Найти тему

Где прячется креативность: нейробиологи разгадали секрет

По утверждению учёных каждый человек от рождения способен творить. То есть все мы наделены творческой искоркой. Абсолютно все.

По утверждению учёных каждый человек от рождения способен творить. То есть все мы наделены творческой искоркой. Абсолютно все. Найден ген, который присутствует у всех людей на планете, и появился он ещё много тысячелетий назад. По мнению исследователей, именно этот ген сделал нас отличительными от животных существами.

Ещё когда наши предки рисовали углём рисунки на стенах пещеры, этот ген передавался от поколения к поколению.

Сегодня в нашем обиходе всё чаще можно встретить слово «креативность». Многие путают его с понятием «творчество». Однако это не совсем так.

Креативность не есть творчество

Между этими понятиями есть существенная разница, хотя одного без другого не бывает. Творчество – это когда человек создаёт что-то по своему видению, по своим ощущениям. Творчество – это не только искусство. Результатом полёта фантазии может быть что угодно, начиная от картин и музыки, заканчивая механизмами. Это то, что мы создаём руками из чего угодно.

А вот креативность – это умение создавать то, что будет нужно миру. Что будет востребовано человечеством. При этом это тоже творческий процесс, но уже с запросами на признание. Креативный человек заранее знает, кому понадобится создаваемый предмет, кому он принесёт пользу. Если это картина, то уже заранее определено, в какой галерее она будет выставлена и на какой круг людей направлен её «посыл».

Если это идея, то креативный человек заранее знает, где её применить, и что в результате можно получить.

Креативных людей от творческих отличает то, что они умеют думать масштабно. Для них нет слова «невозможно». Они не привязаны к чьему-либо мнению. Они тоже создают новое из старого, повторяют за великими или делают самостоятельные открытия, но прекрасно знают, для чего.

Креативные люди творят не только ради удовольствия, но и из желания создавать мир завтрашнего дня. Задавать тренды. Покорять что-то новое. Смотреть с другой позиции на созданное ранее. Или открывать новые горизонты в определённых отраслях науки и техники.

IQ и креативность: кто здесь лишний?

Креативных людей предпочитают брать на работу наниматели. Считается даже, что креативность есть двигатель технологического прогресса.

Но вот последние исследования нейробиологов показывают, что креативность не зависит от интеллекта и даже наоборот. Аналитический ум часто мешает креативности проявляться.

Проведя масштабные исследования на группах студентов, учёные выяснили, что чем выше ученик получал результат по тесту на IQ, тем меньше набирал баллов по тесту на креативность. И наоборот, творческие студенты получали самые высокие баллы по тестам на креативность, а вот за задания на проверку уровня IQ получали значительно меньше своих "умных" сверстников.

Всё дело в белом веществе в нашем мозге. Именно бело вещество – это дороги, длинной в 150 000 км, по которым нейроны находят кратчайший путь для решения задачи. У людей с аналитическим складом ума белого вещества много. Они хорошо решают задачи, которым их научили. Но при этом креативность у них очень низкая.

Творческие же люди наоборот отличаются тем, что у них белого вещества меньше. При этом как показывают тесты, креативности им не занимать. Нейробиологи объясняют данный факт тем, что у людей с меньшим количеством белого вещества нейроны следуют не по проторенным дорожкам, а по более длинным. Так на свет появляются оригинальные идеи и нестандартные решения.

Опытным путём люди смогли совершить практически все гениальные открытия нашего мира. Не силой разума, а через пробы и ошибки.

Теперь принято считать, что креативность, а не интеллект движет миром. Умные люди способны быть хорошими исполнителями, чтобы воплощать в жизнь те идеи, которые зародились в мозге креативных людей. Всё рассчитать, всё подогнать под наномиллиметры, сделать качественно и красиво по лекалам – всё это могут умные люди. Но креативные могут открывать неизведанное. А это куда ценнее для прогресса.

Убийцы креативности

Сотню лет считалось, что чем умнее человек, тем полезнее он обществу. Творческие люди, особенно в среде искусства, часто не признавались своими современниками. Их считали «чудаками», не от мира сего. Именно креативность позволяла просто одарённым людям становится Великими.

Только те, кто смог открыто бросить вызов общепринятому мнению, впоследствии воплощения своих идей назывались Гениями ещё при жизни. Другим же, хотя и среди немногих, досталась участь "прославиться" посмертно.

По утверждению учёных каждый человек от рождения способен творить. То есть все мы наделены творческой искоркой. Абсолютно все.-2

Что же убивает креативность?

  • Сомнения, что не получится.
  • Страх быть не понятым.
  • Критика.

Все негативные установки закладываются в мозг человека ещё в детстве. Если ребёнок рос в среде критиков, скорее всего даже с большими талантами он будет обречён верить в то, что ни на что не способен. Зашоренные представления других людей о том, каким должен быть человек и чем ему заниматься, могут полностью погасить креативную искорку.

Как сказал Эйнштейн:

«Если вы будете со всем усердием учить рыбу лазать по деревьям, то она так и проживёт всю жизнь в осознании того, что ни на что не способна».

История Эдисона ярчайшим образом показывает, как среда окружения влияет на потенциал креативных людей. Его выгнали из школы, а матери сказали, что он умственно отсталый. Но любящее сердце верило, что её сын – гений. Мама сказала маленькому Томасу, что по словам директора её сын слишком умный, чтобы учиться в школе. Что они ничего больше дать не смогут этому гениальному ребёнку, поэтому он дальше должен учиться самостоятельно.

Так родилась лампочка, патефон, диктофон и ещё более 300 великих открытий, которые сделал Томас Эдисон, веря в то, что он гений. Лампочка положила начало всем тем открытиям, которыми мы пользуемся ежедневно: телевизор, бытовая техника, горящие неоновыми огнями города.

Помимо негативного внушения есть ещё один основной фактор, который напрочь убивает креативность – это усиленный мыслительный процесс.

Где в мозгу рождаются креативные идеи

Нейробиологи установили точное место возникновения креативной мысли. Это верхняя височная извилина в правом полушарии. Таких извилин у человека две, они симметричны. Но именно правое полушарие отвечает за творчество и креативные идеи.

В момент рождения креативной мысли в мозгу происходит яркая вспышка прямо над правым ухом. Но вот какой факт является наиболее интересным:

Сначала учёным казалось, что такие «озарения» кратковременные, и их появление не зависит от других обстоятельств. Но на самом деле всё не так. Такой вспышке предшествуют другие изменения в работе мозга. В первую очередь человек должен находится в расслабленном состоянии. В режиме мыслительной активности такие вспышки не появлялись никогда. То есть лобная доля должна отдыхать. Именно она отвечает за аналитический разум и самоконтроль.

Далее в игру вступают альфа волны, которые активизируются в затылочной области мозга незадолго до вспышки озарения.

Затылочная доля мозга отвечает за зрение. Если у человека открыты глаза перед зарождением креативной идеи, в тот самый момент, когда активизируются альфа волны, мозг как бы «моргает». То есть на короткое время зрительные рецепторы притупляются. Не удивительно, что в альфа состояние мозг погружается перед сном, когда человек закрывает глаза.

Альфа ритмы в мозгу блокируются в процессе мыслительной активности. То есть мозг, когда мы думаем, работает в бета ритме. Гениальные идеи рождаются не от усиленной работы мышления. А как раз напротив, когда человек расслаблен, но пребывает в осознанном состоянии.

Нейробиологи утверждают, что озарение зарождается на подсознательном уровне, зреет в глубинах нашего сознания. Там, по их мнению, находятся ответы на все вопросы, которые мы не знаем как решить.

Как же ведёт себя мозг креативного человека? Сначала он отключает лобную долю, то есть "витает в облаках", затем убирает визуальную информацию, чтобы человек смог погрузится в альфа режим, и после этого происходит "вспышка". Вот оно и родилось – озарение.

Что полезно для креативности

По мнению исследователей для креативности полезно «витать в облаках» и «считать ворон».

Если вы хотите, чтобы вас посетило озарение не во сне, а наяву, то уберите всё, что вас отвлекает, хотя бы на короткое время. Позвольте своему мозгу расслабится. Тревожные состояния, стресс и постоянная "мысленная жвачка" полностью блокируют креативность.

Бетховен писал свои гениальные произведения после длительных прогулок на природе. Учёные считают, что есть масса других способов предоставить мозгу отдых. Помимо прогулок отлично помогают следующие методы:

  • медитация;
  • пробежки на свежем воздухе;
  • принятие ванны;
  • прослушивание музыки (важно, чтобы она была без слов);
  • монотонный ручной труд, когда не нужно концентрировать внимание.

Людей с пониженным содержанием белого вещества называют «гипофронтальными». Им сложно сосредоточится на решении логической задачи. Они не умеют на долго концентрировать внимание на чём то одном. Но при этом могут легко находить нестандартные решения по разным вопросам. В этом и кроется секрет креативности. Оказывается, нужно просто меньше концентрироваться и меньше напряжённо думать. Нужно чаще убирать «мысленную жвачку», расслаблять тело и мозг.

На Руси издавна существует поговорка: "Утро вечера мудренее". Это как раз о том, что лучшие ответы на поставленные вопросы можно получить после отдыха.

Все гениальные открытия великие люди совершали либо после кратковременного, либо после длительного перерыва.

Джо Диспенза – нейробиолог, который активно изучает альфа волны и их влияние на мозг человека. Он считает, что есть две универсальные техники, которые имеют невероятные по результативности эффект: медитация и просмотр калейдоскопа под музыку. Его теория гласит о том, что регулярная практика применения таких техник позволяет мозгу проще и быстрее погружаться в альфа ритм. И получать положительные эффекты от этого состояния.

О том, почему человеку полезно чаще погружать мозг в альфа ритм, помимо развития креативности, поговорим в следующих статьях.

А пока:

Больше отдыхайте.

Творите и пробуждайте свою креативность!

Если не умеете медитировать, смотрите видео с калейдоскопом. Слушайте красивую музыку без слов или просто чаще гуляйте на природе.