Хаотичные и свирепые ночные улочки выдуманного индийского города Ятана встречают своего спасителя: актёра Дева Пателя, прошедшего огромную метаморфозу от верного посланника продюсеров до хорошего актёра и даже номинанта на "Оскар" всего за шестнадцать лет. Актёрское ремесло заброшено не было, вот только на первоочерёдный план вышли амбиции Пателя, как будущего режиссёра и сценариста: для него "Манкимэн" - это долгожданный локальный дебют в сфере написания и постановки, к производству которого актёр подбирался чуть ли не с 2019-го года. Во время основного продакшена и внесения последних штрихов в монтажную часть лента несколько раз оказывалась под угрозой отмены или забрасывания на самую дальнюю полку: от "Манкимэна" хотели откреститься продюсеры, нёсшие в небольшой бюджет дебюта Пателя основные деньги, съёмки несколько раз переносились из-за бушевавшей в мире пандемии коронавируса, а профессиональное оборудование принялось сбоить и ломаться ближе к окончанию производства, вследствие чего авторам приходилось импровизировать, подключая камеры телефонов и даже GoPro. Дев Патель "горел" идеей создать идеальный режиссёрский дебют - и, кажется, у него это получилось
Ещё до выхода "Манкимэна" в большой прокат многие зрители активно сравнивали дебют актёра с успевшей стать достоянием всей американской поп-культуры франшизой Чада Стехелски и Киану Ривза - "Джоном Уиком". Отчасти Дев Патель действительно брал пример с постановок экшен-сцен у зарубежных коллег, а атмосфера четырёх фильмов о неуловимом убийце, встающим на путь возмездия, послужила катализатором для написания первого дрифта синопсиса ленты, однако по большей части "Манкимэн" был вдохновлён именно боевиками "старой артиллерии": с Брюсом Ли, Джетом Ли, Джеки Чаном и Саммо Хуном. Всё-таки эстетика азиатских развлекательных фильмов более близка к стилистике дебюта Пателя, нежели ярко вылизанный и по-американски отточенный "Джон Уик"
По словам самого же Пателя, актёр учился режиссёрскому и сценарному ремеслу долгие несколько лет: поэтому только за этот факт "Манкимэну" можно многое простить. Даже беззубую и слишком карикатурную для жанра историю, где во главе сюжетного концепта оказывается безымянный борец прямиком с индийских улочек, ищущий покоя и мести за совершённое богатеями убийство матери парня. Здесь же Патель тоже исполняет главную роль, и невооружённым глазом могут быть заметны все трудности совмещения сразу нескольких кинематографических ремёсел: основные усилия Дев бросает именно на режиссуру, в то время, как сценарий до самого своего окончания остаётся достаточно скудным и локальным на события. На протяжении всего фильма так называемый "Человек-обезьяна" проходит через вереницу флэшбеков из своего детства в индийской деревушке, параллельно разборкам с обнаглевшими политиками и обезумевшими от власти коррумпированными полицейскими
Хоть Дев Патель и не сумел "обновить" жанр боевика своей историей (которую в первых ревью хвалили все зарубежные критики), но с точки зрения режиссуры, постановки и ведения камеры актёр справился на весь сто один процент: "Манкимэн" - до блеска отточенное и визуально прекрасное кино, где постановщик старается не уходить в банальность или шаблонные перспективы, представляя сразу несколько вариаций постановок однотипных драк в пределах четырёх стен узких зданий: тут вам и дикий монтаж, перебивающий достаточно скудную каскадёрскую подготовку Пателя к экшен-сценам, и броская драка от "первого" лица, будто бы вдохновлённая самыми культовыми RPG-видеоиграми, и масштабная сменяемость локаций, от залитого неоном и игрой со светом VIP-бара для богатых посетителей Индии, до храмов и мест пребывания поклоняющимся богам представителей древней культуры своей страны
К слову про культуру: Дев Патель сам родом из Индии, поэтому "Манкимэн" просто кишит всевозможным обилием колорита родины актёра и неоднозначной атмосферой её бедных районов: основополагающая тема всей истории фильма - социальное классовое неравенство между богатыми и бедными, а для такой страны, как Индия, этот мотив исправно работает даже в 2024-м году. Патель-режиссёр подчёркивает расслоение своего коренного народа на богатых, фанатов наркотиков, эскорта и алкоголя, и бедных, придерживающихся старых традиций своих предков. Такой контраст в "Манкимэне" работает исправнее всего: а заодно и позволяет полностью проникнуться индийской культурой - в развлекательном экшен-фильме!
