Помните, когда мы учились в школе, учителя по чтению и литературе просили вести тетрадку со всеми прочитанными книгами? Мне понравилось это занятие ещё в началке, и всю свою жизнь я веду такие тетрадки.
Разумеется, за двадцать с лишним лет формат читательских дневников у меня неоднократно менялся.
Помню, что я начинала с краткого пересказа сюжета и иллюстрации в начальной школе. В средней школе выписывала систему персонажей и красивые цитаты.
В университетское время добавляла какие-то замечания по времени создания произведения, жанру, художественным особенностям. Связано это было с тем, что на многих экзаменах и зачётах читательский дневник был официальной шпаргалкой. Когда к экзамену готовишь 50 произведений, немудрено забыть имена героев или хронотоп.
После бакалавриата я ощутила свободу чтения: мне не нужно больше было читать списки литературы, которая меня не увлекает. Я читала много. Самые разные книги. Конечно, в голове все путалось. Более того, иногда я вообще забывала, что книгу я прочитала, если её вовремя не записала (я так трижды перечитывала Камю в электронном виде, а потом купила бумажную книгу и, полистав, поняла, что читала).
Кстати, про Коэльо я писала отдельную статью, где призналась, что "Валькирии" я не помню. А они вот тут записаны!
В 2019-2020 году у меня был читательский бум. Я ездила на работу ежедневно по 40 минут на МЦК в одну сторону. 40 минут спокойно сидела и читала. Прочитывала так много, что через неделю забывала менее яркие книги. Вот тогда я стала скрупулезно вести записи в письменном виде и дублировать их в интернете в виде книжного отзыва для блога, чтобы оставлять как можно больше читательских следов.
Сейчас я тоже веду читательские дневники. У меня есть блокнот, где я фиксирую справочную информацию о произведении, даты чтения, оценку по некоторым значимым для меня пунктам по пятибалльной шкале, цитаты и важные мысли.
Про Ремарка и его романы тоже есть отдельная статья:
Блокнот я стараюсь украшать стикерами или вырезками.
Ещё я веду заметки в одном книжном приложении, где автоматически указывается количество страниц книги, издательство и прочее.
Кратко дублирую статистическую информацию в заметках на телефоне (автор, год публикации, жанр и т.п.).
Разумеется, самое моё обстоятельное "осмысление" прочитанного происходит здесь, на канале. Всё, что я прочитала с момента начала ведения канала и по сей день, хранится в подборке "прочитано".
Нужно ли тратить время на упорядочивание мыслей о прочитанном? Мне как филологу очень нужно. Иначе я просто утону в потоке информации.
Зачем нужен дневник читателя? Как и любой другой дневник, он позволяет вспомнить прошлое. Например, по записям дневника я могу восстановить, что и в какой период я читала, сопоставить это с фактами личной жизни, с историей страны и мира. Даже сами тетради и блокноты - отпечаток истории.
По дневникам я могу проследить, как рос мой интеллект, как менялось мировоззрение, как выглядел мой страшненький почерк в разные периоды жизни.
Иными словами, читательские дневники - это сушественная часть моей жизни, в которой хранится много ценных знаний не только о литературе, но и обо мне самой.