Найти тему

На велосипеде по Арктике: вымысел и антисоветчина в истории Глеба Травина

Как загадочно улыбается на этой фотографии Глеб Леонтьевич! Да ещё и форма на нём...
Как загадочно улыбается на этой фотографии Глеб Леонтьевич! Да ещё и форма на нём...

Итак, рассмотрев в предыдущей статье доступные мне источники, я пришла к следующим выводам: удивительное путешествие Глеба Травина вдоль границ СССР в 1928—1931 гг. действительно было. Но некоторые детали этого путешествия преподносятся в искажённом виде.

Кто в этом виноват?

Первой мыслью было: ну конечно, журналисты-писатели! Они же такие!

Но интервью Глеба Леонтьевича на Ленинградском радио убедило меня: он и сам немало насочинял. Судите сами:

"Принципиально не брал с собой никаких запасов. Но был у меня неприкосновенный запас, который взял я из Петропавловска. Но скажу вам – половину этого запаса я с собой привёз. Распечатал через три года. Питался дичью. Рыбу ловил. Удочки не было, из спицы велосипедной сделал крючок. /…/

Я выдерживал и питьевой режим. /…/ 2 стакана воды утром и вечером. Днём я не пил. /…/ Приходилось без питья быть по несколько дней, три-четыре дня /в пустыне/.

Я сильнее себя зверя и не трогал. /…/ У меня был только нож. У меня не было никакого огнестрельного оружия с собой.

Одежда: куртка меховая, трусы, ботинки. В этой куртке я пришёл обратно в Петропавловск.

Вырезал кирпичики из твёрдого снега, сооружал себе заграждение от ветра. Ложился рядом с велосипедом и меня заносило снегом. /…/ Никаких спальных мешков, никаких кукулей.

Морозы достигали 60 и 70 градусов.

- А вы в трусах?

- Да".

А ведь это противоречит и тому, что написано у Итина и Харитановского, и тому, что позже будет написано в очерке в журнале «Вокруг света»!

Зачем, Глеб Леонтьевич, ну зачем? Вам не нужно было ничего приукрашивать: вы и так совершили удивительное и почти немыслимое!

Но что поделаешь! В старости люди иногда чудят. А Травин, видимо, вообще был большим мечтателем и фантазёром.

Присочинил «для интереса», как мне кажется, и А.Харитановский. Но не тогда, когда описывал снаряжение и приключения Травина, а когда «подселял» в свою книгу некоторых явно литературных персонажей.

Например, Травин у него встречается с неким Волем. Бенд (Бернд) Бешвенсон Волл(1873—1944) – реальная личность, норвежец, живший одно время на Аляске, а в 1903 г. приехавший на Чукотку. Там он женился на местной девушке и влился в местное общество. А ещё лишился обеих рук, что не мешало ему существовать, пользуясь своеобразными приспособлениями. Wall – «стена» – это его прозвище, превратившееся затем в фамилию.

Травин, конечно, мог знать о Волле от жителей Чукотки; но мог, как и А.Харитановский, прочитать о нём. Человек это был, безусловно, интересный, и слава о нём разносилась далеко. По воспоминаниям зоолога В.С. Стаханова, у Волла несколько дней в апреле 1934 г. провели челюскинцы. Волл стал прототипом Джона из романа чукотского писателя Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана», опубликованного в 1970 г.

Фигурирует в книге Харитановского и Алитет, персонаж знаменитого романа Т.З.Сёмушкина «Алитет уходит в горы» (1949). О нём говорит Михаил Гаврилович Аристов – реальный человек, уполномоченный Камчатского окружкома, создающий культбазу в Певеке. С ним Травин вроде был знаком ещё на Камчатке, а затем неожиданно встретился на Чукотке. Существовал ли богатей Алитет в действительности, я установить не смогла. Прототип-то, конечно, был, и не один, а вот именно Алитет?

А вот шаман, встреча с которым у Харитановского красочно описана, но не имеет продолжения, в очерке Чечина становится затаившимся со времён гражданской войны белогвардейцем, который к тому же злодейски убивает учительницу-комсомолку в Русском Устье.

Шаман у Харитановского – «полуголый старик», у него «горбоносое размалеванное лицо». «Тыча грязным пальцем», он говорит, что русский – вредный человек, но юкагиры ему не верят: ведь у Травина есть чудесные лекарства.

У Чечина фигурируют не юкагиры, а якуты; а «шаман под свой бубен сочинил целую историю, будто со мной было еще два спутника, но я их убил и съел. Старик не поверил шаману: он не здешний, он пришел в эти места откуда-то с юга». Когда Травину удаётся рассмотреть лицо шамана, оказывается, что «оно заросло густой черной бородой, разрез глаз не был раскосым». И выговор у шамана не якутский.

Да и вообще, практически о каждом пункте пребывания Глеба Травина А.Харитановский рассказывает красочную историю. В Усть-Цильме герой слушает рассказ о дореволюционных временах, а в Русском Устье – старинную песню; в Хабарово помогает девушке-фельдшеру обустроить медпункт; на Шелагском мысу даёт советы молодому учителю, затосковавшему в чукотской глуши... Что ж, вместо сухого отчёта у писателя получилась яркая и живая книга о жизни Советского севера на рубеже 20-30-х годов – разве это плохо?

Антисоветчина: ну куда же в наше время без неё?

Казалось бы: в советское время молодой человек, скорее всего комсомолец, совершает своеобразный подвиг – из чего здесь сотворить антисоветчину? А вот поди ж ты!

Первыми отличились прислужники Гитлера. В 1943 г. в коллаборационистской и, конечно же, антисоветской газете «Новое слово», издававшейся в Берлине, появился очерк «Стальной олень». К счастью, я нашла его в интернете; к сожалению, это только часть текста, обрезанная по краям. В подборке «Нового времени» (сайт Берлинской библиотеки) в номере от 25 июля 1943 г. вырезан «подвал» похожего размера! Орфография вырезки («итти», «мятели», е вместо ё) соответствует орфографии газеты в целом, как и шрифт.

Взято из свободного доступа. Повторно найти уже не смогла.
Взято из свободного доступа. Повторно найти уже не смогла.

Но откуда взялась информация и с какой целью такой материал помещали в профашистской газете?

Среди авторов данного издания значится некто Стенрос – псевдоним Анатолия Макриди. Этот тип в гражданскую воевал за белых, а в 1941 г. в период битвы за Москву намеренно остался с семьёй в дачном посёлке, чтобы перейти на сторону немцев. Что ему и удалось. Новые хозяева его обласкали и взяли на работу. С ними он «дошёл до Берлина», а потом свалил в Австралию.

Так вот! Оказывается, в 30-е годы Макриди побывал на Югорском Шаре! Точно год он не называет, но, возможно, это был 1932 или 1934 г., т.к. он упоминает, что встречался там с академиков Визе. Хотя, может, и врёт. Но, видимо, слышал о Травине от полярников, а может быть, и читал книги В.Попова и В.Итина.

Но с какой же целью эта история публикуется в эмигрантской профашистской газете в 1943 г., когда произошёл коренной перелом в войне, когда немцы потерпели поражение под Сталинградом и вели ожесточённые бои на Кавказе, под Курском и на Днепре?

Да ясно с какой – оклеветать Советскую власть и представить СССР царством зла! Ибо заканчивается эта статья, скорее всего так:

"Пошел пешком до мыса Уэлен. Территория Советского Союза кончилась. Пришел в погранотряд и стал просить, чтобы пропустили на Аляску. Долго расспрашивали, потом делали запросы. Там видимо ответил, что обо мне ничего не знают. Тогда сделали вывод, что моя цель – бежать за границу. Сколько я не доказывал истинную цель – бесполезно. Арестовали и осудили на десять лет лагерей. Вот чем закончилось мое путешествие по побережью Ледовитого океана.

Травин заснул. А я долго лежал и обдумывал:

– Не у одного у меня такая сумасшедшая судьба. Вот он совершил невиданный подвиг, а его за это на десять лет в лагерь упекли. Есть ли на свете справедливость? Наверно нет, - ответил я сам себе. А будет ли? – наверно тоже нет. Вся природа так устроена, один другого пожирает, сильный давит слабого, хитрый обманывает глупого и все это совершается в жизни ради того, чтобы определенной кучке было хорошо жить за счет большинства слабых и обманутых".

Откуда я взяла эту концовку? И.Петров, писавший раньше в ЖЖ под ником labas, обнаружил, что произведения некоего Василия Елизарова на сайте Проза.ру являются прямым плагиатом публикаций «Нового слова». Действительно, рассказ «Путешествие на стальном олене» почти дословно совпадает с газетной вырезкой. И вот такая концовка у него…

Перейдём к современным блогерам и журналистам. В ряде статей (как правило, вообще очень похожих друг на друга) утверждается: своё путешествие Травин совершил «вопреки» Советской власти; его не пустили за границу, всю жизнь зажимали и критиковали. Боясь репрессий, он уничтожил весь архив своего путешествия – дневники и фотографии – и старался «не высовываться». Умер он якобы всеми забытый. Даже заголовки вот такие:

Повесть о забытом подвиге

Подвиг, забытый за ненадобностью

Подвиг советского героя оказался не нужен стране

Забытая история Глеба Травина

Разберёмся.

Да, за границу Травина действительно не пустили. Ну… как-то не принято было тогда советским гражданам просто так мотаться за границу. По делу, в служебную командировку – это да.

Но неужели современные авторы не понимают, что совершить в те годы путешествие вдоль границ всего СССР и не иметь при этом никакой поддержки властей было невозможно? Да Травина бы сто раз задержали как подозрительную личность! А ему оказывали помощь, организовывали встречи с населением, снабжали продуктами и одеждой. Как правило, Травин обращался в исполкомы – органы местной власти. Да и сам дорогостоящий американский велосипед ему привезли по заказу петропавловского исполкома. И что-то мне подсказывает, что бесплатно!

Алексей Потупин, организатор и руководитель клуба велотуристов имени Травина в городе Лозовая Харьковской области, утверждает, что лично встречался с сестрой Травина, Полётовой Александрой Леонтьевной, в Дзержинске под Нижним Новгородом и она ему и другим членам клуба поведала, что сама сжигала архив брата:

"Сёстры в один голос умоляли Глеба уничтожить всё фотодокументы и даже паспорт-регистратор. Но он был непреклонен. Готовил большой материал для издания книги. А тут стали исчезать друзья. Их забирали и всё. В семье поднялся переполох. Уже плакали и взывали к совести путешественника, ТАК КАК ОН СТАВИЛ ПОД УГРОЗУ ЖИЗНЬ ЦЕЛОЙ СЕМЬИ. Против этого Глеб Леонтьевич был бессилен. Если в себе он был уверен, то видеть слёзы близких людей для него было нестерпимо. Отдал почти все фотонегативы и они были тут же сожжены".
Мы ещё раз переспрашиваем:
И вы лично это сжигали?
Ответом было:
Да. А что было делать, годы были такие".

Встреча, я так понимаю, состоялась уже в постсоветское время или на самом стыке эпох (Горький снова стал Нижним Новгородом в 1990 г.). Тема репрессий была «в топе». Но не исключаю, что и правда – испугались и сожгли. Уничтожать должны были, в первую очередь, свидетельства знакомства и дружбы с В.Итиным и Н.И.Евгеновым – начальником Карской экспедиции (оба были осуждены в 30-е гг., Итин расстрелян, Евгенов провёл 10 лет в лагерях).

Но хочу напомнить: в одной из версий своей истории Травин рассказывает, что фотоаппарат он утопил при переправе через реку Пясину. К тому же кое-какие фотографии он Харитановскому всё-таки показывал, они были опубликованы.

А вот утверждать, что Травин «забытый герой» и даже «ненужный герой», не надо. Да, его индивидуальный эксперимент оказался совсем не в духе эпохи. Страна осваивала Арктику не для забавы, а всерьёз, и делали это не одиночки, а огромные коллективы.

Но критика? Вся она – в нескольких строчках маленькой заметки малоизвестного издания:

"Какое убогое представление о путешествиях и туризме надо иметь, чтобы затеять такой «поход»!.."

и в одной главе из книги В.Попова (кстати, впоследствии переработанной):

"Кокетливый лакированный ремешок на пушистых волосах, яркозеленая атласная повязка на рукаве: «Турист вокруг света Глеб Леонтьевич Травин», запас визитных и фотографических карточек, бешеный «героизм», рекорд выносливости.

Травин привык к роли бездельника-«героя»".

Травина и сегодня критикуют за то, что его путешествие не имело научной и практической ценности – что уж говорить о тех временах? Хотя я считаю, что ценность была: он раскрыл возможности человеческого организма.

А уж после публикации книги А.Харитановского у спортивного сообщества просто вспыхнул интерес к Травину! Его именем были названы велоклубы не только в СССР, но и за границей (и он ездил в ГДР); он встречался с молодёжью, давал интервью в газетах и на радио, о нём сняли небольшой сюжет для выпуска новостей. Кажется, существует ещё и 12-минутный любительский фильм, хранящийся в Псковском музее.

Травин со своими почитателями.
Травин со своими почитателями.

С другой стороны, есть сегодня и те, кто заявляет: Травин был «проектом» Советской власти и НКВД, его пробег – это пиар-акция «режима»! Поскольку такое длительное и сложное путешествие многим кажется невозможным, то его якобы и не было вовсе: Травина возили из одного пункта в другой, а уж печати страшный НКВД мог поставить в его паспорте-регистраторе какие угодно!

Ну, во-первых, эти люди судят о тех временах с современной точки зрения. Это сегодня можно бросить огромные силы и средства на создание фейкового «героя». Но на рубеже 20-30-х годов? И зачем, если у страны Советов было полно официальных героев?

И во-вторых, если это была такая пиар-акция – что ж тогда Травин не прогремел на всю страну? Где освещение его путешествия в газетах, сопоставимое с освещением спасения Нобиле или челюскинцев? Как-то странно потрачены государственные денежки…

Наконец, ещё одна офи... удивительная история. Запустил её, я так понимаю, собкор сайта "Кубанские новости" А. Рекеда, ссылаясь на академика РАЕН профессора-вулканолога Евгения Мархинина.

Якобы профессору, во время его очередного пребывания на Камчатке, какой-то неназванный знакомый Травина сказал примерно следующее (текст явно принадлежит самому журналисту):

"Сразу после завершения своего маршрута Глеб Леонтьевич охотно давал интервью, а в дружеской компании недоуменно рассказывал истории, которые шепотом передавались по тундре. О баржах с ссыльнопоселенцами ( термин "враги народа" появится позже), затопленными в открытом море, о бесчисленных лагерях в восточно-сибирской тайге... Однажды он сам вышел к такому лагерю и за ним несколько дней гналась охрана. Травина спасло то, что по льду он ушел в глубь океана и солдаты опасались следовать за ним в чащу торосов".

Вот тут мне хочется уже выразиться как-то некорректно.

Какие, блин, затопленные баржи с ссыльнопоселенцами? Это уже давно протухший и разоблачённый белоэмигрантский миф, возрождённый в годы перестройки и до сих пор смущающий непросвещённых людей. Не было, ну не было ни одного такого случая! Вдумайтесь: зачем? Зачем топить дорогостоящую и нужную баржу? Зачем вести заключённых для уничтожения на край света? Их же можно ликвидировать другими способами! (А, ну да, тогда могилы должны остаться. А так – где сто миллионов невинно замученных? – на дне океана!)

И не было в 1928-1929 гг., когда Травин проезжал через "восточносибирскую тайгу", не было там никаких лагерей – ни "бесчисленных", ни исчисленных!

Вот вам статистика от неполживых мемориальцев – уж они-то ничего бы не упустили:

1928 г. – лагеря есть на Соловках и в Соликамске (ни там, ни там Травин не был);

1929 г. – появляются лагеря в Котласе (там Травин не был), Новосибирске и Хабаровске (Дальне-Восточный ИТЛ в Хабаровске организован не позднее 7 октября 1929, Травин проехал Хабаровск в ноябре 1928 г.; Сибирский ИТЛ в Новосибирске организован в сентябре 1929, Травин проехал Новосибирск 5 апреля);

1930 г. – начинает создаваться лагерь на острове Вайгач. Да, как раз в то время, когда там был Травин. Но только начинает создаваться!

И как это из тайги(!) Травин убежал в глубь Ледовитого океана? Это учёный Мархинин не знает географии или (подозреваю) журналист Рекеда?

Я, кстати, думаю, что никто бы за одиноким туристом-велосипедистом не погнался. Что скрывать? Да, гражданин, здесь исправительно-трудовой лагерь для преступников. Будут работать на пользу стране. Это нормально.

В общем, поздравляю, граждане, соврамши!

Что же сказать в заключение?

Глеб Леонтьевич Травин прожил довольно долгую и хорошую жизнь (1902-1979). Он не только совершил удивительное путешествие, в котором проявил силу духа и выдающиеся физические возможности. Он ведь ещё и строил электростанцию на Камчатке, тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов. А когда по возрасту уже не мог тренировать, продолжал пропагандировать спорт. В годы Великой Отечественной работал преподавателем военного дела. Вырастил пятерых детей.

А если и присочинил кое-что в своих рассказах – давайте простим ему это!