65 лет назад родился знаменитый творческий дуэт Ширвиндт-Державин. «Шире Держава», - как они в шутку сами себя называли. С тех пор Александр Ширвиндт и Михаил Державин были постоянным атрибутом юбилеев и праздничных концертов.
Сам Александр Анатольевич путался, когда же с Державиным они впервые вышли в дуэте. Помнится, однажды он мне назвал 1960-й год, когда они с другом начали свои знаменитые театральные капустники в Доме актёра. А вот Михаил Державин, который всё-таки лучше помнил даты, называл мне 1959-й год, когда он пришел работать в театр имени Ленинского комсомола, в труппе которого уже был Ширвиндт.
Но то, что они прожили в дружбе и в творчеством партнёрстве 73 года, - это уже засвидетельствовано. Поскольку они познакомились, когда Саше Ширвиндту было десять лет, а Мише Державину - восемь. Это случилось на "новогодней ёлке" в доме известного чтеца и артиста Дмитрия Журавлёва. Его соседями по дому была семья Державиных, как известно, отец Михаила - народный артист РСФСР Михаил Державин. А Шура был сыном редактора Московской филармонии Раисы Самойловны Ширвиндт и скрипача Анатолия (Теодора) Ширвиндта. Конечно, все эти творческие семьи знали друг друга.
Оба мальчика родились в одном роддоме имени Грауэрмана на Арбате (Ширвиндт на два года раньше). Оба закончили театральное училище имени Щукина (соответственно, и здесь Ширвиндт на два года раньше), и в театре имени Ленинского комсомола Шура появился раньше друга. А вот в театр Сатиры уже Державин перетащил Ширвиндта.
- Поссориться с Мишей невозможно, он антиконфликтный человек, - отзывался о друге Александр Анатольевич. - Державин - это мудрость, хитрость, обаяние, трусость и любовь.
Державин приобщил друга к рыбалке, который ловить рыбу начал со своим отцом ещё в детстве.
- Впервые мы с Шурой вместе рыбачили в заповедных местах на речке Лама, это на границе Московской и Тверской областях, - вспоминал в разговоре со мной Михаил Михайлович. - Шура забросил спиннинг, блесна улетела за спину, он стал её вытягивать, стоя на брёвнышке, и вдруг блесну схватила щука. Он заорал: «Миня, помоги!». Я подбежал к нему, и мы кое-как сумели её вытащить. Таков вот первый улов моего друга... Однажды нас пригласили выступить в военном палаточном городке в одной советской азиатской республике. Мы приезжаем и видим афишу: «Сегодня у нас в гостях известные артисты театра Сатиры Михаил Дарвин и Александр Ровенглот!»
- Нинка Русланова, которая была соседкой по подъезду с Минькой Державиным нас мучила, - рассказывал мне Александр Анатольевич. - Мы вручали на церемонии кинопремии награды артисткам. Среди лауреатов была и Русланова, которая не пришла. А мы с Минькой решили снова рассмешить, - взяли у Ленки Чайковской, ты же знаешь её, известный тренер по фигурному катанию, две шубы песцовые. В них и вышли. А потом Нинке кто-то сказал, что на церемонии Ширвиндт и Державин дарили актрисам шубы. Она на полном серьезе потом у нас требовала их. Ужас!
- Однажды были с гастролями в Израиле. Идём с Минькой в дикую жару по Хайфе, - вспоминал Александр Анатольевич. - И вот останавливается около нас одна дама в теплом плюшевом халате, в домашних тапочках и говорит: «Была вчера у вас на концерте. Державин, а вы случайно не еврей?» Мы удивились: «Почему так решили?» - «Больно уж вы вежливый!»
На одном из юбилеев Эльдара Рязанова Ширвиндт и Державин сыграли интермедию «Иностранка», где Михал Михалыч (МихМих, как мы его называли между собой) вышел в женском образе.
- Это было придумано в спектакле театра Сатиры «Молчи, грусть, молчи», - делился со мной МихМих. - А потом этот ход мы с Шурой использовали на творческом вечере любимого режиссёра. Потихонечку, чтобы никто не видел, Лариса Голубкина приклеила мне ресницы, накрасила, и мы с Шурой вышли на сцену. Зал был сражён наповал. А туфли мне помогала купить моя жена Роксана. Помню, мы пришли с ней в обувной магазинчик на Тишинке, магазин был без покупателей. Но пока я примерял туфли, пробовал ходить в них, собралась толпа зевак. Все показывали пальцем и не могли понять, чего это случилось с Державиным. На каком языке я говорю в этой миниатюре? Это абракадабра. У меня есть способность, - я могу любой язык скопировать, при этом ни черта не зная ни слова. Просто на слух подбираю.
Олег Перанов