Да – это, пожалуй, два главных порока, которыми заражены большинство людей – маловерие и гордость.
Причем, имеются в виду именно верующие люди.
Про неверующих людей нельзя даже сказать, что они зараженные или больные. Они – в полном соответствии со словами Иисуса Христа, - мертвые («…предоставь мертвым хоронить своих мертвецов (Мф. 8.22)».
А вот верующие – да. Все – зараженные и больные. Все – хотя в той или иной степени.
Поэтому важно разобраться в двух главных болезнях – маловерии и гордости. Как их констатировать, как их определить, чтобы не сомневаться в том, что они поразили душу?
Об этом кратко и точно говорит игумен Никон (Воробьев) – учитель современного богослова А.И. Осипова:
«Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия, слишком огорчаться внутренними – признак гордости».
Давайте разберемся.
Ключевые слова: «слишком огорчаться». Вообще, когда возникает «слишком большое» огорчение – это явный признак как минимум несбалансированности внутреннего устройства души.
Все, что «слишком» - всегда вредно.
Игумен Никон разделяет огорчения на два вида – внешние, то есть по поводу внешних трудностей и внутренние – по поводу внутренних.
Итак, слишком большое огорчение по поводу внешних трудностей – это признак маловерия. Почему?
Да все просто. Ты потому и огорчаешься, потому что не доверяешь Богу. Ты не доверяешь Его благому промыслу о тебе.
Тебе кажется, что Бог или «забыл» или «недосмотрел», забыв о том, что это невозможно по определению.
Все это и есть признаки маловерия.
Что бы не произошло «снаружи» - все по воле Божьей. Это аксиома. Аксиома для верующего человека.
Ведь все «плохое», что происходит с ним (точнее, все, что кажется, ему плохим), - это попущение Божье. Оно точно рассчитано под силы каждого верующего и отнюдь не может их превзойти.
И мера допущения до верующего человека дьявола – те самые «искушения» - тоже точно определены, и дьявол не может переступить «красные линии», ограждающие верующего человека, как бы ни старался.
Что ж – с первым тезисом разобрались, теперь давайте подумаем над вторым.
Слишком огорчаться внутренними трудностями – признак гордости.
Здесь сложнее. Здесь уже не все так очевидно. Здесь уже глубинная психология.
Во-первых, что это могут быть за трудности?
Для верующего – это, как правило, разного рода немощи и неудачи в борьбе с теми или иными страстями.
Один борется с чревоугодием, другой с блудом, третий с гневом, четвертый с унынием… А кто-то – с той же самой гордостью и никак не может ее преодолеть.
Собственно, это касается всех нас. Все мы боремся с той или иной страстью, а чаще с многими – и…
И – что?.. Да – чаще всего терпим поражения.
Поражения, которые не могут не удручать. Не могут не огорчать. Но!..
И вот здесь очень важно. Огорчаться–то мы можем. Но нельзя «слишком» огорчаться. Здесь важная тонкость.
Ведь большинство наших трудностей в борьбе со страстями как раз и заключается в том, чтобы сломить главную страсть, стоящую за ними – как раз эту самую гордость.
Мы потому и терпим раз за разом поражения, сталкиваясь с новыми и новыми трудностями, чтобы победа над ними не привела к укреплению самой страшной и ненавистной Богу страсти – гордости.
Ведь нет более худшей и жуткой страсти, чем она. Поэтому Бог и не дает нам окончательно и бесповоротно победить другие страсти.
По принципу «клин клином» - они являются теми самими «клиньями», которыми «вышибается» главный клин – гордость.
Вот почему мы не должны «слишком огорчаться» по поводу поражения и трудностей в борьбе с другими внутренними страстями.
Наше «лишнее» огорчение по этому поводу и будет точно свидетельствовать о нашей внутренней гордости.
Потому что это опять недоверие Богу. Как – я столько борюсь, а результата нет?.. Куда Бог смотрит? Почему Он мне не помогает?..
Слышите гордыню за всеми этими интенциями после бесплодных попыток борьбы со страстями?
Но все-таки одно исключение хочется сделать.
Давайте позволим себе «слишком огорчаться» только по поводу одной страсти. Догадались какой?..
Да-да – по поводу самой гордости.
Думается, что когда мы «слишком огорчаемся» и даже сокрушаемся по поводу нее, проливая слезы и укоряя себя – это уже не будет признаком гордости.
И – главное! – не будет неприятно Богу.
Поэтому позволим себе это «исключение».