Найти тему

Писатель, у которого я прочитала всё (ну почти): рейтинг лучших романов Эриха Марии Ремарка

Оглавление

Недавно анализировала свой читательский опыт и пришла к выводу, что за свои неполные 30 лет больше всего романов я прочитала у двух писателей... Одним из них является герой этой статьи - Эрих Мария Ремарк (а про второго, возможно, напишу позже).

Я прочитала 13 романов Ремарка и не собираюсь останавливаться на этом!
Я прочитала 13 романов Ремарка и не собираюсь останавливаться на этом!

Наверное, сейчас Вы удивились, ведь я, будучи по образованию историком русской литературы, должна бы назвать Пушкина, Достоевского или Толстого. Ну, или самое очевидное - Шолохова. Но всё не так просто, как кажется. Ни один из выше названных писателей не написал столько романов, как Ремарк. Разумеется, я читала у Шолохова практически всё опубликованное (с публицистикой только как-то не срослось пока). Я, конечно же, читала 5 романов Достоевского (и даже больше!), а ещё повести и рассказы. Да, я читала многое у Толстого. Но именно в крупной форме у меня лидирует Ремарк.

Предлагаю Вам мой личный рейтинг прочитанных романов Ремарка от менее любимого к самому лучшему (исключительно по моему мнению!).

Немного о моей влюблённости в Ремарка.

Когда мне было лет 14-15, я впервые где-то услышала про роман "Три товарища". Ремарка в домашней библиотеке у меня не было. В один из моих "набегов" на "Ашан" я разом купила 3 книги Ремарка - собственно, "Три товарища", "Жизнь взаймы" и "Триумфальная арка". Они же и стали моими первыми книгами этого автора, с которых началось моё увлечение Ремарком. До того, как я начну признаваться в любви большей части романов, скажу лишь, что первым прочитала "Жизнь взаймы", а последним из прочитанных был роман "На обратном пути"/"Возвращение".

А теперь - обещанный рейтинг.

12. Гэм (1924/1998)

Роман "Гэм" Ремарка мне понравился меньше всего.
Роман "Гэм" Ремарка мне понравился меньше всего.

Этот роман я читала в период ковидного локдауна летом 2020 года. Совершенно другой Ремарк. Второе по счету его крупное произведение, которое было опубликовано спустя более 70 лет после написания. И не зря Ремарк сам не стал его выпускать, мне кажется.

Читается легко (как и все у Ремарка), но сюжет, по моему мнению, слишком неуловим: да, мы прослеживаем фрагмент жизни главной героини, ее любовные переживания, сталкиваемся даже с детективной линией повествования, но всё воспринимается как фрагменты, а не целостная судьба, как это обычно бывает у автора.

У меня возникали схожие ощущения при чтении "Так говорил Заратустра" ,хотя сравнивать, наверное, неправомерно.

Тем не менее, философско-патетическая составляющая в романе "Гэм" очень сильна.

Именно с этой книжки я пришла к выводу, что не всё у Ремарка прекрасно и откликается моим вкусам.

Думаю, что стоит читать этот роман только заинтересованным, как я, ради любопытства, потому что он имеет мало общего с "традиционным" Ремарком.

11. Чёрный обелиск (1956)

Роман "Чёрный обелиск" тоже не пришёлся мне по вкусу. У меня этот роман был вот в таком издании. Около года назад я продала его на барахолке. Изображение взято из открытых источников. Я
Роман "Чёрный обелиск" тоже не пришёлся мне по вкусу. У меня этот роман был вот в таком издании. Около года назад я продала его на барахолке. Изображение взято из открытых источников. Я

"Чёрный обелиск" я читала году в 2015, кажется. Это был четвёртый роман Ремарка на моем счету. И первый роман, который мне не понравился.

Сложные годы после Первой мировой войны, провинциальный немецкий городок... И без того мрачная атмосфера еще более нагнетается тем, что герой работает в ритуальной фирме и влюбляется в пациентку психиатрической больницы.

Читать было тошно и тяжело (хотя, может, в этом и есть сила воздействия Ремарка - создать у читателя подлинные ощущения атмосферы междувоенных годов?)...

Апогеем отвращения для меня была сцена "орошения" надгробия. У меня вообще роман только с этим и ассоциируется после этого.

10.Возвращение (Обратный путь/ На обратном пути) (1931)

Так как меньше года назад писала об этом романе подробно, ограничусь ссылкой и комментарием: роман развивает ту тему, которую я у Ремарка не очень люблю и о которой я читала у Ремарка романы сильнее. Но отдельно взятый "Обратный путь" неплох.

Известно, что этот роман является продолжением романа "На западном фронте без перемен", который мне понравился чуть больше.

9.Тени в раю/ Земля обетованная (1971/ 1998)

"Тени в раю" и "Земля обетованная" - это два романа, очень близких друг другу текстуально, незавершенных автором, опубликованных после его смерти.