Да, за экшен "Манкимэна" тоже можно сильно полюбить: как уже указывалось выше, лента просто изобилует масштабной сменой локаций и перспектив кинокамеры, иной момент уходя в бешеный драйв и сумбурную энергетику. К сожалению, один весомый недостаток у экшена ленты всё-таки присутствует: постановщик всё ещё не освоил каскадёрскую стезю, вследствие чего все движения и приёмы Пателя-актёра могут вызывать лёгкое недоумение на лице. Но в первый раз режиссёру такое простить можно (если даже не нужно): хорошо, что во время пост-продакшена это понимал и сам Дев, специально используя хаотичный, дёрганный и быстрый монтаж в тех драках, где он попросту не смог приблизиться к уровню своих зарубежных коллег-актёров
Но в какой-то степени "Манкимэн" мог стать нечто большим, чем простым развлекательным боевиком для вечернего просмотра: с точки зрения режиссуры фильм изобилует творческим подходом к своему созданию и нестандартным взглядом на общественное классовое расслоение, однако с точки зрения сценарной - лента будто бы не старается удивить зрителя вообще ничем. Фильм делится на условные три акта: где первый и третий представляют собой почти что одну непрерывную экшен-сцену, а второй - сумбурную экспозицию и взгляд в прошлое протагониста истории. В крайнем случае Дев Патель бы мог оставить историю на второстепенном плане, ударившись в драйв и энергетику, как это сделал с тем же вторым "Джоном Уиком" Стахелски, однако режиссёр-дебютант действительно старался уходить в сильную драматургию, что в иной момент идёт "Манкимэну" на пользу, а в другой - лишь оттягивает самую вкусную часть фильма и выступает скорее блеклым отводом для глаз. Проба пера была задана: а дальше дело за малым. Научиться работать на ошибках и стать настоящим профессионалом в своём ремесле
Пускай "Манкимэн" и не сможет удивить вас по части сценария или актёрских выступлений (всё-таки протагонист у Пателя получился не только безымянный, но и безликий), в ленте спокойно можно разглядеть все амбиции начинающего режиссёра, которые он захотел реализовать в одном двухчасовом боевике. Фильм исправно работает, как неординарный и развлекательный блокбастер, уходящий в оригинальные ракурсы и планы, удивляющий постановкой и монтажом, и влюбляющий ваши уши в драйвовый саундтрек: того же самого нельзя сказать про историю. Впрочем, для дебюта "Манкимэн" - действительно сильная первая проба пера, на которой Дев Патель обнаружил все те ошибки, которые попытается устранить в своих следующих работах. Выдающийся ли это проект? Для первого раза - безусловно! Поэтому с нетерпением ожидаем следующие фильмы Пателя-режиссёра и с уверенностью заявляем, что этот парень умеет профессионально работать с камерой и постановкой: что для дебюта в современном кинематографе - редкое явление
Плюсы:
- Режиссура Дева Пателя
- Отточенный до блеска визуал
- Красивые ракурсы и оригинальные планы камеры во время драк
- Брутальный кровопролитный экшен
- Неординарный взгляд на классовое расслоение в обществе
- Пресыщение богатой индийской культурой
- Идущий лишь на пользу сумбурный монтаж
- Греющий уши саундтрек
Минусы:
- Безликий протагонист
- Слабая история
- Перебор с использованием флэшбеков
- Патель-актёр всё ещё слаб в экшен-сценах
7/10
- Тебе нравится Джон Уик? У меня есть точно такой же пистолет из его фильма!