Как стать богатым, умным и здоровым? Прежде всего – не делать того, чему многие из нас научились в школе, – не махать рукой и не говорить "а-а, это не моё, я это не смогу". Надо разбить задачу на три действия. Первое действие... угадайте, какое. (Если угадаете, можно будет сразу переходить ко второму.)
Первое действие – стать умным.
Многим кажется, что ум – это врождённое качество, что он или есть или нет. Ничего подобного. Ум развивается и тренируется – так же, как музыкальный слух, координация, сила, выносливость и так далее.
Причём, если занятия музыкой или спортом требуют упорства и напряжения воли в ста процентах случаев, то развитие ума даётся легко (вот почему с него надо начинать). Ум развивается через игры.
Вы конечно, знаете, что умственное развитие ребёнка в первые три года происходит взрывообразно, в последующие четыре – стремительно, а потом резко замедляется. А что дети делают в это время? Играют.
Никто не собирается недооценивать роль труда, усердия, прилежания. Но нельзя также недооценивать и того факта, что дела, которые мы делаем "играючи" – с азартом, с интересом, с удовольствием (при условии усердия и прилежания) получаются у нас лучше всего. (Вообще, что такое талант? Талант – это способность продуктивно работать с удовольствием.)
В общем, хватит преамбул, давайте поиграем. (Как в тот раз – помните? – только без картинок.) Итак, я загадал известную детскую книгу. Записываю три слова – а вы говорите, какую книгу я загадал. Поехали?
- Пескари, корочки, азбука.
Правильно! Теперь посложнее. Я загадал персонажа известного произведения детской литературы. Называю три связанных с ним предмета.
- Воздушный шар, логарифмическая линейка, очки.
Получилось? Вот видите, какие мы молодцы!
Давайте закрепим успех? Проверочное задание:
- куртины, кровли, забор
Кто угадал, с тем мы обнимемся-расцелуемся и дадим второй шанс тем, кто пока не угадал (произведение то же):
- недуг, правила, дядя.
А теперь чуть-чуть изменяем правило. Я загадываю книгу, но называю не три связанных с нею слова, а (внимание) ТРИ СЛОВА, каждое из которых связано по ассоциации с каким-то словом из загаданной книги.
- Например: вместо "пескари, корочки, азбука" говорю "уклейки, сухари, букварь".
Сначала вы в недоумении. Какие уклейки? Какие сухари? И вдруг вас осеняет! И ваш мозг получает сильнейшее позитивное подкрепление. Ему нравится угадывать!.. Либо вас не осеняет – и вы высказываете разные предположения, в том числе шуточные, и все участники игры хохочут – и ваш мозг всё равно получает "позитивное подкрепление" – он испытывает удовольствие от труда.
Вот такая игра. Ну давайте теперь попробуем всерьёз... Я загадал три произведения русской классической литературы. По три слова на каждое:
- мышь, принц, дерюга
- Моль, Кит, Хрю-Хрю
- клумбы, крыши, изгородь.
Кто первый назовёт все три загаданных произведения, того я буду любить всю жизнь. (Подсказка: почему "Моль" и "Кит" с большой буквы, хм?)
Главный вопрос – а как это работает? Ну вот это всё – клумбы, мыши... Мы от этого точно умнеем?
Точно, точно. Вот смотрите.
Это – основатель "ВКонтакте" и "Телеграм" Павел Дуров в своём бассейне в Эмиратах. На рассвете. (В Эмиратах всегда рассвет). Видите, какой он здоровый и богатый? Спрашивается, а почему?
Потому что умный. Вот они с братом и придумали сразу две таких интересных штуки. Скажете, им просто повезло? Совершенно верно! Повезло, причём аж два раза. А везёт чаще тем, кто натренирован на неожиданность. Потому что там, где "ожиданность", конкуренция зашкаливает и рынок перегружен.
Задача интуиции (а игрой в ассоциации мы с вами тренируем именно её) состоит как раз в том, чтобы нам "везло" на регулярной основе. В том, чтобы обеспечить нас "неожиданными решениями" – когда "решение приходит само", "как будто кто-то его подсказывает".
Это не кто-то подсказывает, это интуиция подсказывает, а интуиция питается опытом. Опыт же может быть случайным, стихийным, собранным по крупицам (как это обычно бывает), а может быть наработанным специально – "достигнутым упражнением".
Вот эти (и подобные им) игры – и есть то самое упражнение. Играйте с детьми! В том числе – «в ассоциации».
Могу ошибаться (тогда поругайте меня), но сейчас, по-моему, сложилось так: чтобы ребёнок был здоровым – его отдают на спорт. Чтобы рос умным – отдают на английский и программирование. Чтобы стал богатым – отдают на «экономическую грамотность», пусть его научат кредиты брать. Всё время "отдают". Как в том стихотворении – помните? Принесите-ка мне, звери, ваших детушек! Бедные, бедные звери...
Это, конечно, не потому так получается, что родители нерадивые и недальновидные, просто так сложился наш образ жизни – "мы на работе устаём", если коротко. Но понять причины – не значит смириться.
"Всё действительное разумно"? Прекрасно! Если вы протестуете и боретесь, ваша борьба действительна – а значит, разумна. Боритесь... то есть – тьфу!.. Играйте с детьми.
Ваш доброжелатель "Лучик"
P.S.
Кстати, думаем завести в "Лучике" рубрику "Нетелефонные игры", и собирать в ней вот такие всякие "ментальные развлечения". У нас к вам большая просьба: повспоминайте похожие игры, поспрашивайте у детей! А то у нас обычно всё "города" да "слова", как-то бедновато. Вот, например, есть ещё забавная игра – "Кто поедет на Север", знаете? Правда, для неё нужны как минимум пять участников... Но это ладно, потом.
P.P.S.
(Тем, кого это касается.) Не забывайте, пожалуйста, что вы обязательно забудете подписаться на второе полугодие и июльский номер журнала пропустите! А ведь подписка на второе полугодие давно открыта...