Роман "Земля обетованная" мне понравился больше, чем "Тени в раю"
Роман "Земля обетованная" мне понравился больше, чем "Тени в раю"

"Тени в раю" - раньше, "Земля обетованная" - позже. По сути, это одна идея, реализованная немного по-разному. В целом, самое существенное отличие - это повествователь (в романе "Тени в раю" повествование ведётся от 1 лица, а в "Земле обетованной" - от 3), а также в именах героев.

Оба романа я читала осенью 2020 года с разницей в 2 месяца.

Я сначала (в сентябре) прочитала "Землю обетованную".

Она мне понравилась значительно больше, чем "Тени в раю", которые я завершила в ноябре.

Мария Фиола приятнее Наташи. Все герои в "Земле обетованной" более глубокие, как мне кажется. Чуть подробнее в романе "Тени в раю" раскрыты взаимоотношения героя с торговцем картин (здесь- Силверс), образ актера-еврея (Танненбаум), "другая" Америка в сопоставлении Нью-Йорка и Голливуда.

Роман Ремарка "Тени в раю" сам по себе неплох, но не входит в топ-5 моих любимых.
Роман Ремарка "Тени в раю" сам по себе неплох, но не входит в топ-5 моих любимых.

Несмотря на то, что повествование в "Тенях..." ведется от первого лица, сюжет воспринимается сложнее.

Открытый финал лишает нас всякой надежды хоть на какое-то светлое будущее.

Для меня - это безнадежные и бессмысленные шаги героя, которые привели к тому, что он стал тенью не только в кмериканском "раю", но и тенью вообще, утратив и любимых людей, и жизненные цели, и иллюзии.

Логичное продолжение эмигрантской темы которую я так полюбила в "Триумфальной арке". И даже второстепенный герой - оттуда!

Переживание новой реальности свободной от войны, но не от предрассудков Америки, возникновение новых привязанностей и разрыв с иллюзиями, но не болью прошлого герой, который вызывает симпатию, хоть полностью понять его нельзя. Он добр, эрудирован, открыт...но прошлое его покрыто пеплом концлагерей и гестаповскими пытками.. Он носит чужое имя, но не производит впечатление фальшивки.

Отдельная любовь - Мария Фиола. Она, как мне кажется, совсем не та девушка, что в ранних романах Ремарка: она искренняя откровенная, нефальшивая (хотя вечно говорит обэтом), точно знает, чего хочет и для чего.

Опять же роман (романы?) вполне хороши, но их незавершенность препятствует объективной оценке. Если бы Ремарк опубликовал текст в том виде, в котором мечтал, возможно, он в моем личном рейтинге занял бы более высокое место.

8. На западном фронте без перемен (1929)

Один из самых известных романов Ремарка - "На западном фронте без перемен"
Один из самых известных романов Ремарка - "На западном фронте без перемен"
"Пусть проходят месяцы игоды, они больше ничего у меня не отнимут, не смогут отнять. Я так одинок, я ничего не жду и могу без страха смотреть им навстречу. Жизнь, пронесшая меня через эти годы, пока что в моих руках и глазах...она будет искать себе путь, хочет этого мое "я" или нет".

Это по счету 7-ой роман Ремарка, который я прочитала. Произошло это летом 2017 года.

Если трактовать творчество Ремарка в совокупности, тематически оно все о "потерянном поколении". Этот феномен как раз в романе "На западном фронте без перемен" формируется. "Потерянные" - те, кто ощутил на себе ужасы Первой Мировой войны. Ужасы окопов, ужасы тыла, ужасы послевоенного времени. Загубленные, отнятые юношеские годы, надежды на светлое будущее.

Потеряны и моральные ориентиры, однако герои стараются заново обрести и выстроить путь к ним.

Ремарк предпослал своей книге обращение, в котором утверждает, что роман - "не обвинение и не исповедь". Действительно, "На западном фронте без перемен" - текст, где живописуется окопная правда со всем натурализмом. Политически книга и вовсе кажется нейтральной: устами героев автор ставит вопросы и дает ответы на них. Кому нужна война?

"Мы войны не хотели, другие уверяют, что они тоже, и все равно полмира воюет".

Здесь рождается гуманистическая

идея о братстве:

"Почему нам не твердят, что вы такие же бедолаги, как мы?..".

Перемены и фронт. Иногда говорят, что отсутствие новостей -хорошая новость. Возможно, финал говорит нам именно об этом, несмотря на известный нам исход исторических событий. Пауль, не дождавшись перемирия внешнего, достигает его внутренне.

Роман хорош, считается одним из лучших у Ремарка, но я 4аких-то глубоких читательских переживаний не получила.

7. Время жить и время умирать (1954)

Этот роман, почти как и все остальные, у меня был в таком издании. Изображение взято здесь: https://ast.ru/book/vremya-zhit-i-vremya-umirat-855814/
Этот роман, почти как и все остальные, у меня был в таком издании. Изображение взято здесь: https://ast.ru/book/vremya-zhit-i-vremya-umirat-855814/

Тематически этот роман примыкает к теме военных лет. К сожалению, я совершенно не могу вспомнить, когда я его читала, но путем логических размышлений могу сказать, что он был между "Черным обелиском" и "На западном фронте без перемен", соответственно, приблизительно в 2016 году.

Он произвел на меня довольно сильное впечатление, потому что в нем отразилась немецкая война проигравших. Сцены в Верденбрюке показывают тот самый ужас уничтоженной войной Германии, где страдают люди, не поддерживающие происходящее в мире. Где эти самые люди пытаются сохранить в себе человечность.

6. Возлюби ближнего своего (1941)

В этом романе поднята моя любимая эмигрантская тема в условиях нарастания фашистских идей.

Снова любовь, совершенно потрясающая своей силой, товарищество, лишения и скитания... Очень и очень глубоко трогает и привязанность Штайнера к жене, и его забота о Керне. Несмотря на тяжелейшие времена, Ремарк потрясающе красиво описывает Европу, которую охватывает фашизм. Все эти холодные улицы, тюрьмы, гостиницы и ночлежки, Париж, Вена, Цюрих появляются в воображении читателя очень ярко и живо.

5. Жизнь взаймы (1959)

Дома у меня вот такое издание романа Ремарка "Жизнь взаймы".
Дома у меня вот такое издание романа Ремарка "Жизнь взаймы".

Как я уже сказала, роман "Жизнь взаймы" был первым, который я прочитала у Ремарка. Обратилась я к нему в 2013 году во время поездки в Австрию и Германию.

Он произвел на меня яркое впечатление пронзительной историей любви на грани отчаяния, плавным течением сюжета и ощущением безвременья.

4.Три товарища (1936)

Роман "Три товарища" дома у меня вот в таком издании.
Роман "Три товарища" дома у меня вот в таком издании.

Этот роман я читала вторым, практически сразу после "Жизни взаймы". И прочитала я его за 4-5 часов, пока ехала на поезде из Москвы в Нижегородскую область.

Он, вне всяких сомнений, очень хорош, интересен. Во многом он перекликается с "Жизнью взаймы" (конкретно для меня это было недостатком, ведь я читала романы не в хронологическом порядке), но для меня он слабее тех трех романов, о которых пойдёт речь дальше.

3. Искра жизни (1952)

Роман "Искра жизни" - один из моих любимейших.
Роман "Искра жизни" - один из моих любимейших.

"Искра жизни" - о концлагере. Эта тема всегда вызывает у меня сильнейшие эмоции. Тема еврейства у Ремарка, как я считаю, наиболее яркая и интересная.

Ремарковское видение последних дней войны в Германии, последних дней вымышленного концлагеря, дни, в которых уместились сотни жизней и судеб. Как всегда, Ремарк убил любимых героев, оставил финал открытым и сопроводил всё огромным количеством поставленных перед читателем вопросов.

Этот роман - отличный повод подумать о том, как много нам дано.

2. Ночь в Лиссабоне (1962)

Роман "Ночь в Лиссабоне" Ремарка - один из сильнейших в его творческом наследии
Роман "Ночь в Лиссабоне" Ремарка - один из сильнейших в его творческом наследии

Тяжелейшая и пронзительнейшая исповедь жертвы фашизма, который потерял в за первые годы войны всё, чем дорожил. Жизнь Йозефа и Хелен вызывает настолько сильные переживания, им так живо сострадаешь, что в какой-то момент накрывает отчаяние.

Несмотря на крайне мрачное время и погубленные судьбы, финал внушает надежду на то, что спасение в руках каждого человека. Прежде всего, спасение духовное.

1. Триумфальная арка (1945)

Дома у меня такое издание романа "Триумфальная арка"
Дома у меня такое издание романа "Триумфальная арка"

Мой любимый роман Ремарка, в котором воедино сошлись все мои любимые темы и мотивы: эмиграция, несогласие с фашистским режимом и противостояние ему, роковая любовь и ревность, сила духа.

Этот роман (как и предыдущие два, кстати) заставил меня лить слезы над книгой от горечи финала и восхитительного сюжета.

Небольшой фрагмент библиотеки автора канала
Небольшой фрагмент библиотеки автора канала

Вспоминая всё прочитанное у Ремарка, я пришла к мысли, что мне нестерпимо хочется освежить некоторые из романов в памяти, перечитать их. Думаю, когда я прочитаю оставшиеся мне романы ("Приют грез", "Станция на горизонте"), вернусь к книгам, которые читала раньше всего - к "Трём товарищам", "Жизни взаймы", "Триумфальной арке" и "Ночи в Лиссабоне".

Читали романы Эриха Марии Ремарка? Как Вам его творческое наследии? Что больше всего понравилось? А что из его книг вообще не "зашло"?