1,5K подписчиков

Критерий выбора литкурсов: смотрим на преподавателей

Завершаю свой небольшой цикл советов по выбору литературных курсов. Я уже писала об очных курсах и курсах онлайн, давала некоторые названия их. Сегодня – безотносительно конкретных курсов – поговорим о тех, кто учит нас писательству за деньги, о возможных и вероятных преподавателях литературного мастерства.

Прежде всего решим, чему мы хотим учиться, а там и преподавателей начнем разглядывать. Существуют два основных направления учебы в писательстве (на ряде курсов они идут параллельно):

  1. расширить для себя сферу гуманитарных знаний;
  2. приобрести практические навыки, изучить писательские приемы.
Фото из интернета, иллюстративное. сайт eparhia-saratov-ru
Фото из интернета, иллюстративное. сайт eparhia-saratov-ru

Кто на этом фото похож на писателя, а кто на теоретика-филолога - вопрос на засыпку ))?

А к написанию этой статьи меня подтолкнул свежий очередной пост-воспоминание в уведомлениях из жж – пост, в котором я подводила итоги давнего окончания своих очных курсов. Те курсы я окончила как раз в апреле месяце, только в далеком уже 2012 году. Благодаря старому посту я вспомнила названия предметов и фамилии преподавателей, учивших нас. Конкретику – имена, фамилии преподов с курсов – вы сможете тоже посмотреть, но в ссылке прикрепленного верхнего комментария.

Знания, полученные на двухгодичных литературных курсах

Поскольку я по своей первой профессии физик-математик, по дополнительной – психолог, то неудивительно что мое знание теории литературы ограничивалось школьным курсом литературы. И набранным писательским опытом. К тому моменту, как я пришла на курсы, у меня уже были изданы в разных издательствах книги, так что навыки писательства у меня были, но не теория литературы.

Поэтому я с большим интересом посещала занятия по всем предметам.

Повторю их здесь в той последовательности, как записала в давнем посте жж (только без указания лекторов):

«– курс античной литературы;

– курс западноевропейской литературы;

– курс русской дореволюционной прозы;

– художественный язык публицистики;

– литературное редактирование;

– сценаристика и драматургия;

– детская литература;

– поэзия 20-го века;

–советская и современная литература:

– обзорные циклы жанровой литературы и прикладная литература».

Слушала лекции с интересом и записывала на диктофон, рассчитывая когда-нибудь прослушать их еще раз-другой, дома в мягком кресле. Правда, так и не собралась.

Организаторы курсов подобрали квалифицированных преподавателей из наших главных питерских университетов: из Главного университета СПб и Педагогического университета им. Герцена. Почти все были со степенями кандидатов или докторов филологических наук. Среди них лишь один не филолог, а писатель-практик, в прошлом – ученый-физик Михаил Ахманов. Именно он и рассказывал нам про современные жанры и прикладную литературу. Его курс имел и практическое применение, остальные, в основном, развивающие.

Ученый физик, писатель и переводчик Михаил Ахманов, фото с сайта 78.ru
Ученый физик, писатель и переводчик Михаил Ахманов, фото с сайта 78.ru

Были ли полезны абстрактные знания мне как писателю? Не знаю. Здесь речь не столько о пользе для дела, сколько о пользе для развития общей духовности, равносильной той, что мы получаем где-нибудь на экскурсиях в новой стране.

В общем, я погрузилась в океан филологических течений, побарахталась по верхам и вынырнула посвежевшая, получив представление о науке филологии. Здесь замечу, что после этого экскурса я, действительно, признала эту дисциплину наукой.

Предположу, что и сегодня те слушатели, что поступят на Высшие литературные курсы при Литинституте в Москве, будут слушать примерно такой же цикл лекций. А может, и более широкий спектр всякого такого гуманитарного. В СПб, упомянутые курсы больше не функционируют. Но возможно, в программе каких-то магистратур в вузах есть что-то подобное.

Помимо лекций у нас на курсах были и Мастерские – Мастер-классы по писательскому мастерству, по изучению навыков. Мастерские разделялись по жанрам. На наших курсах имелись три мастерские: обычной прозы, фантастики и поэзии. Руководителя поэтов едва вспомню, но каждую Мастерскую прозы вел писатель-практик, имеющий публикации и книги. Они были компетентны, строги и доброжелательны. Прозаики не имели филологического образования, но были достаточно компетенты и эрудированы в литературе.

Писатель-фантаст Андрей Балабуха, фото с сайта fantlab-ru
Писатель-фантаст Андрей Балабуха, фото с сайта fantlab-ru

Например, Мастерскую фантастов вел писатель-фантаст Андрей Балабуха, талантливый мастер-самоучка. Там, где-то на переменках, и я с ним познакомилась, хотя занималась в другой группе. Он был интересный человек и остроумный собеседник.

А нашу Мастерскую обычной прозы вел писатель, публицист и общественный деятель Дмитрий Каралис. По образованию - инженер, а по эрудиции - достойный литератор. В молодые годы он посещал ЛИТО при СП.

Именно на Мастерских мы исследовали завязки, кульминации, развязки, метафоры, эпитеты, фабулы и сюжеты. Читали - анализируя потом - Набокова, Зощенко, Шкловского и писали собственные опусы. И обсуждали рассказы друг друга, и сдавали работы на проверку преподавателям. И лучшие минуты и часы нашего пребывания на курсах - это разговоры и споры с ведущим Мастерской между уроками, на переменках!

Писатель, публицист, общественный деятель Дмитрий Каралис. Сайт journal-spbu-ru
Писатель, публицист, общественный деятель Дмитрий Каралис. Сайт journal-spbu-ru

Выбираем литкурсы, присматриваясь к преподавателям

Если вы наконец созрели, чтобы пойти поучиться на каких-нибудь литкурсах онлайн, то сначала присмотритесь к преподавателям курсов. На живых курсов к вам придут полным комплектом и филологи, и писатели-практики! Но на онлайн-курсах обычно не предусмотрены лекции по теории (вроде античной литературы), поэтому филологов-докторов наук на них вряд ли встретишь. А кто же преподает на онлайн курсах?

Онлайн курсы достаточно короткие и предназначены, чтобы передать навыки по узкопрофильному направлению, которому посвящены конкретные курсы. И здесь вы можете встретить и филологов-редакторов, и писателей-практиков, и даже коучей-психологов! Каждый может быть полезен чем-то, научить отдельным навыкам, главное, чтобы соблюдался баланс преподавателей разного типа!

Фото из интернета. Сайт imghub-ru
Фото из интернета. Сайт imghub-ru

Преподаватели-редакторы дадут студийцам отличную обратную связь, незаменимы на проверке "домашек". А вот о писательских приемах доходчивее расскажут действующие писатели! Могут быть полезны и коучи, если имеют психологические образование. Они подскажут, как пробудить ваши дремлющие таланты, как найти свою нишу в писательстве. Поэтому полезно выбирать такие курсы, где разные специалисты работают в общей связки. Если же один преподаватель пытается взять на себя все компетенции - рассказывает о литературе, показывает писательские приемы и проверяет работы - то получается не полноценный курс, а лишь введение в профессию писателя. Но для того, чтобы познакомиться с кругом писательских задач, не надо ходить на курсы, достаточно читать какой-либо канал, например, этот @Писателю на заметку ))!.

Про курсы также читайте другие статьи. (А еще в закрепленном комменте, по ссылке - фамилии преподавателей курсов, где я училась когда-то сама).