Найти тему
Книжный ген

"Русский джентльмен ищет работу": чего вы могли не знать о купцах Рябушинских

При работе над историческим романом сталкиваешься с очень интересными судьбами. Не поддаться искушению и не ввести их повествование иной раз просто невозможно. Рождается характер, начинаешь искать фактуру. Так я познакомилась с династией Рябушинских, о которой знала лишь то, что это весьма успешные купцы, в чьём доме Шехтель спроектировал замечательную лестницу. Однако, их жизненный путь куда более занятный, и как-то само собой я изучила эту фамилию от и до. Делюсь с вами историей одного успеха, как говорится, и, конечно, книгами, которые помогут составить о нём самое полное впечатление.

Рябушинские в усадьбе Кучино в конце 19 века. Фото с сайта movoopik.com
Рябушинские в усадьбе Кучино в конце 19 века. Фото с сайта movoopik.com

В отличие от Юсупова, рассказав о биографии которого, я разок-другой пожалела, Рябушинские создавали свой капитал буквально с нуля и действительные достойны восхищения. Основателем семейного состояния Рябушинских стал выходец из крестьянской семьи - Михаил Яковлев. Впоследствии получил фамилию Ребушинский по названию слободы, в которой родился, став Михаилом Яковлевичем. В 14 лет (!) он начал скупать для перепродажи холсты в деревнях, а к 16 имел небольшую лавочку в Китай-городе, впоследствии выгодно женившись на дочке хозяина кожевенной фабрики.

Торговые ряды в Китай-городе. Фото https://forum-msk.info/threads/kitaj-gorod-v-moskve-istorija-nazvanija-kto-postroil.4008/
Торговые ряды в Китай-городе. Фото https://forum-msk.info/threads/kitaj-gorod-v-moskve-istorija-nazvanija-kto-postroil.4008/

Я не нашла объяснений, в чём заключалась эта выгода, и помогал ли тесть зятю, однако, со своей супругой Михаил жил душа в душу. Евфимия Степанова, следуя старообрядческой традиции, была, как и муж, трудолюбива, бережлива и расчётлива. Скорее всего, именно взаимное уважение сделало их семью крепкой базой для последовавшего материального благополучия. Кроме того, религия не позволяла вести праздный образ жизни, была враждебна к моде и роскоши. Итак, представьте себе скромную, патриархальную, сдержанную, непьющую, не посещающую увеселительные заведения, любящую друг друга, сосредоточенную на работе пару, - вот такими и были Рябушинские.

У Евфимии и Михаила Яковлевича родилось трое сыновей: Иван, Павел, Василий и две дочери: Пелагея и Анна. Дети получили строгое воспитание: скрипку, на которой хотел выучиться играть Павел, отец разбил. Веселиться, отдыхать, праздновать в семье было не принято - дети с пелёнок приучались к труду и уважению старших. Однако, ни книжного, ни научного образования они не получили, что, как ни удивительно, почти не повлияло на дальнейшее процветание.

Если вам интересно погрузиться в атмосферу этой семьи, понять, что стоит за большим успехом, как устроено старообрядчество, можете взять книгу Иванова из серии "Предприниматели России":

-3

Изложение в ней художественное, и многие моменты романтизированы, однако, очень дословно переложены события двухсотлетней давности. Фактически, это единственная полная биография первого Рябушинского.

Удивительно, как торговля тканями подростком в начале 19 века вылилась в успешнейшее предприятие и настоящее богатство. Лавка в Китай-городе "продолжается" и сейчас в Вышневолоцком хлопчатобумажном комбинате, который входит в десятку крупнейших текстильных предприятий России. До своей смерти Михаил Рябушинский успел основать одну ткацкую мануфактуру в Москве и еще две — на родине, в Калужской губернии, в 1856-м расширил московское производство, построив в Голутвинском переулке одну из первых в Российской империи ткацкую фабрику «полного цикла».

Фото с сайта um.mos.ru
Фото с сайта um.mos.ru

Таким образом, оставив сыновьям не только двухмиллионное состояние, но и процветающее производство. Думаю, вы знаете, что наследники взялись за него очень основательно. Если не найдёте на эту тему замечательной книги Ю. А. Петрова "Династия Рябушинских", то можно ограничиться брошюрой В. Чумакова "Рябушинские. Фабрики и банки знаменитой династии России". Эти источники не дадут запутаться в многочисленных предприятиях купцов.

-5

Несколько "поиграв" с активами, продав одно предприятие и купив другое, убыточное, они делают из него сверхприбыльное, а свою ткацкую продукцию - известной по всей России. Кроме того, в конце 19 века "Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" занималось не только тканями, но и стало одним из ведущих кредитно-финансовых учреждений Москвы.

Фото с сайта vvhbk.ru
Фото с сайта vvhbk.ru

Если следить за их жизнью внимательно, станет ясно, что одной из важнейших скреп этой семьи являлись приверженность одному делу и неделимость капитала. Сыновья, братья, сватья, дяди, троюродные внучатые племянники, соседи и земляки, случайно оказавшиеся в Москве, - все так или иначе были заняты в ткацком промысле, рассматривая свой труд, как вклад в общее благосостояние. Пусть и женился сын Иван со скандалом на женщине по своему вкусу, не послушав отца, пусть был отдалён от семьи на определённое расстояние, но трудиться продолжал тут же, только средства получал отдельно.

Павел Рябушинский. Фото:russiainphoto.ru
Павел Рябушинский. Фото:russiainphoto.ru

Своим детям Павел Рябушинский оставил уже 20 000 000 рублей и при жизни был награждён медалью на Аннинской ленте "За полезное".

Наследников, на пороге 20 века олицетворявших собою русский капитал, было восемь: Павел, Сергей, Владимир, Николай, Михаил, Дмитрий и Фёдор.

Братья Рябушинские в Париже. Стоят: Сергей, Степан, Владимир и Николай. Сидит Михаил. Конец 1920-х. Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Братья Рябушинские в Париже. Стоят: Сергей, Степан, Владимир и Николай. Сидит Михаил. Конец 1920-х. Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Они - особая, но трагичная страница истории в династии этой семьи.

К концу первого десятилетия XX века у Рябушинских уже скопилось столько свободной наличности, что ее стало просто некуда девать.
Валерий Чумаков "Рябушинские. Фабрики и банки знаменитой династии России"

В отличие от прародителей, они получили великолепное образование. Рябушинские организовали собственный банк, создали льняную монополию, приобрели крупнейшее товарищество лесопильных заводов, заложили первый в России автомобильный завод.

Чётко распределив между собой роли - одни братья занимались банковскими и финансовыми вопросами, другие развивались в науке и совершенствовались в бизнесе - они распоряжались полученным семейным капиталом за редким исключением достаточно трезво. Тем исключением стал лишь младший брат Николай, который вёл богемный образ жизни и умудрялся спускать огромные суммы на женщин, рестораны и издание своего журнала "Золотое руно".

Он успел разориться ещё до революции и оказался самым прозорливым из всех - она не затронула его израсходованного капитала и почти не отразилась на жизни. Остальных же новый уклад буквально перемолол и выплюнул, несмотря на то, что фабриканты Рябушинские заботились о своих работниках лучше прочих и нажили средства нелёгким трудом. Однако, они были богаты - а, значит, враги.

Если вам интересен вклад Рябушинских в отечественную культуру и искусство, то вам стоит взять вот эту книгу:

-11

После 1917 года Рябушинские частично эмигрировали - кто в Париж, кто в Швейцарию, кто в ненавистные Штаты. Да, глава семейства был против американизации и настаивал на налаживании связей с Китаем. Именно ему принадлежит фраза о костлявой руке голода, которая должна была призвать опомниться революционно настроенные массы, но в итоге стала клеймом - "антибольшевик".

Позиция Рябушинского весьма необычно перекликается с сегодняшним днём...

