Найти тему
Сайт психологов b17.ru

У меня одна надежда – на психолога!

Иногда в терапию приходят люди, которые почти с самого начала (и очень ловко) втягивают психолога в стратегии спасения. Они жалуются на жизнь, на здоровье, на какую-то общую безысходность. «До вас мне ни один психолог толком не помог, но вот вы-то точно поможете!» - говорят они с придыханием в конце сеанса, когда вы чутко и эмпатично выслушивали их жалобы на протяжении часа. Что здесь не так?

В детском опыте таких людей удовлетворение потребностей наступало, только если они вызывали жалость, демонстрируя страдания. Когда они приходят к психологу (в жизни у них и правда бывает много страдания, от которого, тем не менее, можно избавиться), они видят в нем в рыцаря в сверкающих доспехах, спасителя. При этом спасение никогда, в их понимании, не будет достаточно эффективным.

В схема-терапии такой копинг-режим называется «Беспомощный капитулянт». Что для него характерно:

  1. Эмоции описываются не конкретно. Вместо этого: «мне тяжело, плохо, я устала».
  2. Нет желания и готовности обсуждать эмоциональные потребности. Лучше поискать виноватых и вызвать сочувствие у психолога.
  3. Нет прогресса в терапии. После сессии клиент чувствует облегчение, но на следующую может принести новый «мешок жалоб» и «мне ничего не помогает».
  4. Не любят пробовать экспериентальные техники на сеансе, выполнять домашние задания, проводить поведенческие эксперименты. Потому что «это все равно не поможет».
  5. В контрпереносе психолог может чувствовать вину, раздражение, разочарование, некомпетентность, выгорание.

Работа психолога в таких случаях строится сбалансированно. Важно валидировать любые переживания клиента, давая эмпатию и поддержку (иначе он от вас просто уйдет), но в то же время мягко и настойчиво обозначать режим капитулянта, в котором ему привычно находиться. Кроме этого, постепенно стимулировать клиента действовать. Например, предложить ему самостоятельно придумать и осуществить одно действие, которое он будет делать для улучшения ситуации. Пример из практики:

Клиентка: «Знаете, я все еще барахтаюсь в этом болоте и, кажется, наши сессии перестали мне помогать. Я бросила искать работу».

Психолог: «Да, найти подходящую работу бывает непросто. Понимаю вас. Но вы уже затратили немало усилий, составили резюме, начали рассылать их. Какое одно действие вы могли делать ежедневно, чтобы улучшить ситуацию?»

Клиентка: «Могу каждый день просматривать вакансии на сайте, полчаса утром. Если понравятся – откликаться на них».

Психолог: «Мне нравится ваша идея! Возможно, это сработает лучше и быстрее, чем рассылка резюме… Как вы думаете, у вас еще есть потребность в наших сеансах (навык выражения потребности)

Клиентка: «Да, мне нужна ваша помощь, на самом деле. Сама я быстро опускаю руки, пока что.. Вы поддерживаете меня, не даете сдаться».

В трудных ситуациях, когда терапия действительно буксует, и даже профессиональные супервизии не помогают психологу, он может оговорить сроки завершения терапии. В этом и признание своего невсемогущества (которое разгрузит его от чувства вины) и стимуляция клиента взять ответственность за свои проблемы на протяжении последующих сеансов.

А еще.. Важно понять для себя, особенно начинающему психологу, кем он является для клиента. Если спасителем, лекарем, советчиком, мудрецом - держитесь крепче и купите себе жилетку для слез и магический посох старца. Если проводником во внутренний мир человека, который помогает ему лучше понять себя и свои выборы в жизни, то вам будет легко работать. И покупать ничего не надо. )

Автор: Федоськина Ирина Леонидовна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru