Найти тему
МИР (Море История Россия)

Красные "катера-истребители" на Волге и на море Азовском.

Странностей в истории этих катеров много. Начнем с того, что не совсем понятно назначение катеров с двумя маленькими пушками (у Гочкиса взрывчатого вещества в снаряде вообще было с наперсток). Непонятно зачем их сделали деревянными, непонятно почему изначально они были брошены на Черное море. Большие вопросы к качеству их изготовления. Особенно много вопросов возникло к катерам последних партий. Но... что сделано, то сделано, заказано было 36 малых катеров ( водоизмещением 14 тонн), и 8 катеров водоизмещением 25 тонн, за которые компании Greenport Basin and Construction Company было выплачено 1753500 американских денег того времени ( без стоимости транспортировки). Создается четкое понимание, что заказ был явно кем-то пролоббирован, и...
Странностей много и в вопросе доставки. Мы уже писали о том, что в порту Архангельска с небольшим интервалом прогремели два мощных взрыва. В обоих случаях оказался замешан Эдмунд Мелленберг, в документах которого была пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии», но в первом случае осудили боцмана П.Полько (а, во втором вообще никого не осудили). После второго взрыва Э.Меленберг... исчез. Да и ситуация с русским адмиралом по имени Лю́двиг Бернга́рдович фон Кёрбер, который целых два месяца курировал Архангельский порт (как раз во время второго взрыва) тоже... очень странная. Ему почему-то "разрешили остаться за рубежом", хотя у следствия к нему были вопросы. Да и с комендантом Экономии с чисто русской фамилией Люц не все понятно.

После взрыва
После взрыва

Много пишут о том, что "Трагические события на Бакарице в октябре 1916 года подтолкнули контрразведывательные органы, должностных лиц порта и города к изменению сложившейся системы охраны и обороны порта. При этом главным «реформатором» стал капитан 2 ранга С.М. Поливанов, который как никто другой знал все её уязвимые места. В январе—феврале 1917 года он подал несколько рапортов командующему флотилией Северного Ледовитого океана, в которых предлагал проект реорганизации охраны и обороны Архангельского порта". В научных работах пишут одно, а реальность чуть иная...

Открываем предложения, и... все они поданы после второго взрыва, и ни один из прожектов не касается усиления внутренней безопасности порта.

-2

Главными угрозами порту Поливанов считал атаки подводных лодок и аэропланов. Он считал, что германские подводные лодки могли быть вооружены двумя 6-дюймовыми орудиями (!), и полагал, что существовавшая охрана входа в порт была слабой по средствам и не вынесенной в море. Поэтому силы охраны необходимо было увеличить и разместить как можно дальше от входа в канал. Для достижения этого капитан 2 ранга С.М. Поливанов предложил:
-Минное заграждение в 1917 году установить мористее и увеличить количество мин в нём до 120;
-Район наблюдения перед входом в канал увеличить до 8 миль;
-Иметь возможность организовать охрану судов перед входом в канал при невозможности быстрого их туда ввода.

А, вот насчет диверсий.... (увы). Ладно, это история давняя, мы о ней уже рассказали. Она связана с нашим повествованием лишь косвенно.
О чем это мы?

Да о том, что при втором взрыве были повреждены не только катера 1-го отделения сторожевых катеров №№ 261 и 262, но и катера №263 и 264, привезенные на том же транспорте "Каменец-Подольский", которые после доставки в Севастополь стали первыми катерами нового, 4-го отделения. В 3-й партии катеров (первая партия с тремя 200 сильными двигателями вместо 150-сильных) из 12 единиц, 8 катеров вошли в 1 отделение, еще три в четвертое. Один катер остался "на северах" (№260).
О четвертом отделении и пойдет сейчас рассказ. Катера в большинстве своем прибыли в Севастополь весной 1917 года, и вступили в строй летом.
№263 ставший №341. Катер пострадал в результате взрыва "Челюскина", долго ремонтировался в Севастополе, в сентябре получил новый №541, а, вот дальше версии расходятся: по одним данным катера 4-го отделения ушли с красной эскадрой в Новороссийск в апреле 1918 года, по другой версии 4-е отделение, состоявшее из новых катеров, еще до указанных событий сначала стояло в Трабзоне, потом перешло в Новороссийск, используя его как базу.
Так или иначе, часть катеров отделения оказалась в Новороссийске, и 18.06.1918 г. по железной дороге ушла на Волгу. С 25.10.18 катера числятся в Северном речном отряде Астраханско-Каспийской флотилии.
№264 тоже доставленный на транспорте "Каменец-Подольский" (и тоже пострадавший при взрыве) вступил в строй летом 1917 года, получив номер №342 (потом 542) Судьба его была той же. Он оказался в Астрахани, где и прошел ремонт и вошел в состав красной флотилии.
Катер № 265 прибыл с опозданием, его "уронили в Архангельском порту, и катер находился на ремонте. В связи с этим, он стал №347, т.е. 7-м катером в отделении. Пройдя ремонт с 15 июля 1917 г. находился в строю.

15.09.1917 г. приказом командующего ЧФ № 222 получил новый номер № 547. К 11.1917 г. находился в Трапезунде. 16.12.1917 г. перешел на сторону Сов. власти. 07.06. 1918 года пришел в Новороссийск. 18.06. 1918 года по ж / д с другими увезен на Волгу. 23.06. катера прибыли в Царицын Катер №265 под № 3 вошел в Вольскую флотилию.28.07.ушел в Саратов, затем в Балаково. С начала октября 1918 г. числится в составе в Волжской флотилии. С 25.10.1918 в Северном речном отряде АКФ. К 31.10.1918 г. встал на ремонт ремонт в Астрахани.
Остальные катера в этом отделении были из следующей поставки.
№282 был доставлен в Архангельск 12 апреля 1917 года на пароходе "Ярославль", и попал в Севастополь в начале мая 1917 года. Катер имел множественные деффекты корпуса. Помимо того, что при доставке была пробита обшивка, качество корпусных работ было очень низким: корпус был плохо проконопачен, в корме обнаружены две сквозные дыры. Катер был введен в строй в июле 1917 года под номером 343. 18.06.1918 года по ж / д. с другими катерами увезен на Волгу. 23.06.прибыли в Царицын и как № 2 сдан Вольской флотилии.

№ 283, был доставлен в Архангельск в апреле 1917 года на том же пароходе "Ярославль". Он стал № 344. Катер очень долго ремонтировался в связи с низким качеством изготовления. В результате инспекции 27.05.1917 выяснилось, что ранее где-то была пробита обшивка и на месте пробоины внахлест и стоит заплата из дюймовых сосн досок 3,5 на 4 фута. Корпус рассохся и требует конопатки Линолеум носов кают порван. Попытались 26.06.1917 выйти в море на испытания, (после устранения части недостатков) но и тут не повезло. В двигателе лопнул поршень, зеркало цилиндра задрало, оборвался шатун. В связи с ремонтом двигателя задержался в Севастополе, и судьба его оказалась иной, чем у его собратьев. Захвачен немцами, потом англичанам, потом белым, Ходил на двух двигателях. В строй не вводился. Уведен в Стамбул на буксире, продан турецкому судовладельцу.

№ 284 был доставлен на пароходе "Могилев" 14.05.1917. При приемке выявились многочисленные дефекты. Доставлен на Черное море, стал номером №345. В декабре находился в Трабзоне, имея тактический №545. Перешел в Батуми, перешел грузинским властям, но по требованию англичан передан МСЮР. Из-за течи корпуса поднят на пирс в Новороссийске. В строй не вводился. Разобран в 1922 году.

№ 285 так же был доставлен на пароходе "Могилев" 14.05.1917. Получил № 346 (в 4-м отделении). Но судьба его была иной, он вместе с собратьями по железной дороге был увезен на Волгу. Участвовал в боях Астраханско-Каспийской флотилии.

Всего получается 7 катеров, из них 5 попали в красный флот. В 1919 году "красном" дивизионе "катеров истребителей" действуют катера: «Смелый», «Счастливый», «Пылкий», «Беспокойный», «Жуткий», «Дерзкий», «Пронзительный». По сути, это те же катера, просто получившие "живые" имена вместо тактических номеров. Мы уже кое-что выяснили с номерами и названиями:

"Смелый", это катер с заводским №257 (бывший 314 из 1-го отделения), его "биографию" мы уже рассказали.

"Счастливый", это №282 (бывший 343 и 543 из 4-го отделения), но на Азовское море он не попал. Вечером 21.05.1919 г. после боя с англ.эскадрой у в форту Александровский был брошен командой у берега из-за повреждения рулей. Захвачен белыми, но не использовался. В апреле 1920 г. затонул из-за плохого состояния корпуса. Поднят в июле 1921 г. и после ремонта с 24.11.1921 г. был включен в состав морских сил Каспийского моря. 20.11.1922 г. Наморси. Каспийского моря сдал катер с другими судами представителям Закавказского округа Отдельного пограничного корпуса войск ОГПУ для включения в Отряд судов погранохраны Каспийского моря. В ноябре 1923 г. возвращен МСКМ но в 1925 г. списан и сдан на слом.

"Пылкий" это № 265 (бывший №347 4-е отделение). Так же участвовал в бою с английской эскадрой у форта Александровский, ушел в Астрахань. С 31.07. 1919 года вошел .в состав Волго-Каспийской военной флотилии (6 дивизион). В июле 1920 года из Астрахани перевезен на Азовское море по железной дороге, и вместе с другими "катерами-истребителями" вошел в 9-й дивизион. Участвовал в операциях флотилии, прикрывал минопостановки. После этого все традиционно: МСЧМ, потом погранчасти ОГПУ, потом снова МСЧМ. Списан в 1925 году.

"Беспокойный" это № 285 (бывший №346, 546, 4-е отделение) Так же участвовал в бою с английской эскадрой у форта Александровский, ушел в Астрахань. С 31.07. 1919 года вошел .в состав Волго-Каспийской военной флотилии (6 дивизион). В июле 1920 года из Астрахани перевезен на Азовское море по железной дороге, и вошел в 9-й дивизион. 23.11.1920 года сдан МСЧМ. С 12.1920 г. числится как «ПРЫТКИЙ». К 01.09.1921 г. находится на кап. ремонте в Севастополе. После него 14.02 - 08.08.1922 г. числится как плавсредство СНиС МСЧМ. 24.10. 1922 г. приказ о сдаче в Черноморский отряд судов погран. охраны ГПУ как пограничный сторожевой катер. С 11.03.1923 г. числится в Черноморской флотилии ГПУ. Возвращен МСЧМ С 03.09.1926 г. называется СКА № 4. 09-15.09.1926 г. принимал участие в маневрах МСЧМ у Севастополя. Списан только в 1930 году.

"Жуткий" №264 (№342, 542) участвовал в бою с английской эскадрой у форта Александровский, ушел в Астрахань. С 31.07. 1919 года вошел .в состав Волго-Каспийской военной флотилии (6 дивизион). В июле 1920 года из Астрахани перевезен на Азовское море по железной дороге, и вошел в 9-й дивизион. 23.11.1920 г. сдан МСЧМ и увезен в Севастополь. На 18.01.1921 г.в строю (1 47-мм.). 01- 06.1921 г. бортовой № СК -32. Передан ВМС Турции.

"Пронзительный" №256 (№313, 513 1-е отделение) О нем мы уже рассказали.

"Дерзкий" №263 (№ 341, 541) судьба такая же как и у его собратьев.

По логике, они же попали на Азовское море. Все казалось бы ясно, но... Правда, на море Азовском числятся не только они. Всего в дивизионе 12 единиц "катеров-истребителей". Возникает вопрос: откуда? Есть еще один нюанс (цитирую)

В Новороссийске дайверы обнаружили на дне моря останки катера Первой мировой войны. Сторожевое судно "Беспокойный" нашли в районе Мысхако. В 1921 году катер подорвался на мине и затонул на глубине 49 метров.
"Беспокойный" построила фирма "Гринпорт" по заказу российского императорского флота. Во время последних погружений к судну мы обнаружили на нем две пушки Гочкиса калибра 37 и 47 миллиметров, а также два пулемета "Максим", – рассказал газете "Новороссийский рабочий" руководитель центра подводного плавания "Адмирал Нельсон" Константин Оробченко.
По его словам, данная находка представляет собой большую историческую ценность. Для Черноморского флота до революции в общей сложности было заказано 38 сторожевых катеров трех модификаций. "Беспокойный" относился к последней из них и был длиной 21 метр, в то время как его предшественники этого же класса были лишь восемнадцатиметровыми.
Аквалангисты не исключают, что лежащий на морском дне в районе Мысхако истребитель подводных лодок – единственный сохранившийся до наших дней экспонат дореволюционного кораблестроения

Это какой-то "не тот" "гринпорт" или не тот "Беспокойный"? Давайте разберемся с большими катерами....