Когда появились самые первые платные дороги в России?

Сегодня платные трассы – отличная альтернатива бесплатным дорогам с их некачественным покрытием и плотным движением. Многие водители готовы платить за проезд ради быстрой скоростной трассы и возможности не тратить топливо и нервы в пробках.

Сегодня платные трассы – отличная альтернатива бесплатным дорогам с их некачественным покрытием и плотным движением.

Мы в УЗПМ внимательно следим за развитием российских дорог, помогаем в их обслуживании. В частности, сейчас, в весенний период, когда требуются специальные средства для очищения дорожного покрытия от остатков ПГМ, резины, пятен нефти и масла.

О платных трассах и о том, как ими правильно пользоваться, мы уже писали здесь https://dzen.ru/a/ZffD2dkB215JlLwf и здесь https://dzen.ru/a/ZbyZ6fT2a1xQQYEI.

Сегодня давайте погрузимся в историю платных автодорог в России.

Платные дороги в России появились относительно недавно – официально в 1998 году. И хотя в Советском Союзе все трассы были бесплатными и свободными для проезда, все же история вопроса уходит в глубь веков.

XV-XVIII века

Впервые исторические данные о дорожном тарифе появились в документах 15 века. А точнее, в Указе о езде великого князя Ивана III, позже вошедшем в Судебник Ивана III 1497 года. В указе значилось, что все дороги, где была ямская почта, считались «государевыми», и за проезд по ним нужно было платить.

Сегодня платные трассы – отличная альтернатива бесплатным дорогам с их некачественным покрытием и плотным движением.-2

А вот в 18 веке почти все дороги находились в ведении региональных властей. Они же должны были следить за их качеством. Это было указано в регламенте Камер-коллегии 1731 г.: «Губернаторам и воеводам смотреть, чтобы в уездах большие проезжие дороги были в добром порядке, отчего проезжим и всякого чина людям остановки не было».

Однако, что интересно, ремонт дороги выполняли местные жители. За счет казны в это время строили и ремонтировали только крупные дороги. Например, те, что вели из Петербурга в Москву, в Прибалтику, в пригороды (Царское Село, Петергоф). Так как именно по этим дорогам ездили высокопоставленные дворяне, то и качество их должно было быть лучше прочих дорог страны.

Сегодня платные трассы – отличная альтернатива бесплатным дорогам с их некачественным покрытием и плотным движением.-3

В начале 1730х гг. за строительство крупных дорог страны отвечал генерал-фельдмаршал Б.К. фон Миних, губернатор Петербургской губернии и лучший российский военный инженер того времени. Именно ему пришла в голову идея брать плату за проезд заставы на дороге из Петербурга в Шлиссельбург. Расценки были довольно низкими, к тому же военные и пешеходы от уплаты освобождались. А поскольку администрация заставы состояла всего из 5 человек, то не могла уследить за всеми желающим объехать дорогу проселками. В итоге за 10 лет существования проекта (с 1733 по 1743 годы) было собрано всего 4117 рублей 96 копеек. Это была крайне малая сумма, которой не хватило бы и на косметический ремонт дороги.

Вскоре, в конце 1730-х годов сделали платной еще одну дорогу из Петербурга – до Нарвы. А осенью 1742 года отремонтировали известную «Першпективную дорогу» от Соснинского яма на Волхове до Петербурга, и для компенсации хотя бы части расходов, также ввели платный проезд. 15 октября того же года соответствующий указ был подписан императрицей Елизаветой Петровной.

Першпективная дорога
Першпективная дорога

Однако последующие годы показали, что платный проезд не только не возмещает убытки, но и не позволяет собрать нужную сумму на ремонт и поддержание дорог. Все необходимые средства выделялись в итоге Статс-конторой, которая за 3 года (с 1742 по 1745) направила порядка 68 тысяч рублей на дорожные работы. Неудивительно, что после таких провальных результатов, указ о сборе денег за проезд всех трех дорог («Першпективной», Шлиссельбургской и Нарвской) в итоге отменили.

XX-XXI века

На законодательный уровень систему платных дорог закрепили 8 декабря 1992 года – президент Борис Ельцин подписал указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Чуть позже, 27 июня 1998 года появился указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», согласно которому упорядочили строительство платных магистралей. В этом же документе были прописаны такие важные пункты, как – обязательное наличие бесплатных альтернатив, передача дороги во временное пользование юридическим лицам (концессионерам) и др.

Самой первой платной дорогой в стране стал 20-километровый участок трассы М-4 «Дон». А точнее, обход села Хлевное в Липецкой области. 22 апреля 1999 года Правительство РФ признало участок платным. Тогда стоимость проезда составляла 5 рублей для легковых машин и 15 – для грузовых. Через год участок продлили за счет обхода города Задонск, а в 2002 году плату дороги отменили.

Сегодня платные трассы – отличная альтернатива бесплатным дорогам с их некачественным покрытием и плотным движением.-5

8 ноября 2007 года появился подписанный президентом РФ закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В этом документе уже была подробно прописаны обязательства концессионеров и операторов дороги, а также сама процедура введения платы. С этого момента строительство платных трасс стало строго структурировано. С каждым годом таки дорог становилось все больше, и сейчас протяжённость платных участков в России насчитывает почти 3 000 км.

В июне прошлого года проект платных дорог отметил круглую дату – 30 лет с момента появления первого платного участка. Сейчас такие дороги насчитываются уже в 18 регионах, и их количество продолжает расти.

Многие автомобилисты уже привыкли к комфортной быстрой езде, удобным придорожным сервисам и качественному дорожному полотну. Всегда есть вариант – заплатить и добраться до нужного пункта с удобством или воспользоваться бесплатной альтернативной дорогой. А чтобы путешествие было максимально безопасным даже в этот непростой погодный период – когда температура скачет с минуса на плюс, - дороги обрабатывают противогололедными средствами. Например, как наш БИОНОРД. Это безопасный и эффективный ПГМ, позволяющий не только быстро растопить наледь на дорожном полотне, но и длительное время сохранять дорогу чистой и сухой.