Решила поделиться здесь и некоторыми личными записями из моих дневников, расширяющими тему этого канала. Сегодня расскажу о своем первом дне занятий на курсах литераторов (в Санкт-Петербурге) - на этих курсах я училась сама, но более десяти лет назад назад. Это были оффлайн литературные курсы, с живыми однокурсниками и преподавателями! Предложенный здесь рассказ воссоздан по дневниковым записям времени учебы, поэтому идет передача событий в настоящем времени.
Общее собрание студийцев
Итак, вводное занятие. Вначале всех курсистов пригласили в общий зал, в центре которого стоял длинный овальный стол. Часть учащихся сели вокруг стола, остальные – вторым рядом, на стульях, спиной к стене.
Я села во втором ряду у стены и начала считать, сколько нас собралось. Оказалось: 12 мужчин и 20 женщин. Среди мужской братии большинство были совсем юные, но были мужчины и постарше. Напротив меня сидел парень лет 20 с дредами на голове и все время от смущения улыбался. Все почему-то расселись, разделившись по половому признаку: мальчики с мальчиками, тетеньки с тетеньками, а дяденьки как-то наособицу.
Среди женщин явного преобладания какой-то возрастной группы не было. Но если бы нас ранжировать по возрасту, как по росту, на уроках физкультуры, то, подозреваю, что я бы возглавила эту шеренгу – я (вполне молодая пенсионерка) определенно была старше всех. Многие дамы были одеты по-писательски элегантно, типа, как в кино: в черных одеяниях со скромными кулонами или бусами на шее. Я, напротив, пришла в домашней водолазке: черный горошек на белом, чтобы, не дай бог, не заподозрили во мне писательницу. Ведь я пришла не столько учиться, сколько собираясь писать роман о начинающих литераторах, а потому хотела хотя бы поначалу сохранить инкогнито. Девушки помоложе были в джинсах и курточках. Это, так сказать, светская часть репортажа, чтобы показать обстановку, (что желательно делать в любых мемуарах).
Первое занятие проходило в рамках общего курса «Основы писательского мастерства» и было посвящено психологии творчества. И здесь в интерактивном режиме обсуждались «вечные» вопросы: для кого мы пишем и почему. Или еще из вечного: о двух составляющих писательского ремесла: ремесле и природных данных. Ответы были, как всегда вариативны.
Из рекомендаций лектора – и я согласна с главным постулатом: писать надо ежедневно, хотя бы по часу, иначе выпадаешь из придуманного тобою мира.
Завершилась лекция рассмотрением цепочки создания романа: идея – сюжет – завязка – нарастание действия – кульминация – развязка – концовка.
Наша литературная мастерская
После перерыва поток учащихся разошелся по трем мастерским, куда каждый записался еще перед началом учебного года. Это были: мастерская поэзии, мастерская фантастики и мастерская реалистичной прозы. Я, разумеется, вписалась в третью группу.
Молодые парнишки, видимо, все отхлынули в фантастику, поскольку в нашей мастерской «реалистичной прозы» их не увидела. Из 10 человек нашей группы было двое мужчин возраста 40+, остальные женщины. Последние распределились в более широком возрастном диапазоне: от 28 лет и до 50++. Руководит нашей мастерской показавшийся мне по первому впечатлению остроумно-обаятельным писатель и публицист К. Его остроумие проявилось при нашем, я бы это назвала, гештальт-знакомстве через любимые книги. Каждый слушатель, по требованию руководителя, подал ему список пяти любимых авторов. Эти записки он зачитывал вслух, подавая реплики или задавая краткие вопросы. Кстати, с произведениями Людмилы Улицкой, а также Айрис Мердок, включенных мною в свой список, кроме меня и руководителя, была знакома лишь еще одна курсистка. Зато все читали Картасара, Маркеса, Веллера, и молодежь назвала их в числе любимых.
Мотивы обучения студийцев на курсах
Также интересно было слушать мотивы появления людей на курсах. Впрочем, из неожиданного было только одно заявление: интерес бизнес-леди 50+, собирающейся издавать коммерческий журнал – «чтобы можно было контролировать редакторов». Часть недавно окончивших всевозможные институты людей, подумывает о смене профессии. Руководитель сообщил, что несколько выпускников курсов предыдущих лет были уже трудоустроены в разные питерские издательства редакторами (курсы функционировали в СПб). Но больше половины присутствующих все же мечтает о развитии писательской карьеры. Я сказала, что мечтаю о славе Франсуазы Саган :). С учетом того, что кто-то мечтает превзойти Льва Толстого, мои фантазии весьма выглядели скромно. Кстати, я согласилась быть старостой группы, когда меня предложили на эту роль.
Также мне показалось, что литературные достижения участников группы (каждый кратко излагал резюме о своем творчестве) заметно выше по уровню, чем прежде у членов ЛИТО, которые я посещала еще в свои молодые годы. Вот оно благотворное влияние процесса сетевой литературы, взаимных обсуждений, конкурсов и т.п.
На следующих занятиях нам предстоит обсуждать рассказы друг друга.
Такова, примерно, оказалась обстановка в первый день занятий на наших курсах литераторов.
Мое общее мнение о курсах, составленное позже: