Найти в Дзене
Красное крыльцо

Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке, Москва.
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке, Москва.

Приветствую своих читателей и гостей канала,

Вчера были в Музее сословий России и спешу поделится впечатлениями.

Создателем и вдохновителем этого музея был художник Илья Глазунов, рядом галерея его картин.

В музее более 5000 экспонатов и многие подлинники.

Это музей о культурном наследии, традициях и жизни российского общества до революции 1917 года.

Расположен он на трёх этажах.

На первом этаже находятся экспонаты дворянского сословия. По переписи 1897 года дворянство составляло всего 1,5% населения России. Цифра небольшая, но почти все самое значимое в культуре России связано именно с дворянским сословием.

Дворянство в России — сословие возникшее в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, и составлявшая двор князя или крупного боярина. Золотой век сословия пришелся на время правления Екатерины Великой.

Первая из пяти залов анфилады — парадная гостиная

Парадная гостиная.
Парадная гостиная.

Мебель в стиле ампир, из красного дерева, с инкрустацией бронзой. Ампир — это художественный стиль, времён Наполеона Бонапарта с 1799- 1804 гг.

В зале три типа картин.

Мадонна с Младенцем Христом, св. Иоанном Крестителем и св. Елизаветой. 1610 г. Морелсе П.Я.
Мадонна с Младенцем Христом, св. Иоанном Крестителем и св. Елизаветой. 1610 г. Морелсе П.Я.

Доссо Досси «Поклонение пастухов", начало XVI века. Досси дружил с Джованни Беллини, работал с Тицианом и лично знал Рафаэля.
Доссо Досси «Поклонение пастухов", начало XVI века. Досси дружил с Джованни Беллини, работал с Тицианом и лично знал Рафаэля.

Пейзаж с Христом и хананеянкой. Начало XVII в.    Винкбонс Д.
Пейзаж с Христом и хананеянкой. Начало XVII в. Винкбонс Д.

Слава поднимает героев. Конец XVII века. Ладзарини Г.
Слава поднимает героев. Конец XVII века. Ладзарини Г.

Лука Джордано
Похищение европы. Между 1675—1676 годами
Лука Джордано Похищение европы. Между 1675—1676 годами

Портрет графини С. В. Строгановой», Жан Монье, 1808 год.
Портрет графини С. В. Строгановой», Жан Монье, 1808 год.

Удивительна судьба этой незаурядной женщины. Её жизнь начиналась как сказка, любимица императорской семьи, любящая жена и мать. Но вдруг война уносит сына, а затем и мужа. В горе она не теряет самообладания и начинает сама вести хозяйство огромного состояния. Основным принципом которого была благотворительность.

Князь Ф.Ф.Юсупов-Сумароков на смотру кавалергардов. Художник Павел Шмаров. 1907 год
Князь Ф.Ф.Юсупов-Сумароков на смотру кавалергардов. Художник Павел Шмаров. 1907 год

На картине он изображен в форме командира Кавалергардского полка.

-10

Второй зал.

Второй зал. Слева от камина — картина Рериха «Вестник» (копия). Часы на камине — это «Медный всадник».
Второй зал. Слева от камина — картина Рериха «Вестник» (копия). Часы на камине — это «Медный всадник».

Картина Николая Рериха " Вестник"
Картина Николая Рериха " Вестник"

Подлинное знамя русско-турецкой войны за Аблову 1877 года.

