11 апреля ракета-носитель «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орионом» успешно стартовала с космодрома Восточный. Изначально сообщалось, что разгонный блок выведет на геостационарную орбиту испытательную полезную нагрузку. Через 2 часа после старта ракеты космическая корпорация опубликовала информацию о том, что на низкую околоземную орбиту был выведен и малый космический аппарат «Гагаринец». Какие же задачи он будет выполнять?
И снова первые в мире
Мы всё-таки оказались правы, и «Ангара-А5» вывела в космос не малогабаритный макет спутника, а один любопытный космический аппарат от российской частной компании, которая на самом деле бросила вызов Илону Маску и пока умудряется опережать его.
Речь идет о компании-резиденте Сколково Avant Space, которая создала первый в мире рекламный спутник. Название аппарату дали в честь 90-летия первооткрывателя космоса Юрия Гагарина.
«Наш космический аппарат входит в состав полезной испытательной нагрузки ракеты „Ангара-А5“. Через 2013 секунд после пуска происходит отделение нашего аппарата, а затем он выходит на связь над Крымом. Этот пуск с Восточного — большое событие для всей страны и огромный шаг для нас. Тут все в первый раз — стартовый стол, разгонный блок, система отделения и мы», — рассказал основатель Avant Space Антон Оссовский (ampravda.ru).
«Гагаринец» относится к космическим аппаратам формата Cubesat 3U, его масса не превышает 4 кг. Спутник оснащен двигателем и системой лазерного проецирования. Сообщается, что лазеры потребляют не больше лампочки, около 150 Вт. По орбите аппарат передвигается с помощью двигателя массой 1 кг, который за 3 года эксплуатации израсходует всего 0,2 кг топлива. После истечения срока службы спутники уводятся с орбиты и сгорают в атмосфере.
«Лазеры полностью безопасны для авиации и не мешают астрономам открывать новые грани космоса», — пояснил Антон Оссовский.
Он также подчеркнул, что кубсат «Гагаринец» — испытательный, на нем будут отработаны все системы. И именно с него начнет выстраиваться целая группировка спутников «Созвездие».
Обошли Илона Маска
Позже в «Созвездие» войдут десятки аналогичных аппаратов. Каждый из них станет частью единого символа. Пролетая над городами на высоте 600-800 км, спутники будут загораться и с помощью лазера проецировать текст или изображение, напоминающие созвездия. По замыслу создателей, после развертывания группировки рекламу из космоса в течение нескольких минут смогут наблюдать жители многомиллионных городов.
«Устаревшие билборды наносят вред окружающей среде, а светодиодные экраны потребляют в 46 раз больше электричества, чем среднее хозяйство, и нарушают эстетику городского ландшафта. Мы заменим сотни тысяч билбордов на планете одним в космосе. В Токио, например, такую рекламу сможет увидеть более 5 млн человек за день», — говорит Антон Оссовский (habr.com).
Подобный проект анонсировала и Space X Илона Маска, но пока российская частная компания его в этом опережает. Вероятно, запуск, помимо испытательной нагрузки, реального космического аппарата — не спонтанное решение Роскосмоса. Просто оно не разглашалось, ведь установка и выведение летательного аппарата требует определённых расчётов и подготовки.
«Сейчас в госкорпорации очень активная команда, — похвалил Роскосмос [Антон Оссовский]. — Тренд понятен — в мире частные компании в космонавтике развиваются очень активно» (news.rambler.ru).
Компании Avant Space, очевидно, удалось уговорить Роскосмос использовать этот пуск для выведения в космос своего спутника. И российская госкорпорация, со слов либералов, такая огромная, неповоротливая и неэффективная, пошла навстречу небольшому стартапу.
Теперь у брендов появилась возможность прорекламировать свой продукт из космоса! Компания Avant Space готова заключать контракты и до конца этого года предлагает разместить логотип на первом рекламном спутнике за $1 млн.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA