Есть объём или нет – видно невооружённым глазом. С объёмом рисунок будто живой, его хочется потрогать, картина «зовёт» внутрь, а без него – плоский, скучный, как аппликация.
Весь секрет – в расположении света и тени. Именно их сочетание позволяет нам определять форму предмета.
Положите какое-нибудь яблоко в тёмной комнате – форма будет не видна. Или направьте на него яркий луч мощного прожектора – тоже будет непонятно.
Поэтому чтобы предмет получится объёмным, нужно знать, как должны ложиться свет и тень, и ещё некоторые закономерности.
Сейчас поясню.
Берём то же яблоко и кладём его на стол, чтобы на него падало солнце или был просто включен в комнате свет. И наблюдаем:
➤ самое светлое место — это блик (1)
➤ рядом с ним чуть темнее — свет (2)
➤ затем идут полусвет (3)
➤ полутень (4)
➤ и самое тёмное место — собственная тень (5)
➤ есть ещё рефлекс (6) — место, где отражается свет от окружения предмета. Например, свет от стола отражается снизу и подсвечивает бочок яблока
➤ и помним о тени, которую отбрасывают все предметы. Падающая тень в зависимости от удалённости от предмета будет светлеть, не забывайте об этой градации (7, 8, 9 — где 7 - самое темное место под предметом, 9 - светлое).
Эта схема очень подробная и уместна в графике. Если мы рисуем акварелью, то нюансы перемешиваются и достаточно выделить 3 основные составляющие: свет, полутень и тень.
Следите, чтобы между ними не было резких границ. Они должны как бы перетекать друг в друга, тогда предмет получится максимально реалистичным.
А как у вас обстоят дела с передачей объёма? С какими трудностями чаще всего сталкиваетесь?