Знамя победы за Аблову
Знамя победы за Аблову

Второй зал. Здесь — произведения русских мастеров из карельской березы. Вазы около дивана  изготовлены на Петербургском фарфоровом заводе. А картина над диваном «Ельник» (1898 год) принадлежит кисти художника Аркадия Рылова
Второй зал. Здесь — произведения русских мастеров из карельской березы. Вазы около дивана изготовлены на Петербургском фарфоровом заводе. А картина над диваном «Ельник» (1898 год) принадлежит кисти художника Аркадия Рылова

Роскошная мебель карельской березы
Роскошная мебель карельской березы

Художник И. И. Забнин, ХIХ век. Портрет простого солдата. На груди ордена: солдатский Георгиевский крест, орден «Святой Анны», медаль за войну 1812 года, две медали за взятие Парижа, и Кульмский крест за союзническую помощь Пруссии.
Художник И. И. Забнин, ХIХ век. Портрет простого солдата. На груди ордена: солдатский Георгиевский крест, орден «Святой Анны», медаль за войну 1812 года, две медали за взятие Парижа, и Кульмский крест за союзническую помощь Пруссии.

картина Станислава Жуковского — поляка, воспевшего русскую усадьбу:  «Княжий дом».
картина Станислава Жуковского — поляка, воспевшего русскую усадьбу: «Княжий дом».

В третьем зале, скорее, это спальня-будуар, потрясающие интерьеры. У дальней стены находится кровать, закрытая ширмой. Ширма в проходных комнатах создавала возможность уединения. Перед ней стоит  — корзина для постельных принадлежностей. Мебель здесь тоже выполнена из карельской березы: туалетный столик в углу, столик-бобок у стены,
В третьем зале, скорее, это спальня-будуар, потрясающие интерьеры. У дальней стены находится кровать, закрытая ширмой. Ширма в проходных комнатах создавала возможность уединения. Перед ней стоит — корзина для постельных принадлежностей. Мебель здесь тоже выполнена из карельской березы: туалетный столик в углу, столик-бобок у стены,

 Одежда того времени. Сразу вспоминается фильм «Война и мир» и первый бал Наташи Ростовой.
Одежда того времени. Сразу вспоминается фильм «Война и мир» и первый бал Наташи Ростовой.

Такой стиль создала Жозефина Бонапарт. На эти тонюсенькие платья из шелка или муслина барышни накидывали кашемировые шали
Такой стиль создала Жозефина Бонапарт. На эти тонюсенькие платья из шелка или муслина барышни накидывали кашемировые шали

Жозефина не просто следовала моде, она ее создавала. Шали были разнообразные, яркие и пестрые или одноцветные, но всегда очень дорогие. Именно благодаря Жозефине мода на этот аксессуар распространилась на все Европейские страны.
Жозефина не просто следовала моде, она ее создавала. Шали были разнообразные, яркие и пестрые или одноцветные, но всегда очень дорогие. Именно благодаря Жозефине мода на этот аксессуар распространилась на все Европейские страны.

Портрет второй супруги поэта Державина — Дарьи, художник Тончи, 1810 год.
Портрет второй супруги поэта Державина — Дарьи, художник Тончи, 1810 год.

портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, это копия с портрета французской художницы Элизабель Виже-Лебрен.
портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, это копия с портрета французской художницы Элизабель Виже-Лебрен.

В горках выставлена чудесная посуда Императорского фарфорового завода и хрусталь.
В горках выставлена чудесная посуда Императорского фарфорового завода и хрусталь.

-25

Николай I своей супруге Александре Федоровне подарил дворец и был создан этот хрустальный сервиз. На нем нанесен специальный фарфоровый знак — венок с белыми цветами и посередине меч: Александру называли белой розой.
Николай I своей супруге Александре Федоровне подарил дворец и был создан этот хрустальный сервиз. На нем нанесен специальный фарфоровый знак — венок с белыми цветами и посередине меч: Александру называли белой розой.

Чудесный портрет актрисы Веры Самойловой, художник Гавриил Яковлев, 1852 год. Актриса блистала в театре Александринки, потом вышла замуж за полковника Мичурина и вынуждена была оставить сцену, хотя Тургенев писал для нее пьесы, а Николай I был ее поклонником.
Чудесный портрет актрисы Веры Самойловой, художник Гавриил Яковлев, 1852 год. Актриса блистала в театре Александринки, потом вышла замуж за полковника Мичурина и вынуждена была оставить сцену, хотя Тургенев писал для нее пьесы, а Николай I был ее поклонником.

Никез де Кейзер. "Портрет Великой княжны Александры Николаевны, принцесса Гессен-Кассельской". 1843 г.
Никез де Кейзер. "Портрет Великой княжны Александры Николаевны, принцесса Гессен-Кассельской". 1843 г.

Александра Николаевна, носившая в семье имя Адини, по словам окружающих, была не только красива, но и умна. Она вышла замуж по взаимной любви. Ждала рождения сына. Но рано развившаяся в ней чахотка, вызвала преждевременные роды. Младенец прожил до обеда. Через четыре часа вслед за сыном умерла и мать – сокровище Адини, как звали её в семье. Её последними словами было "Будьте счастливы".

В витринах четвёртого зала находятся книги староверов. Им запрещалось печатать книги, поэтому книги писались и иллюстрировались вручную.
В витринах четвёртого зала находятся книги староверов. Им запрещалось печатать книги, поэтому книги писались и иллюстрировались вручную.

Пятый зал.

В центре — витрина с манекенами. У женщин для пышности юбок использовались фижмы, это каркас из ивовых прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке. В России подобные каркасы назывались фи́жмами (от нем.  — «рыбья кость, китовый ус»).
В центре — витрина с манекенами. У женщин для пышности юбок использовались фижмы, это каркас из ивовых прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке. В России подобные каркасы назывались фи́жмами (от нем. — «рыбья кость, китовый ус»).

Каков щеголь? 😃
Каков щеголь? 😃

Фижмы носили на протяжении почти всего 18 века, представьте себе, поколения женщин рождались, взрослели и умирали - а фижмы всё оставались в моде!
Фижмы носили на протяжении почти всего 18 века, представьте себе, поколения женщин рождались, взрослели и умирали - а фижмы всё оставались в моде!

Стены красиво драпированы, на стенах — портреты.
Стены красиво драпированы, на стенах — портреты.

Антонио Ринальди (1709–1794) — итальянский архитектор, портрет графа Григория Орлова.
Антонио Ринальди (1709–1794) — итальянский архитектор, портрет графа Григория Орлова.

Портрет неизвестной
Портрет неизвестной

Василий Яковлевич Чичагов,  был адмиралом российского флота, отличившимся в русско-шведской войне, и исследователем.
Василий Яковлевич Чичагов, был адмиралом российского флота, отличившимся в русско-шведской войне, и исследователем.

Таких бюро в китайском стиле антверпенского мастера Х.Суста сохранилось всего два: одно хранится в Мюнхене, другое здесь. Для отделки здесь использован перламутр, черепаший панцирь.
Таких бюро в китайском стиле антверпенского мастера Х.Суста сохранилось всего два: одно хранится в Мюнхене, другое здесь. Для отделки здесь использован перламутр, черепаший панцирь.

-38

Жан-Луи Вуаль «Портрет Екатерины Нелидовой». Екатери́на Ива́новна Нели́дова — камер-фрейлина, фаворитка Павла I; одна из первых выпускниц Смольного института. Двоюродная тётка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой.
Жан-Луи Вуаль «Портрет Екатерины Нелидовой». Екатери́на Ива́новна Нели́дова — камер-фрейлина, фаворитка Павла I; одна из первых выпускниц Смольного института. Двоюродная тётка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой.

Похищение Европы»  — одна из наиболее известных картин итальянского живописца Гвидо Рени. Копия.
Похищение Европы» — одна из наиболее известных картин итальянского живописца Гвидо Рени. Копия.
Портрет Марии Антуанетты?
Портрет Марии Антуанетты?

Пять залов дворянского сословия мы осмотрели.  Следующие два этажа поразили и восхитили. Но это

обсудим в следующей статье, если интересно.

Пишите,✍🏻, делитесь впечатлениями, поправляйте или задавайте вопросы. Всему рада🙂❤❤❤