Найти тему
Кин-дзен-дзен

Однажды в Ла-Рое (2023 г.) криминальная чёрная комедия подозрительно напоминающая руку братьев Коэнов.

Кадр из фильма "Однажды в Ла-Рое".
Кадр из фильма "Однажды в Ла-Рое".

Трудно жить в тени более привлекательного и уверенного в себе родного брата. Особенно сложно делить с ним многолетний бизнес, когда он движет всеми финансами, а тебе приходится быть на подхвате в торговом зале. Это угнетает, часто до состояния смирения, но иногда, в самых крайних случаях, приходится вылезать из раковины неуверенности и давать прикурить каждому, кто усомнится в твоей крутости. Главное помнить – «Всегда надо заканчивать то, что начал», иначе все усилия по укреплению имиджа парня со стальными страусинными окажутся напрасными.

В последние годы криминальные чёрные комедии снимают лишь братья Коэны, Гай Ричи и с большими временными лагами Тарантиныч. Это очень ограниченный поджанр, который требует знание предмета (нюансы расследования, идиотизм совершаемых преступлений, умение подметить этот идиотизм). Итан и Джоэл в этом асы, они наснимали столько, что по их работам делают прекрасные многосерийки с пятью сезонами. Их можно считать корифеями, они мастера своего дела и тонко чувствуют грань, за которой начинаются самоповторы и пошлятина. Хотя в копировании самих себя ничего преступного нет (Квентин не даст соврать), но когда это начинают делать другие, причем напрямую цитировать развитие сюжета, и, даже, некоторые сцены, это смотрится уныло.

В отличие от фильмов Коэнов, Однажды в Ла-Рое идёт ровно, поэтому скучно. Братья снимают интересное криминальное кино, где развитие течёт по нарастающей и подкрепляется могучими всплесками абсурда чёрной комедии. У них нет ни одной лишней, даже сомнительной, сцены. Здесь же лента очень сильно напоминает сериал Фарго, по одноимённому полному метру, только в данном случае отсеяли всё увлекательное, оставив в сухом заполняющие пустоты, почти ненужные, сцены. Сюжет складывается, только заблаговременно, задолго до окончания сеанса. Зритель и хотел бы увлечься, но сценаристы подстраховываются, боясь непонимания, и наперёд раскрывают все карты.

Кадр из фильма "Однажды в Ла-Рое".
Кадр из фильма "Однажды в Ла-Рое".

Снято на уровне, декорации, локации, интерьеры и стиль героев приятно созерцать. Всё мастеровито, дело происходит в Техасе, значит, публику весь фильм мучает жажда и звенит кантри. Автомобили под стать, старые, раздолбанные, но везут и выдерживают нагрузки, какие может сдюжить только машина восьмидесятых годов прошлого века. Персонажи прописаны, они не картонные марионетки, только речь из их уст льётся трюизмом, нет запоминающихся фраз, которые могли бы в будущем стать культовыми. В целом среднестатистическое эпигонство, но есть одно маленькое «Но».

К финалу картина якобы сбрасывает маску псевдокоэновского фильма и становится настоящей драмой о несбывшихся мечтах и надеждах. Кто видел себя стоиком или воином света, но в какой-то момент понял, что не потянет, и отказался от этого пути, тот поймёт. За всем расследованием и жанровыми ответвлениями режиссёр, кажется, хотел донести вечную мудрость о миражах, которые разрушает реальность. Мы, порой, сами виновны в разочаровании этой жизнью, так как придумываем модель, которая не по Сеньке, то есть не для нас. Надо быть реалистами, но выжимать из собственного потенциала всё возможное. Не стоит ждать потрясающего воображение момента, после которого мёртвый начнёт суетиться, надо теперь дело делать. Главные герои именно потому выглядят комично, что всегда пытаются смягчить проблему, которая на самом деле не смягчаема. Они забывают главное правило каждого субъекта – «К нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться». Трусость и зажатость способны распять личность перед самым жалким манипулятором. Эта грустная констатация в кино смотрится весело, до тех пор, пока мы не выходим на улицу и не наталкиваемся на спекулянта моральными нитями.

Кадр из фильма "Однажды в Ла-Рое".
Кадр из фильма "Однажды в Ла-Рое".

Из Однажды в Ла-Рое тоже можно извлечь выгоду, хоть и вторичного свойства. Там часто произносят банальщину, но, как известно, и старое надо обновлять. Всё наше присутствие на Земле не справедливо. Мы должны, рано или поздно, уяснить эту аксиому. И главное, надо научиться слышать себя, понимать, на что ты готов, ради той или иной цели. Уяснив эту, казалось бы, элементарную вещь, можно прожить долго и счастливо в согласии с собой и окружающими. К сожалению это вовсе не просто осуществить. Для этого, вероятно, и снимают раз из раза подобные картины, которые словно зеркало, в их отражении, непривлекательном, можно тайком усмотреть уродующие нас поступки и мысли.