Американцы взяли наши деньги, опутали нас колоссальными долгами, несметно обогатились. Расчетный центр перейдет из Лондона в Нью- Йорк. У них нет науки, искусства, культуры в европейском смысле, они купят у побежденных стран их национальные музеи, за громадные оклады сманят к себе художников, ученых, деловых людей и создадут себе то, чего им не хватало...
Павел Рябушинский

Знал бы Павел Павлович, что сбежать в Штаты придётся просто потому, что для своей Родины ты - мироед. Две его дочери, Александра и Надежда, выбраться не смогут и погибнут на Соловках.

Александра и Надин Рябушинские. Россия, село Талашкино, 1909 год. Фото kulturologia.ru
Александра и Надин Рябушинские. Россия, село Талашкино, 1909 год. Фото kulturologia.ru

Писательница Наталия Семёнова рассказала о жизни Рябушинских через призму произведений искусства, с которыми они расставались в ходе безжалостных выемок и экспроприаций. Третье поколение Рябушинских безупречно разбиралось в искусстве и знало ему цену, это была умнейшая, начитаннейшая семья. Их дворец на Спиридоновке - огромный величественный готический замок:

-13

особняк на Малой Никитской - шехтелевский шедевр в стиле art nouveau:

Степан собирал древние иконы, великолепно знал историю искусств, был прекрасным оценщиком, открыл несколько реставрационных мастерских. Владимир собирал редкие книги, Михаил был страстным коллекционером живописи и обожал фарфор. Фе­дор умер очень молодым, но успел профинансировать крупнейшую научную экспедицию на Камчатку под эгидой Географического общества, потратив на это 200 тысяч рублей из личных средств. Не отставали и дочери. Евфимия Павловна, например, собирала картины старых мастеров XVIII – начала XIX веков, по воспоминаниям современников, превращая свой дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи.

Описи забранной у купеческой семьи художественной коллекции поражают: Грабарь, Рерих, Репин, Кустодиев, Сомов, Бакст, Врубель... "Певица в зелёном" Дега, "Бульвар Монмартр" Писарро, бюст Виктора Гюго Родена, "Карлик Грегорио" Игнасио Сулоага. Кто знает, что ещё... Как минимум 16 японских и китайских картин, 14 произведений живописи и графики европейских художников и столько же произведений русских и европейских скульпторов, 95 полотен русских художников XIX-XX веков, более полусотни рисунков, миниатюр и гравюр. Судя по косвенным данным коллекция была куда более разнообразна. Частично произведения искусства были переданы в музеи Москвы, по залам которых мы сейчас с вами ходим. Рябушинские оставили не только процветающие предприятия, но и гигантское собрание предметов искусства.

Утром 10 мая 1919 год на борту английского военного судна "Воор Эмю" Михаил Рябушинский напишет в своём дневнике:

Тихо транспорт стал отходить от набережной и вышел на середину гавани. Здесь впервые что-то сжало сердце, и я почувствовал, что отрываюсь от родной земли. Когда я вернусь обратно?

К сожалению, уже никогда.

Михаил Павлович дожил до 80-ти лет и умер в Лондоне в больнице для бедных. Павел - на 56-м году жизни, проведя последний год почти все время в постели, тяжело больной туберкулезом. На похороны Степана ни у кого из братьев не было денег, и вдова распродавала последние вещи. Дмитрий преподавал в Сорбонне, основал научно-философское общество и Общество охраны русских культурных ценностей за рубежом и умер 80-летним стариком с эмигрантским паспортом, так и не пожелав сменить гражданство. Тихо, незаметно, в нужде умерли и остальные некогда одни из самых богатых людей России.

РУССКИЙ ДЖЕНТЛЬМЕН, 11 лет в Англии, доскональное знание изящных искусств (его собрание живописи и художественных предметов было одной из четырёх ведущих частных коллекций в Москве), владеет иностранными языками, ищет РАБОТУ в качестве консультанта, закупщика, хранителя или подобной компетенции.
1930 год, Таймс, М. Рябушинский

Жаль, сюжет моей книги требовал немного другой фактуры, и купцы появились на её страницах лишь мельком. Зато "удалось переплавить" женщин этой фамилии в одну Анну Павловну, героиню пусть и второстепенную, зато с характером Рябушинских.

Если вам понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк или оставьте комментарий. Конечно, я буду очень рада подписке на наш с сыном канал о книгах.