Найти тему
Ваш дошкольник

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) с основами безопасности жизнедеятельности

Оглавление

Программные задачи:

  • систематизировать представления воспитанников среднего дошкольного возраста об основных правилах безопасного поведения;
  • развивать логическое мышление, познавательные процессы;
  • воспитывать потребность в соблюдении правил безопасного поведения.

Материал и оборудование:

  • лэпбук, медальоны зеленого и красного цвета, сигнальные таблички зеленого и красного цвета;
  • картинки-отгадки (молоток, спички, свеча, утюг, иголки, и другие картинки для того, чтобы дети имели возможность делать выбор);
  • картинка-огонь, картинки с изображением пожароопасных предметов (спички, горящая свеча, зажженный камин, газовая плита с включенной конфоркой, утюг, электророзетка, зажигалка);
  • фломастеры, сигналы светофора, руль на каждого ребенка;
  • картинки-модели по правилам пожарной безопасности, дорожные знаки;
  • картинки с изображением опасных и безопасных предметов (иголка, нож, мячик, спички, машинка, флакон с таблетками, лейка, петарда, бенгальский огонь, полотенце, ведерко, ножницы, утюг);
  • сигнальные знаки, мяч.

Ход занятия

Детям заранее надеваются медальоны двух цветов: половине группы — медальоны зеленого цвета, второй половине детей — красного цвета.

Воспитатель (В.). Ребята, давайте возьмемся за руки и станем в круг. (Воспитатель зачитывает стихотворение.)

Что такое «здравствуй» — лучшее из слов!

Потому что «здравствуй» — значит, будь здоров!

Здравствуй, здравствуй, милый друг (держатся за руки).

Посмотри-ка ты вокруг (разводят руки в стороны).

Здравствуй. Здравствуй, улыбнись (улыбаются друг другу).

И друг другу поклонись (делают поклон).

Сегодня я принесла для вас интересное пособие, которое называется лэпбук и подготовила много интересных игр, заданий, упражнений.

Лэпбук в развернутом виде стоит на столе возле воспитателя.

На каждой его странице размещены пластиковые конверты с раздаточным материалом, дидактическими играми, заданиями, которые будут выполнять дети.

В. В каждом конверте находится интересная игра или задание. Мы с вами сегодня поиграем в некоторые из этих игр, выполним некоторые задания.

Если вы будете правильно выполнять их, будете внимательными и активными, в конце занятия вас ждет сюрприз.

(Воспитатель просит детей обратить внимание на цвет медальонов.)

В. Для того, чтобы нам было удобно работать, мы разделимся на две группы. Те, у кого зеленые медальоны, подойдите к столу с зеленой табличкой, команда с красными медальонами — к столу с красной табличкой.

Игра «Собери картинку»

В. На столах лежат разрезные картинки, которые необходимо сложить, чтобы узнать о теме занятия. У вас должна получиться картинка с изображением пожара. (Дети складывают разрезные картинки с изображением опасной ситуации.)

В. Итак, ребята, кто из вас уже догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать? (Пожар, огонь, опасность.) Мы сегодня поговорим с вами о безопасном поведении детей в различных ситуациях.

Задание «Отгадай загадку»

Дети выходят на ковер. У воспитателя в руках картинки на палочках с изображением предметов-отгадок. (картинок с изображением предметов-отгадок должно быть больше, чем загадок, например, 10 штук, для того, чтобы дети имели возможность поразмышлять и сделать выбор).

В. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадаете их и выберете нужную картинку.

В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать! (Утюг.)

Тонкая девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длиннее ночи,

Тем она короче

От горючих слез. (Свеча.)

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на елке,

А называются? (Иголки.)

Вот так мошка — осиновая ножка,

На стог села — все сено съела. (Спичка.)

Не хочу я молчать —

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток.)

В. Ребята, вы правильно отгадали все загадки. Очень важно соблюдать правила безопасного поведения. Острые, режущие и колющие предметы нужно использовать строго по назначению, не баловаться и не играть с ними.

Самостоятельно нельзя принимать никаких таблеток, только по назначению врача, когда вам их дают родители. Нельзя трогать бутылочки, баночки, коробочки с разными жидкостями и порошками, а если они вдруг попали на кожу, в глаза, их нужно тщательно смыть водой и сообщить об этом родителям.

Есть еще очень много правил безопасного поведения, о которых мы с вами сегодня поговорим. А что может произойти, если не соблюдать эти правила? (Ответы детей.)

Воспитатель одевает на руку рукавичку с картинкой, изображающей огонь, и зачитывает стихотворение:

Пробежал веселый огонек

И, как зайчик, он запрыгал по газете.

Что опасно, им и невдомек,

И следят за ним с улыбкой дети.

А дорога коротка для любого огонька.

И уже дымятся разные вещички.

Безо всякого труда начинается беда,

Так как пламя начинается со спички.

В. Ребята, сейчас каждый из вас проверит себя, как хорошо он знает пожароопасные предметы. А как вы думаете, что такое пожароопасные предметы? (Ответы детей.)

Да, это предметы, которые могут вызвать пожар, если ими неправильно пользоваться, или они неисправны.

Задание «Пожароопасные предметы»

Дети садятся за столы, на которых разложены картинки с изображением пожароопасных предметов и фломастеры. Дети зачеркивают пожароопасные предметы.

Воспитатель спрашивает индивидуально, почему тот или иной предмет ребенок считает пожароопасным.

Воспитатель предлагает детям сформулировать правила пожарной безопасности, используя картинки-модели.

Дети составляют правила пожарной безопасности по картинкам:

  • нельзя играть с пожароопасными предметами;
  • нельзя играть со спичками;
  • нельзя включать газовую плиту;
  • нельзя пользоваться неисправными электроприборами;
  • нельзя играть с розеткой.

В. Знать обязан каждый гражданин —

Телефон пожарных «101»:

Если что-то загорелось, на себя возьмите смелость:

Срочно «101» звоните,

Точно адрес назовите,

Что горит, давно ли, где.

Несколько минут промчится —

К вам пожарная примчится

И поможет вам в беде!

Давайте представим себе такую ситуацию: в квартире загорелась штора, которая висела очень близко от включенной плиты. Как вы будете себя вести?

(Ответы детей.) Вы набрали номер 101, что вы скажете диспетчеру? (Ответы детей.)

В. Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о каких правилах в нем говорится.

Чтобы улицей бурливой,

Шумной, звонкой, говорливой

И проехать, и пройти —

Будь внимателен в пути!

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто

Здесь без риска и хлопот.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбука улиц, проспектов, дорог,

Город дает нам все время урок.

В. Какой же урок дает нам каждый день город? Ребята, вы, конечно же, догадались, о чем говорится в этом стихотворении. (Ответы детей).

В. А вы знакомы с правилами дорожного движения? Тогда ответьте мне, что такое тротуар и проезжая часть?

(Проезжая часть — это часть улицы, по которой ездят машины, а тротуар — место, где ходят пешеходы.)

В. Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы.) Скажите, пожалуйста, как правильно переходить улицу? (По пешеходному переходу, на зеленый свет.)

В. А давайте сейчас вспомним дорожные знаки и что они обозначают.

Задание «Найди дорожный знак»

Дети делятся на группы в соответствии с цветом своего медальона. Воспитатель предлагает найти среди дорожных знаков, лежащих на столе, и показать знак, обозначающий пешеходный переход, автобусную остановку.

В. Подойдите к своим столам и посмотрите на дорожные знаки. А сейчас вам нужно выполнить задание. Слушайте внимательно.

Найдите и покажите дорожный знак, обозначающий пешеходный переход. Для кого нужен этот дорожный знак «Пешеходный переход»? (Ответы детей.) То же со вторым знаком.

Игра «Хлопаем-топаем»

Дети становятся в круг.

В. Ребята, я буду называть правила поведения или действия, а вы, если согласны со мной — хлопайте в ладоши, если не согласны — топайте ногами.

По улице будем идти спокойным шагом.

Идти будем только по тротуару.

Улицу переходить будем на желтый сигнал светофора.

Будем играть на проезжей части с мячом.

Будем цепляться за движущийся транспорт.

Будем переходить дорогу по пешеходному переходу.

Будем переходить дорогу на красный сигнал светофора.

Будем сорить, бросать мусор на тротуар.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны.

В. Ребята, опасных ситуаций очень много. У нас осталось последнее задание.

Для этого сядем на свои места.

Задание «Опасные предметы»

В. У каждого из вас на столе лежат два сигнальных знака — красный и зеленый. Я сейчас покажу вам картинку.

Если на ней изображен опасный предмет, вы поднимете красный сигнал. Если предмет безопасный, поднимите зеленый сигнал. (В случае ошибки, предложить ребенку обосновать свой выбор.)

В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать в круг, передавать друг другу мяч и рассказать о том, что вам больше всего запомнилось или понравилось на занятии, что показалось очень трудным, а что будет для вас полезным и поможет избежать опасностей (Высказывания детей).

В. Ребята, вы были сегодня очень активными, внимательными, знаете правила безопасного поведения. Самое главное — всегда выполнять те правила, о которых мы сегодня беседовали.

Сегодня я подготовила для вас сюрприз: книжки-малышки о безопасности. Вы не только сможете их посмотреть, но и прочитать вместе с мамой.

Вручение подарков.