Найти в Дзене

Первое занятие на литературных курсах в режиме оффлайн

Оглавление

Решила поделиться здесь и некоторыми личными записями из моих дневников, расширяющими тему этого канала. Сегодня расскажу о своем первом дне занятий на курсах литераторов (в Санкт-Петербурге) - на этих курсах я училась сама, но более десяти лет назад назад. Это были оффлайн литературные курсы, с живыми однокурсниками и преподавателями! Предложенный здесь рассказ воссоздан по дневниковым записям времени учебы, поэтому идет передача событий в настоящем времени.

Общее собрание студийцев

Итак, вводное занятие. Вначале всех курсистов пригласили в общий зал, в центре которого стоял длинный овальный стол. Часть учащихся сели вокруг стола, остальные – вторым рядом, на стульях, спиной к стене.

Я села во втором ряду у стены и начала считать, сколько нас собралось. Оказалось: 12 мужчин и 20 женщин. Среди мужской братии большинство были совсем юные, но были мужчины и постарше. Напротив меня сидел парень лет 20 с дредами на голове и все время от смущения улыбался. Все почему-то расселись, разделившись по половому признаку: мальчики с мальчиками, тетеньки с тетеньками, а дяденьки как-то наособицу.

Среди женщин явного преобладания какой-то возрастной группы не было. Но если бы нас ранжировать по возрасту, как по росту, на уроках физкультуры, то, подозреваю, что я бы возглавила эту шеренгу – я (вполне молодая пенсионерка) определенно была старше всех. Многие дамы были одеты по-писательски элегантно, типа, как в кино: в черных одеяниях со скромными кулонами или бусами на шее. Я, напротив, пришла в домашней водолазке: черный горошек на белом, чтобы, не дай бог, не заподозрили во мне писательницу. Ведь я пришла не столько учиться, сколько собираясь писать роман о начинающих литераторах, а потому хотела хотя бы поначалу сохранить инкогнито. Девушки помоложе были в джинсах и курточках. Это, так сказать, светская часть репортажа, чтобы показать обстановку, (что желательно делать в любых мемуарах).

Первое занятие проходило в рамках общего курса «Основы писательского мастерства» и было посвящено психологии творчества. И здесь в интерактивном режиме обсуждались «вечные» вопросы: для кого мы пишем и почему. Или еще из вечного: о двух составляющих писательского ремесла: ремесле и природных данных. Ответы были, как всегда вариативны.

Из рекомендаций лектора – и я согласна с главным постулатом: писать надо ежедневно, хотя бы по часу, иначе выпадаешь из придуманного тобою мира.

Завершилась лекция рассмотрением цепочки создания романа: идея – сюжет – завязка – нарастание действия – кульминация – развязка – концовка.

Наша литературная мастерская

После перерыва поток учащихся разошелся по трем мастерским, куда каждый записался еще перед началом учебного года. Это были: мастерская поэзии, мастерская фантастики и мастерская реалистичной прозы. Я, разумеется, вписалась в третью группу.

Фото из интернета, иллюстративное. Так выглядят типовые занятие на литкурсах, на мастерских
Фото из интернета, иллюстративное. Так выглядят типовые занятие на литкурсах, на мастерских

Молодые парнишки, видимо, все отхлынули в фантастику, поскольку в нашей мастерской «реалистичной прозы» их не увидела. Из 10 человек нашей группы было двое мужчин возраста 40+, остальные женщины. Последние распределились в более широком возрастном диапазоне: от 28 лет и до 50++. Руководит нашей мастерской показавшийся мне по первому впечатлению остроумно-обаятельным писатель и публицист К. Его остроумие проявилось при нашем, я бы это назвала, гештальт-знакомстве через любимые книги. Каждый слушатель, по требованию руководителя, подал ему список пяти любимых авторов. Эти записки он зачитывал вслух, подавая реплики или задавая краткие вопросы. Кстати, с произведениями Людмилы Улицкой, а также Айрис Мердок, включенных мною в свой список, кроме меня и руководителя, была знакома лишь еще одна курсистка. Зато все читали Картасара, Маркеса, Веллера, и молодежь назвала их в числе любимых.

Мотивы обучения студийцев на курсах

Также интересно было слушать мотивы появления людей на курсах. Впрочем, из неожиданного было только одно заявление: интерес бизнес-леди 50+, собирающейся издавать коммерческий журнал – «чтобы можно было контролировать редакторов». Часть недавно окончивших всевозможные институты людей, подумывает о смене профессии. Руководитель сообщил, что несколько выпускников курсов предыдущих лет были уже трудоустроены в разные питерские издательства редакторами (курсы функционировали в СПб). Но больше половины присутствующих все же мечтает о развитии писательской карьеры. Я сказала, что мечтаю о славе Франсуазы Саган :). С учетом того, что кто-то мечтает превзойти Льва Толстого, мои фантазии весьма выглядели скромно. Кстати, я согласилась быть старостой группы, когда меня предложили на эту роль.

Также мне показалось, что литературные достижения участников группы (каждый кратко излагал резюме о своем творчестве) заметно выше по уровню, чем прежде у членов ЛИТО, которые я посещала еще в свои молодые годы. Вот оно благотворное влияние процесса сетевой литературы, взаимных обсуждений, конкурсов и т.п.

На следующих занятиях нам предстоит обсуждать рассказы друг друга.

Такова, примерно, оказалась обстановка в первый день занятий на наших курсах литераторов.

Мое общее мнение о курсах, составленное позже: