Комедийный фильм ужасов “Лиза Франкенштейн” – это режиссёрский полнометражный дебют Зельды Уильямс (Zelda Williams), дочери актёра Робина Уильямса. До этого она делала короткометражки, музыкальные видео для американских певиц Анны Кленденинг и JoJo и отдельный эпизод для сериала “Дарк/Веб” (2019).
Сценарий для фильма написала Диабло Коуди (Diablo Cody), автор сценариев к “Джуно”, за который она получила ‘Оскар’ в 2008 году, и “Талли”, в котором Шарлиз Терон исполняет роль замученной мамочки.
Название фильма намекает на то, что сюжет будет ходить так или иначе вокруг да около романа “Франкенштейн” Мэри Шелли. Да, здесь есть знакомые линии из романа, но Диабло Коуди поступила интереснее. Она написала историю не по роману, интерпретировав идею Шелли, она использовала основой историю самой Мэри Шелли.
Сюжет комедийного хоррора
1989 год. Лиза Своллоус (Кэтрин Ньютон) два года назад потеряла мать, что очень подкосило её в психологическом плане, что она наблюдалась у врача. Отец (Джо Крест) тем временем недолго горевал – спустя полгода уже женился на другой, медсестре по имени Джанет (Карла Гуджино). У неё тоже есть дочь по имени Таффи (Лиза Соберано), ровесница Лизы.
Лиза предпочитает держаться подальше от общества, общаясь ближе всего со сводной сестрой. Она проводит время на местном заброшенном кладбище в Холостяцкой роще, где даже выбрала для себя любимое надгробие, возле которого читала. Ей хочется оказаться рядом с усопшим под землёй, потому что “жизнь – это отстой”, по её признанию.
Хотя она и проводит время среди надгробий больше, чем среди одноклассников, это не значит, что у неё нет земных желаний и реальных поклонников. Она влюблена в редактора литературной школьной газеты Майкла (Генри Айкенберри), а к ней испытывает симпатию младшеклассник Даг (Брайс Ромеро). Но сама Лиза не делает адекватных шагов ни в одну сторону.
Однажды во время грозы молния попадает в надгробие, которое облюбовала Лиза, и парень, захороненный там и названный в титрах как Существо (Коул Спроус), восстал. И пришёл ни абы куда, а к Лизе домой. Между ними завязывается дружба.
История писательницы Мэри Шелли, послужившая основой для истории
Писательница Мэри Уолстонкрафт, мать Мэри Шелли, умерла при родах 30 августа 1797 года. Писатель Уильям Годвин, отец Мэри, был настолько убит горем, что его тяготило присутствие рядом юной дочери. Она же в своём детстве не придумала ничего лучше, как проводить время у надгробия своей матери на кладбище Сент-Панкрас в Камдене. Она ходила туда одна, чтобы почитать и подумать. Она даже научилась выписывать своё имя, обводя пальцем буквы, выбитые на надгробии её матери.
Потом она с увлечением читала книги Мэри Уолстонкрафт, изучая их, сидя на могиле. Получается, что единственной настоящей 'матерью’ Мэри в детстве была могильная плита, как писала одна из исследовательниц жизни автора романа “Франкенштейн”.
На кладбище юная Мэри также пряталась, оно стало для неё убежищем от новой семьи. Когда ей было четыре года, её отец женился во второй раз – на леди Мэри Джейн Клермонт. Мэри пыталась избегать свою несносную мачеху и её приставучую дочь Клэр.
На могиле матери же она чувствовала себя самой собой. И потом именно сюда она привела поэта Перси Б. Шелли, когда решилась признаться ему в любви.
Мысли и впечатления от самого фильма
Сам по себе этот комедийный хоррор не несёт никакой ценности, он по большей части собрал в себя и объединил клише молодёжных комедий и фильмов ужасов с нелепым главным героем-‘белой вороной’, который попадает в дурацкие ситуации, выливающиеся в необоснованные увечья для тех, кто соприкасается с главным героем.
Лиза Своллоус – это отголосок самой Мэри Шелли. Ей было правда не четыре года, а 16 лет, когда отец снова женился. А мать умерла от рук маньяка, ворвавшегося в дом. Но отец Лизы, так же, как и отец Мэри, отстранился, отдав все права на воспитание дочери своей новой жене Джанет. А Джанет испытывая страстное желание избавиться от Лизы, любое недоразумение в доме с энтузиазмом приписывала ей. И каждый раз пыталась уязвить её, восхваляя Таффи, даже когда того и не требовалось.
У Лизы, похоже, сформировался комплекс неполноценности и вывод, что жизнь – отстой. Якобы она чужак среди своих и в некотором роде на ней есть часть вины за гибель матери. И всё, что происходит, для неё как наказание. Важно добавить, что ощущение чужеродности и дискомфорта пришли потому, что против её воли отец увёз её из родного города в другой – там, где проживала Джанет. Неудивительно, что в новых городе и школе Лиза чувствовала себя одинокой и искала теплоты в странном месте – на заброшенном кладбище. Тем более, подростковый возраст добавляет остроты восприятия всего происходящего, толкая в крайности.
В самой Лизе есть и черты Виктора Франкенштейна. Он предпочитал уделять время своему научному проекту, чем семье и Элизабет отдельно, из-за чего они могли считать, что с ними что-то не так, раз он их сторонится. Но для Виктора изоляция была важнее, чем чувства близких, идея превзойти закон природы его серьёзно опьяняла. И Лиза (хотя никакого высшего смысла в её действиях и не было) тоже предпочитала проводить время в одиночку – пропускать семейные выходы, работать по субботам (в химчистке, где она занималась ремонтом одежды) и разговаривать по душам только с бюстом викторианского юноши в Холостяцкой роще. Она даже сделала ему подарок – вручила бусы матери и оставила томик стихов Перси Шелли (явная отсылка к Мэри).
И, если Мэри Шелли привела Перси к надгробию матери, чтобы открыть свои чувства, то в фильме это переосмыслили в комедийном ключе. Викторианский парень, усопший в 1837 году, распухший, слезящийся зловонной зеленью, покрытый слоем многовековой грязи без кисти руки и с одним ухом, явился к Лизе сам прямиком из своего земляного ложа.
По законам нелепых комедий Лиза немного побегала от него по дому, для порядка сбежала из окна и упала с козырька, а потом приютила Существо в своей комнате, увешанной постерами с “Путешествием на Луну” Мельеса, “Мумии” с Борисом Карлоффом и английской группы Bauhaus, пионеров готик-рока. То есть всем тем, что отражает её мрачный взгляд на жизнь и связывает так или иначе с романом Мэри Шелли в плане эстетики.
Вопрос в том, в чём глобальная идея фильма? Лиза пряталась на кладбище, парень в могиле каким-то образом подумал, что она хочет быть с ним, но сама Лиза была влюблена в другого, но ничего не делала для сближения. И, более того, по правилам пути героя у Лизы Своллоус не было никакого желания, к которому бы она стремилась и постоянно бы сталкивалась с препятствиями, мешающими ей получить желаемое. Что ещё страннее, то после появления Существа проблемы она нажила добровольно – в её силах было объяснить ему, что можно делать, а что запрещено, особенно опираясь на свой прошлый опыт.
Заключение
Мне был интересен этот фильм из-за того, что я хотела узнать, как именно в нём обыграют идею романа, раз заявили об этом так громко в названии.
Понравилось только то, что использовали биографические данные Мэри Шелли – это любопытно и свежо. Но не понравилось то, что превратили это в череду нелепых ситуаций, лишённых логики. Даже визуальное решение не спасает. Справедливости ради, фильм снят красиво – планы оформлены креативно, тут есть и неоновые цвета, и стильная чёрно-белая съёмка как дань уважения Георгу Вильгельму Пабсту, которого Лиза назвала своим любимым режиссёром.
Но всё это лишь обрамление, и оно не скрывает скромной погремушки. Либо в этом была высшая идея режиссёра и сценариста. Существо Франкенштейна странствовал по свету в поисках смысла, но ничего у него не вышло. Он обрёл лишь ненависть и отторжение. Этот фильм тоже что-то вроде Существа, но от Зельды Уильямс и Диабло Коуди, собранный из клише. Получилось, что получилось.