и "16-я республика СССР" с юртами во дворах пятиэтажек. Примерно 600 лет между ними покрывает такой туман, что многие уверены, будто о Чингисхане монголы узнали от русских.

Да, по сравнению с его эпохой то были довольно унылые времена, но и от них остались яркие памятники. Например, буддийский монастырь Амарбаясгалант на полпути между двумя индустриальными центрами и Дарханом и Эрдэнэтом. В каком-то смысле - противоположность Алтанбулагу и Сухэ-Батору: там история китайского господства над Халхой закончилась, а тут - скорее, началась. И да, сложное название выговаривать себя не утруждают даже сами монголы: в обиходе Амарбаясгалант просто Хийд - Монастырь.

Корректнее говоря, на полпути между соединёнными асфальтовой дорогой Эрдэнэтом и Дарханом не сам Хийд, а лишь поворот к нему - дальше в степь ещё порядка 40 километров. Сам поворот не проглядеть - по крайней мере летом в выходные на нём стоит дюжина юрт, вокруг которых крепко сбитые монголки размахивают чем попало так, будто пытаются улететь: лагерь осаждают неописуемо назойливые мухи. В юртах готовят хошууры - монгольское национальное блюдо, подозрительно похожее на простой крымский чебурек:

-2

Степная дорога в воскресение около полудня поражала обилием машин, сверкавших в высокой траве стёклами и крышами. Хан-вирус в своё время подстегнул внутренний туризм не только в России: вмещающий половину (!) населения Монголии Улан-Батор по выходным равномерно распределяется по красивым местам страны.

Отсюда до него порядка 340 километров, со всем бездорожьем - пол-дня пути, потому столичные жители ездят в Амарбаясгалант с ночёвкой. Навстречу им, одним днём туда-обратно, шёл куда более скромный поток машин из Дархана и Эрдэнэта, заезжавших по двум колеям - через чебуречные юрты и в обход них. Разделившись с Наташей, мы ловили попутку часа два, и я уже не помню, кому улыбнулась удача.

-3

Надо сказать, если в монгольской глубинке народ знает, что "достаточно взять простой советский" автопром вроде буханок или ЗИЛов, то столичные жители предпочитают что-то более модное и особенно любят "Приусы". Столкновение двух миров впечатляет как бы не больше, чем выросшие в лондонах милые хипстеры среди заброшек Воркуты: за поворотом начинается типичная монгольская дорога, и кавалькады пузотёрок, переваливающиеся по булыжникам и берущие вброд речки являют собой странный сюр. В общем, до монастыря дорога долгая и муторная, но зато она напоминает, как тонка в Монголии асфальтовая нить и как нетипичны большие города с благоустроенными микрорайонами.

-4

Нас подобрало семейство простецкого вида, жители скорее маленьких посёлков, чем городов или юрт: молодой отец, жена и трое детей. Старший уже не сильно отличался от бати и спокойно сидел на пассажирском месте, младшие активно курсировали по салону, а Наташа угощала их купленными ещё в Улан-Удэ конфетами.

Машина явно просела под нашим весом, салон окончательно заполнили рюкзаки... но как-то так и надо ездить по Монголии. Мимо проплыло внушительных размеров обоо: здесь, в отличие от Бурятии, на них не увидишь ритуальных коновязей сэргэ (это курыканское наследие), и чаще всего на святых местах просто свалены в кучу камни, среди которых вьются на шестах шаманские хадаки и буддийские хий-морины.

-5

Спуск, подъём, снова спуск. Камень, грязная лужа, брод, колея. Пыль от встречных машин. Детские возгласы на незнакомом языке, песни про Чингисхана в магнитоле. И вот на исходе второго часа, когда от очередного удара камнем под брюхо машины начинаешь заводиться - за очередным перевалом вдруг становится видна цель.

-6

Над красными постройками монастыря висят горизонтальные надписи, белые статуя Будды и огромная ступа с глазами. У её подножья - целый лагерь из юрт и бревенчатых домиков. Нам туда:

-7

Хотя расслабляться после перевала ещё рано: по долине Шивендийн-Хундий вьётся речка, и на пути - ещё не один брод. Сверху хорошо видно устройство типичной монгольской дороги - десяток параллельных колей, накатанных там, где очередному водителю показалось удобнее.

-8

Лагерь, где мы высадились, полным ходом собирался: вслед за постояльцами юрт уезжали и сами юрты:

-9

Но кто-то определённо стоит тут всё лето, а кто-то и круглый год. Среди юрт бродили монголы в ярких дээлах - но это скорее столичные жители, чем кочевники: национальная одежда тут популярна, а уж вдвойне - когда едешь из бетонных джунглей к корням и святыням.

Мы же во всём этом великолепии оказались единственными иностранцами: летом-2022 Россия уже стала наводить ужас на европейцев, американцев и японцев, а Китай - ещё не открылся после ковида. Прямые рейсы в Улан-Батор же неприятно дороги всегда, и потому гостей Монголии представляли почти исключительно русские и корейцы.

-10

Вокруг Хийда мы обнаружили пару магазинов с предельно скудным выбором, пару пекарен с хошуурами и позами от усталых хозяек, несколько деревянных домов (больше жилых, чем гостевых) и десятки юрт, часть из которых заборы выделяют в турбазы.

Последние имеют одно огромное преимущество перед юртами за забором: туалеты, пускай и типа "сортир", но видимо заботясь о чистоте степи, хозяева турбаз не запирали калитки на ночь. В самих юртах селят за 10-15 тыс. тугриков (200-300 рублей), а условия, как ни странно, даже тут могут отличиться: в первой юрте, куда мы ткнулись, не было электричества и не запиралась дверь, а во второй имелись и амбарный замок, и розетка.

-11

На одной из точек монголки продавали дары степи и леса... но пока мы искали, где расположиться, они свернули лоток и куда-то откочевали. В общем, после затянувшегося вступления - пойдём смотреть Хийд! Но как его смотреть без предыстории?

-12

...Вопреки расхожему мнению, по меркам Великой Степи империя Чингисхана оказалась довольно устойчивой и чуть более долговечной, чем, скажем, Советский Союз. Три поколения она сохраняла единство, продолжая расширяться даже при внуках Потрясателя Вселенной. Но под боком у них был Китай, а покорение Китая = покорению Китаем: уже не вполне очевидно, что именно монголы основали Пекин, тогда Ханбалык или Дайду, куда в 1271 году Хубилай, после 10 лет переездов, перенёс столицу из легендарного Каракорума.

То было начало конца: вот уже монголы объявили себя китайской династией Юань (ниже - её флаг), так что де-юре выходило, что разоряли Багдад и с мамлюками воевали на Ближнем Востоке китайцы. Дальше периферии стали отпадать, империя - дробиться, а в самой Поднебесной вспыхнуло восстание, по итогам которого Пекин в 1368 году заняла собственно ханьская династия Мин.

Монголы снова откатились в свою степь, но теперь - без столь могущественного вождя: Северная Юань, как официально называлось их государство, фактически вернулось в первородный хаос бесчисленных племён, с той разницей, что теперь племена назывались ханствами, во главе них стояли расплодившиеся Чингизиды (примерно как Рюриковичи на Руси до нашествия), а с запада наседали ещё и ойраты (у нас более известны как калмыки), в эпоху Чингисхановых войн остававшиеся в тени восточно-монгольских племён.

В принципе, такая деградация объяснима: лучшие из лучших рассеялись в походах по всей Евразии, стали тончайшей прослойкой знати над по большей части мусульманскими народами, и за считанные поколения растворились в них без следа... хотя тот же Тамерлан в своём Самарканде по всем пунктам выходит монголом. Где-то там, на бывших перифериях, он и строил новую империю, а вот в Северной Юань конец засилия ойрата и к тому же не Чингизида Эсэн-хана в 1455 году уже выглядело победой.

Иногда Монголии удавалось пересобраться - например, в 1479-1543, когда ей правил Бату-Мунке, принявший титул Даян-хана: на несколько десятилетий монголы вновь стали серьёзной угрозой для Китая и даже несколько раз осаждали Пекин. Один из его сыновей Гэрэсэндзэ получил в удел земли к северу от Гоби - так в политическом плане впервые обозначилась Халха-Монголия, вскоре разделённая межу внуками Даян-хана на 3 удела: Сэцэн-ханство на востоке, Тушету-ханство в центре и Дзасагту-ханство на западе. А тем временем на юге за простором Гоби огромные владения сплотил их двоюродный брат Амдо, принявший титул Алтан-хана.

-13

Ну а одним из главных трофеев степняков во все эпохи становилась религия. Чаще всего - ислам, порой - всякая экзотика вроде иудаизма, манихейства или несторианства, ну а для Монголии географически неизбежным выглядел буддизм.

Впервые он проник в эти степи ещё при гуннах и сяньбийцах - конечно же, из Бактрии через Согдиану. С тибетским буддизмом знакомиться начали уже первые Чингизиды, приглашавшие в свои столицы лам духовных школ Сакья и Кагью. Хубилай успел даже объявить тибетский буддизм официальной религией своей империи, то есть, на минуточку, и таких её окраин, как Армения или Иран!

Но что в Тебризе, что в императорских кварталах Дайду буддизм оставался уделом тончайшей аристократической прослойки, и выбитые из Китая, монголы в большинстве своём вернулись к тенгрианству. В последующие века ламы в красных одеждах тихонько просачивались к ним с разных сторон. В первую очередь в земли самого юго-восточного и потому находившегося под сильнейшим китайским влиянием племени чахаров: не без помощи Мин их ставка сделалась резиденцией номинальных ханов Северной Юани.

-14

Тем временем Алтан-хан, укрепив рубежи после нескольких войн с Китаем и основав Хух-Хото (нынешнюю столицу Внутренней Монголии), в 1571 году рассудил, что покорение государства - ничто в сравнении с основанием государства, и превратил свои завоевания в крайне выгодный торговый договор с императором Мин. Равному партнёру великой империи полагалась по статусу и мировая религия, из которых Алтан-хан имел на выбор разные варианты буддизма.

Китайский отпадал сразу - ведь это значило бы, что через пару поколений улус Алтан-хана сам превратится в Китай. Тибетская школа Кагью (ставившая во главу угла опыт и духовные практики) также не годилась - ведь она ставила Алтан-хана в подчинённое положение к чахарам, у которых хорошо прижилась. И вот в 1577 году в ставку хана спустился со своих высот Далай-лама... или вернее тогда - тибетский монах Сонама Джамцо из Лхасы, третий глава школы Гелуг, опиравшейся на нравственные учения и духовную иерархию.

Именно на переговорах с Амдо он принял титул Далай-ламы III, а дальшё "жёлтая вера" Гелуг начала стремительно распространяться по степям и пустыням. Не обошлось тогда и без религиозных войн с адептами Кагью, и даже Лигден, последний хан Северной Юани, умер в 1636 году по пути в Тибет, где собиралася уничтожить монастыри Гелугпы. На западе тем временем вновь собрали сил ойраты, в следующий век более известные как джунгары - последнее грозное степное ханство, они, как в старые и отнюдь не добрые времена, трепали пол-Евразии от Хуанхэ до Сырдарьи и Волги.

В 1640 году курултай провозгласил религией Джунгарии школу Гелуг, а затем, на джунгарских саблях, и Тибет принял вид известной всем теократической монархией со столицей в Лхасе. В центре Евразии, со всеми ламами и яками, образовалась тибетско-монгольская цивилизация, ну а две враждующие школы в наше время стали государственными религиями по разные стороны великого нагорья: Кагью - в Бутане, Гелуг - в Монголии.

-15

Но в те века ни Восточную Монголию вообще, ни отдельно взятую Халху учение пустоты и бренности не избавило от бесконечных войн. Теперь - между джунгарами и маньчжурами, чей клан Айсинь-Гёро окреп настолько, что с 1620-х годов стал занимать китайские города, в 1644 выбил дом Мин из Пекина, а к 1680-м годам маньчжурская династия Цин встала над всей Поднебесной.

Халха превратилась в поле боя, где с воином спиной к спине стоял монах: именно ламы стали основой про-джунгарской и про-маньчжурской "партий". И вот в тот же судьбоносный 1635 год, когда Лигдэн-хан выступил в свой последний поход, а ойрат Хото-Хацин провозгласил Джунгарское ханство, в семье Тушэту-хана Гомбодоржа родился сын, которого по случаю визита родича Гэгэн-Сэцэн-хана Шолоя назвали Гэгэном.

Уже в детстве мальчик казался больше похожим на будущего ламу, чем на хана, а потому в 1640 году его отвезли в Тибет. Там Далай-лама и Панчен-лама, два главных лица Гелугпы, осмотрели ребёнка, и один из мудрых старцев только и воскликнул: "Таранатха, ты?!". В маленьком монголе они углядели Таранатху, лидера иной школы Джонанг, и конечно же обрадовались его перерождению среди своих единомышленников. Гэгэну дали санскритское имя Джнянаваджра (Алмаз Знаний), что в монгольском варианте превратилось в Дзанабадзар. Чаще, впрочем, его называли Богдо-гэгэн - Светлейший Владыка.

-16

Мальчик рос как ученик Панчен-ламы, ну а если принять переселение душ как реальность - то переродился в него действительно великий человек. Теперь в интернетах его представляют Монгольским Микеланджело: Дзанабадзар прославился как величайший монгольский скульптор (выше - одно из творений в музее Улан-Удэ) и художник духовных миниатюр "танка" (ниже). Эмблему Соёмбо (ещё ниже), известную и раньше, именно Дзанабадзар превратил в монгольский символ, попавший даже на флаг, а из каких-то её интерпретаций создал первое монгольское горизонтальное (и даже слева направо!) письмо соёмбо, до сих пор используемое монгольским духовенством и выложенное у Амарбаясгаланта на склоне горы.

-17

Но участие Дзанабадзара в монгольской политике не было символическим: сердцем монголосферы он видел родное Тушэту-ханство, и вот в 1680-х годах конфликт его правителя Чихуньдорджа с Дзасагту-ханом обернулось цинско-ойратской войной. В ходе которой Дзанабадзар оказался ярчайшим лидером про-китайской партии, многие племена убедил искать друзей на востоке, а в 1687 году сам возглавил переговоры с цинским императором Каньси.

Надо заметить - самым могущественным правителем в истории Цинского Дома, который к тому времени как раз закончил покорять Китай. Выслушав мудреца, он отправил войско не только на помощь новым союзникам, но и в Тибет, где как раз шли поиски перерожденца Далай-ламы, в которых непосредственное участие принимали люди ойратского хана Галдана-Башогту. Ту первую масштабную войну маньчжуры выиграли, и в самом её разгаре, в мае 1691 года на озере Далайнор чуть восточнее нынешней монгольской границы прошёл съезд ханов Халхи, присягнувших дому Цин.

Так Халха размежевалась с Внутренней Монголией: если последней управляла пекинская Лифаньюань ("Палата внешний сношений", комплектовавшаяся маньчжурами и монголами), то сюда был назначен только военный губернатор цзяньцзюнь, а монгольские дела оставались в руках монголов. Буддизм Гелуг тогда резко радикализовался, насаждаясь совсем не типичными для себя огнём и мечом, с разгром обоо и преследованием шаманов. Но к середине 18 века Китай разгромил Джунгарию и превратил её в провинцию Синьцзян, а дальше и солнце дома Цин стало клониться к закату.

От борьбы с шаманством "жёлтая вера" перешла к синкретизму, включив в свой пантеон фольклорного заступника людей Белого Старца и даже Чингисхана, оказавшегося воплощением одного из грозных богов. Из народа воинов монголы стали неуклонно превращаться в народ монахов: к началу ХХ века в Халхе было 747 монастырей, а ламы составляли до трети мужского населения. По некоторым подсчётам, без такого "демографического регулятора" население нынешней Монголии приближалось бы к 10 миллионам. Напрашивается даже мысль, что через Далай-ламу китайцы просто обезвредили монголов, превратив грозных кочевников в маленький тихий народ... чтобы три века спустя проделать то же самое уже с собой по американским подсказкам.

соёмбо
соёмбо

Первым буддийским монастырём Халхи с 1580-х годов был Эрдэнэ-Зуу на городище Каракорума. Вот только основали его ламы из школы Сакья, влияние которой там было по-прежнему сильно. Поэтому уже в 1639 году, отправляя сына в Тибет, Гомбодорж основал новый кочевой монастырь в своей ставке, лишь в 1778 году осевший на Великом Чайном пути как город Урга и разросшийся в нынешний Улан-Батор. Он так и остался резиденцией Богдо-гэгэнов, перерожденцев Дзанабадзара, который покинул бренное тело в 1723 году.

И подыскивая в бескрайней степи место для его могилы, возглавлявший похоронную процессию лама был очарован зрелищем двух мальчиков, игравших на зелёном лугу. Он тут же нарёк этот луг Амара-Баясгаланта, что значит Безмятежная Радость, и предал его земле прах учителя. Могила - стационарный объект, и вскоре вокруг неё вырос второй в Монголии не-кочевой монастырь.

-19

Собственно монгольская архитектура тогда лишь зарождалась, да и в Пекине помнили роль усопшего в политике страны. А потому император отправил в степь зодчих, в 1727 году начавших закладывать фундаменты, а к 1748 году завершивших стройку монастыря как единого комплекса по общему плану. С тех пор Хийд почти не менялся, хоть ещё кое-что тут успели построить в конце 18 века и в 1847-60 годах. Обычно пишут, что Амарбаясгалант возведён в китайской традиции с небольшими элементами тибетской архитектуры, и во всяком случае на единственный виденный мной китайский монастырь, - новодел в приграничном Фуюане, - он действительно куда больше похож, чем на дацаны Бурятии или хийды и хурээ монгольских городов.

Вернее, хийды в Монголии за редким исключением первичны: тот же Амарбаясгалант с 8 тысячами лам и послушников, чьи юрты уходили за горизонт, накануне революции был сравним по размеру с Кяхтой. Коммунисты, дождавшись смерти Богдо-гэгэна VIII (чей авторитет даже для них оказался непререкаем) и провозгласив в 1924 году Монгольскую Народную Республику, сперва обещали не трогать религию, но влияние воинствующе-атеистического "старшего брата" и ряд восстаний в монастырях взяли своё: Чойбалсан устроил монгольскому буддизму погром, достойный Чингисхана.

Амарбаясгалант каким-то образом отделался легко, хотя и простоял полвека заброшенным: и его 38 зданий уцелели 27, причём - самых красивых и старых. Ну а странная ирония истории заключалась в том, что обитель на могиле проводника идей Далай-ламы возрождалась в расколе: с 1991 года настоятелем Амарбаясгаланта стал Гуру-Дэва Ринпоче, уроженец Ордоса, покинувший Непал из-за конфликта с Далай-ламой. Лишь со смертью Ринпоче в 2009 году обитель вернулась в сангху Гелуг, и ныне здесь живёт около 60 монахов. Мы, впрочем, не видели ни одного - по выходным в Хийде только туристы...

-20

А вот чего в интернете не найти - это вменяемого путеводителя по отдельным зданиям Хийда. Кроме того, большинство названий - не просто красивые сочетания звуков, а какие-то буддийские понятия вроде наших Преображения и Сретения, и честно скажу - мне не хватает производительности мозга в них глубоко вникать.

Вот на лугу перед входом - одинокая стена Ямпай на пути всяких зловредных духов. В 20 метрах от неё нужно встать, закрыть глаза и идти вперёд - если рука коснется барельефа с драконом, то самое заветное, не сказанное вслух, желание сбудется в течение года. И тут нет мистики: чем быстрее и увереннее идёшь, чем меньше ищешь дорогу - тем точнее попадаешь в цель. Такую же традицию я видел и в Иволгинском дацане.

-21

Сам монастырь - прямоугольник 180 на 200 метров. Напротив Ямпая - стела с вертикальными старомонгольскими надписями и вход. Причём - не через главные ворота (их открывают по особым случаям) в храме Тамгын-сюме (1730-37), а через калитку левее:

-22

Она приводит в южный дворик перед следующим павильоном Махаранза (1738-48), парой небольших часовен и жалсанов - цилиндров с молитвами на высоких шестах:

-23

В боковых дворах раньше находились храмы-факультеты, всякие Чойра-, Цанид-, Манба-дуганы, построенные уже после "китайского" ансамбля... Но они утрачены - остались лишь жилые корпуса да какие-то новоделы.

-24

Хотя и с артефактами монастырской утвари - тут была (а может и есть) курильница:

-25

А в этом казане (1816) - варили пищу для больших празднеств, на которые съезжались окрестные племена:

-26

У домов не слишком обитаемый вид: тут и изначально жили особо важные служители культа, и в наше время действующий монастырь фактически построен с нуля восточнее Хийда. Старые дома - скорее хозпостройки, ну а калитки двориков служат основными входами: с востока - для лам, с запада - для туристов.

-27

Главный двор открывает пара симметричных пагод, своим калейдоскопным видом совсем не похожих на строгие тибетские субурганы:

-28

Одна из них - звонница, другая скрывает внутри высокую белую стеллу:

-29

Которая особенно потрясающе смотрится изнутри:

-30

Сердце Хийда, его исходная постройка - действительно огромный (примерно 40 на 40 метров) Чокчин-дуган (1730-37). Так на монгольский манер будет привычный по бурятским дацанам Цокчен-дуган - главный храм обители:

-31

Его особое достояние - краски из месторождения Будагт, не тускнеющие от времени:

-32

Но в общем понять такую архитектуру немногим проще, чем прочесть иероглифы:

-33

На потолке огромного крыльца - вновь драконы, весь вид которых так и вопиет о руке зодчего-китайца:

-34

Столпотворение на крыльце скрывает крошечный субурган. Под который, как пояснили монголы, нужно вползти по отполированным камням и встать внутри в полный рост, что означает второе рождение и "перезагрузку" жизни:

-35

Просторный зал самого храма оказался закрыт, но я всё же смог просунуть объектив в щёлку:

-36

Обратная сторона Чокчин-дугана:

-37

И вид его крыши с сопок:

-38

Другая сторона центрального двора, за Чокчин-дуганом - по сути главная в нынешнем Хийде:

-39

В спину главному храму глядит Зуугийн-суме, дословно Вековой храм (хотя встречал перевод Храм Владыки), в тёмный зал которого можно зайти. В отличие от бурятских дацанов, крайне недружественных к фотографу, здесь нам никто слова не сказал и даже напротив: семейство монголов сфотографировались с чужаками на фоне храмовых интерьеров и одарили какими-то российскими ирисками.

-40

А вот постройки по бокам - это усыпальницы самих владык, то есть Богдо-гэгэнов. Справа (павильон построили ученики в 1760-х) покоится Дзанабадзар, слева в идентичном мавзолее - Богдо-гэгэн IV, успевший создать систему буддийского образовании в Монголии, прежде чем умер в 1813 году в Китае в возрасте 28 лет. Изнутри при этом обе усыпальницы не отличаются от обычных храмов: то ли сами могилы были уничтожены в 1937 году (об этом в интернете пишут), то ли храмы на них и не должны были иметь вид мавзолеев.

-41

Скорее, увы, всё же первое - иначе почему к обеим усыпальницам (теперь только к Дзанабадзаровой) примыкают храмы-юрты?

-42

Обойдём Зуугийн-сюме:

-43

За которым дверь ведёт в северный дворик:

-44

Там находится самый крупный после Чокчин-дугана Лавран-сюме (1738-48), в переводе Храм Чуда:

-45

Рядом - ещё какие-то павильоны тех же лет. Как видите, уцелели именно первоначальные здания цинских мастеров. Постройкам 19 века повезло меньше....

-46

Сделав круг по обители, мы начали обходить ещё один, куда больше размера, по сопкам над ней. Слева за оградой - огромная ступа Джарун-Хашор, восстановленная из руин в 1993-м:

-47

Она построена по образцу ступы Боднатх 6 века, одной из главных святынь Катманду. Над Хийдом нависает почти точная копия Эрдэни Их-Суврага, то есть Великий субурган Драгоценности. Как я понял из таблички у подножья - своего рода памятник Гуру-Дэви Ринпоче 2010-х годов на пожертвования последователей.

-48

Глядящая с купола парой глаз, ступа кажется живым существом, обвивающим мир - и наверное, так и замышлялась:

-49

Каменистый гребень сопки с искорками эдельвейсов отмечен несколькими обоо:

-50

С них открываются потрясающие виды монастыря, его новых построек слева, туристического лагеря справа и уходящей за поворот низких гор Шивендской долины:

-51

Долина в ультразум впечатляет не меньше, чем Хийд. Юрты и скот на её траве кажутся равномерной текстурой, и такой была эта долина и 100, и 1000 лет назад. Лишь автомобили напоминают, что на дворе не Средние века - просто образ жизни арата прошёл испытание временем.

-52

Пройдя гребень горы, спускаемся к статуе Будды:

-53

Она тоже выглядит "с иголочки", а золотые статуи - не удивлюсь, если увеличенные копии шедевров Дазанабадзара:

-54

С последними лучами заката мы вернулись в юрту - впереди была тёмная ночь под огромными звёздами и песни отдыхающих монголов.

-55

Жарким прозрачным утром машины продолжили уезжать, а кочевые отельеры - собирать свои юрты:

-56

Мы вышли голосовать, и вскоре уехали с крупным ламой на хорошим и совершенно пустом джипе. Со школы (по его словам), которую закончил где-то в конце 1980-х, он помнил несколько десятков слов по-русски и пяток советских песен целиком. Коснулись в том числе и политики, и забегая вперёд скажу, что всё общение с монголами на злободневную тему у нас ложились примерно в один вид: Россия воюет с Америкой, причины войны монголам не интересны, а симпатии скорее на стороне соседа, но лучше бы это поскорее кончилось, так как из-за американских санкций против России у них в Монголии очень подорожал бензин.

У чебуречных юрт мы позавтракали, а дальше сквозь тучи мух продрались к трассе, где ещё один товарищ рыбу продавал. Увидев фотик и услышав знакомую речь, на нас обратил внимание загорелый монгол средних лет, и вскоре на неплохом русском пригласил к себе в машину. Звали его Эрдэнбат, он много лет по бизнесу катался в Барнаул, и хотя уже несколько лет в России не был, по-русски говорил примерно как средний узбек. На поворот он приехал что-то ли забрать, то ли передать, а дальше собирался в Булган - это чуть дальше нашей цели.

-57

Недолгое ожидания - и вот Эрдэнбат повёз нас в Эрдэнэт.