Недавно анализировала свой читательский опыт и пришла к выводу, что за свои неполные 30 лет больше всего романов я прочитала у двух писателей... Одним из них является герой этой статьи - Эрих Мария Ремарк (а про второго, возможно, напишу позже).
Наверное, сейчас Вы удивились, ведь я, будучи по образованию историком русской литературы, должна бы назвать Пушкина, Достоевского или Толстого. Ну, или самое очевидное - Шолохова. Но всё не так просто, как кажется. Ни один из выше названных писателей не написал столько романов, как Ремарк. Разумеется, я читала у Шолохова практически всё опубликованное (с публицистикой только как-то не срослось пока). Я, конечно же, читала 5 романов Достоевского (и даже больше!), а ещё повести и рассказы. Да, я читала многое у Толстого. Но именно в крупной форме у меня лидирует Ремарк.
Предлагаю Вам мой личный рейтинг прочитанных романов Ремарка от менее любимого к самому лучшему (исключительно по моему мнению!).
Немного о моей влюблённости в Ремарка.
Когда мне было лет 14-15, я впервые где-то услышала про роман "Три товарища". Ремарка в домашней библиотеке у меня не было. В один из моих "набегов" на "Ашан" я разом купила 3 книги Ремарка - собственно, "Три товарища", "Жизнь взаймы" и "Триумфальная арка". Они же и стали моими первыми книгами этого автора, с которых началось моё увлечение Ремарком. До того, как я начну признаваться в любви большей части романов, скажу лишь, что первым прочитала "Жизнь взаймы", а последним из прочитанных был роман "На обратном пути"/"Возвращение".
А теперь - обещанный рейтинг.
12. Гэм (1924/1998)
Этот роман я читала в период ковидного локдауна летом 2020 года. Совершенно другой Ремарк. Второе по счету его крупное произведение, которое было опубликовано спустя более 70 лет после написания. И не зря Ремарк сам не стал его выпускать, мне кажется.
Читается легко (как и все у Ремарка), но сюжет, по моему мнению, слишком неуловим: да, мы прослеживаем фрагмент жизни главной героини, ее любовные переживания, сталкиваемся даже с детективной линией повествования, но всё воспринимается как фрагменты, а не целостная судьба, как это обычно бывает у автора.
У меня возникали схожие ощущения при чтении "Так говорил Заратустра" ,хотя сравнивать, наверное, неправомерно.
Тем не менее, философско-патетическая составляющая в романе "Гэм" очень сильна.
Именно с этой книжки я пришла к выводу, что не всё у Ремарка прекрасно и откликается моим вкусам.
Думаю, что стоит читать этот роман только заинтересованным, как я, ради любопытства, потому что он имеет мало общего с "традиционным" Ремарком.
11. Чёрный обелиск (1956)
"Чёрный обелиск" я читала году в 2015, кажется. Это был четвёртый роман Ремарка на моем счету. И первый роман, который мне не понравился.
Сложные годы после Первой мировой войны, провинциальный немецкий городок... И без того мрачная атмосфера еще более нагнетается тем, что герой работает в ритуальной фирме и влюбляется в пациентку психиатрической больницы.
Читать было тошно и тяжело (хотя, может, в этом и есть сила воздействия Ремарка - создать у читателя подлинные ощущения атмосферы междувоенных годов?)...
Апогеем отвращения для меня была сцена "орошения" надгробия. У меня вообще роман только с этим и ассоциируется после этого.
10.Возвращение (Обратный путь/ На обратном пути) (1931)
Так как меньше года назад писала об этом романе подробно, ограничусь ссылкой и комментарием: роман развивает ту тему, которую я у Ремарка не очень люблю и о которой я читала у Ремарка романы сильнее. Но отдельно взятый "Обратный путь" неплох.
Известно, что этот роман является продолжением романа "На западном фронте без перемен", который мне понравился чуть больше.
9.Тени в раю/ Земля обетованная (1971/ 1998)
"Тени в раю" и "Земля обетованная" - это два романа, очень близких друг другу текстуально, незавершенных автором, опубликованных после его смерти.
"Тени в раю" - раньше, "Земля обетованная" - позже. По сути, это одна идея, реализованная немного по-разному. В целом, самое существенное отличие - это повествователь (в романе "Тени в раю" повествование ведётся от 1 лица, а в "Земле обетованной" - от 3), а также в именах героев.
Оба романа я читала осенью 2020 года с разницей в 2 месяца.
Я сначала (в сентябре) прочитала "Землю обетованную".
Она мне понравилась значительно больше, чем "Тени в раю", которые я завершила в ноябре.
Мария Фиола приятнее Наташи. Все герои в "Земле обетованной" более глубокие, как мне кажется. Чуть подробнее в романе "Тени в раю" раскрыты взаимоотношения героя с торговцем картин (здесь- Силверс), образ актера-еврея (Танненбаум), "другая" Америка в сопоставлении Нью-Йорка и Голливуда.
Несмотря на то, что повествование в "Тенях..." ведется от первого лица, сюжет воспринимается сложнее.
Открытый финал лишает нас всякой надежды хоть на какое-то светлое будущее.
Для меня - это безнадежные и бессмысленные шаги героя, которые привели к тому, что он стал тенью не только в кмериканском "раю", но и тенью вообще, утратив и любимых людей, и жизненные цели, и иллюзии.
Логичное продолжение эмигрантской темы которую я так полюбила в "Триумфальной арке". И даже второстепенный герой - оттуда!
Переживание новой реальности свободной от войны, но не от предрассудков Америки, возникновение новых привязанностей и разрыв с иллюзиями, но не болью прошлого герой, который вызывает симпатию, хоть полностью понять его нельзя. Он добр, эрудирован, открыт...но прошлое его покрыто пеплом концлагерей и гестаповскими пытками.. Он носит чужое имя, но не производит впечатление фальшивки.
Отдельная любовь - Мария Фиола. Она, как мне кажется, совсем не та девушка, что в ранних романах Ремарка: она искренняя откровенная, нефальшивая (хотя вечно говорит обэтом), точно знает, чего хочет и для чего.
Опять же роман (романы?) вполне хороши, но их незавершенность препятствует объективной оценке. Если бы Ремарк опубликовал текст в том виде, в котором мечтал, возможно, он в моем личном рейтинге занял бы более высокое место.
8. На западном фронте без перемен (1929)
"Пусть проходят месяцы игоды, они больше ничего у меня не отнимут, не смогут отнять. Я так одинок, я ничего не жду и могу без страха смотреть им навстречу. Жизнь, пронесшая меня через эти годы, пока что в моих руках и глазах...она будет искать себе путь, хочет этого мое "я" или нет".
Это по счету 7-ой роман Ремарка, который я прочитала. Произошло это летом 2017 года.
Если трактовать творчество Ремарка в совокупности, тематически оно все о "потерянном поколении". Этот феномен как раз в романе "На западном фронте без перемен" формируется. "Потерянные" - те, кто ощутил на себе ужасы Первой Мировой войны. Ужасы окопов, ужасы тыла, ужасы послевоенного времени. Загубленные, отнятые юношеские годы, надежды на светлое будущее.
Потеряны и моральные ориентиры, однако герои стараются заново обрести и выстроить путь к ним.
Ремарк предпослал своей книге обращение, в котором утверждает, что роман - "не обвинение и не исповедь". Действительно, "На западном фронте без перемен" - текст, где живописуется окопная правда со всем натурализмом. Политически книга и вовсе кажется нейтральной: устами героев автор ставит вопросы и дает ответы на них. Кому нужна война?
"Мы войны не хотели, другие уверяют, что они тоже, и все равно полмира воюет".
Здесь рождается гуманистическая
идея о братстве:
"Почему нам не твердят, что вы такие же бедолаги, как мы?..".
Перемены и фронт. Иногда говорят, что отсутствие новостей -хорошая новость. Возможно, финал говорит нам именно об этом, несмотря на известный нам исход исторических событий. Пауль, не дождавшись перемирия внешнего, достигает его внутренне.
Роман хорош, считается одним из лучших у Ремарка, но я 4аких-то глубоких читательских переживаний не получила.
7. Время жить и время умирать (1954)
Тематически этот роман примыкает к теме военных лет. К сожалению, я совершенно не могу вспомнить, когда я его читала, но путем логических размышлений могу сказать, что он был между "Черным обелиском" и "На западном фронте без перемен", соответственно, приблизительно в 2016 году.
Он произвел на меня довольно сильное впечатление, потому что в нем отразилась немецкая война проигравших. Сцены в Верденбрюке показывают тот самый ужас уничтоженной войной Германии, где страдают люди, не поддерживающие происходящее в мире. Где эти самые люди пытаются сохранить в себе человечность.
6. Возлюби ближнего своего (1941)
В этом романе поднята моя любимая эмигрантская тема в условиях нарастания фашистских идей.
Снова любовь, совершенно потрясающая своей силой, товарищество, лишения и скитания... Очень и очень глубоко трогает и привязанность Штайнера к жене, и его забота о Керне. Несмотря на тяжелейшие времена, Ремарк потрясающе красиво описывает Европу, которую охватывает фашизм. Все эти холодные улицы, тюрьмы, гостиницы и ночлежки, Париж, Вена, Цюрих появляются в воображении читателя очень ярко и живо.
5. Жизнь взаймы (1959)
Как я уже сказала, роман "Жизнь взаймы" был первым, который я прочитала у Ремарка. Обратилась я к нему в 2013 году во время поездки в Австрию и Германию.
Он произвел на меня яркое впечатление пронзительной историей любви на грани отчаяния, плавным течением сюжета и ощущением безвременья.
4.Три товарища (1936)
Этот роман я читала вторым, практически сразу после "Жизни взаймы". И прочитала я его за 4-5 часов, пока ехала на поезде из Москвы в Нижегородскую область.
Он, вне всяких сомнений, очень хорош, интересен. Во многом он перекликается с "Жизнью взаймы" (конкретно для меня это было недостатком, ведь я читала романы не в хронологическом порядке), но для меня он слабее тех трех романов, о которых пойдёт речь дальше.
3. Искра жизни (1952)
"Искра жизни" - о концлагере. Эта тема всегда вызывает у меня сильнейшие эмоции. Тема еврейства у Ремарка, как я считаю, наиболее яркая и интересная.
Ремарковское видение последних дней войны в Германии, последних дней вымышленного концлагеря, дни, в которых уместились сотни жизней и судеб. Как всегда, Ремарк убил любимых героев, оставил финал открытым и сопроводил всё огромным количеством поставленных перед читателем вопросов.
Этот роман - отличный повод подумать о том, как много нам дано.
2. Ночь в Лиссабоне (1962)
Тяжелейшая и пронзительнейшая исповедь жертвы фашизма, который потерял в за первые годы войны всё, чем дорожил. Жизнь Йозефа и Хелен вызывает настолько сильные переживания, им так живо сострадаешь, что в какой-то момент накрывает отчаяние.
Несмотря на крайне мрачное время и погубленные судьбы, финал внушает надежду на то, что спасение в руках каждого человека. Прежде всего, спасение духовное.
1. Триумфальная арка (1945)
Мой любимый роман Ремарка, в котором воедино сошлись все мои любимые темы и мотивы: эмиграция, несогласие с фашистским режимом и противостояние ему, роковая любовь и ревность, сила духа.
Этот роман (как и предыдущие два, кстати) заставил меня лить слезы над книгой от горечи финала и восхитительного сюжета.
Вспоминая всё прочитанное у Ремарка, я пришла к мысли, что мне нестерпимо хочется освежить некоторые из романов в памяти, перечитать их. Думаю, когда я прочитаю оставшиеся мне романы ("Приют грез", "Станция на горизонте"), вернусь к книгам, которые читала раньше всего - к "Трём товарищам", "Жизни взаймы", "Триумфальной арке" и "Ночи в Лиссабоне".