Найти в Дзене
Друг для друга Курск

Николай Криволапов – скульптор, определивший облик Курска

Оглавление

О скульпторе Николае Криволапове говорят: его работы во многом определили облик Курска как города воинской славы, центра культуры и просвещения. В феврале Николай Петрович отметил 85-летие и сейчас готовится к юбилейной выставке, совместной с сыном Андреем, тоже скульптором. Она пройдет в июле.

   Николай Криволапов отметил 85-летие и готовится к юбилейной выставке
Николай Криволапов отметил 85-летие и готовится к юбилейной выставке

С заслуженным художником России, почетным академиком Российской академии художеств Николаем Криволаповым мы встретились в его мастерской. Здесь можно увидеть макеты и фотографии его скульптур, а также проекты памятников, которые могли бы украсить Курск.

Монументальные работы Николая Криволапова хорошо известны жителям Курска. Это памятники «Комсомольцам-курянам» на улице Ямской и «Курянам – героям Гражданской войны» в парке Бородино, созданные в соавторстве с архитектором Валерием Рукавициным. Николай Петрович – автор памятников летчице Кате Зеленко, Александру Пушкину на Театральной площади, композитору Георгию Свиридову на улице Ленина, медикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны у входа в КГМУ, учительнице напротив КГУ, воинам-афганцам в Пролетарском сквере, морякам-подводникам АПЛ «Курск» на мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны». В соавторстве с Игорем Мининым он создал памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину перед курским цирком.

Большой вклад Николай Криволапов внес в создание и оформление мемориального комплекса «Курская дуга»: фигура «Русский воин», рельеф «Танковое сражение на Курской дуге» и венчающая аттик Триумфальной арки конная фигура Георгия Победоносца, созданная в соавторстве с Александром Жиленковым.

Хотел стать летчиком

Николай Криволапов родился в деревне Муравлево Курского района в семье простых тружеников. Отец работал на железной дороге, мать – в колхозе. «А мы с младшим братом и за скотиной ходили, и на огороде трудились, и по дому работу выполняли», – делится Николай Петрович. Он уверен, что в его случае именно трудолюбие стало залогом успеха. «Я, наверное, мог бы в любой профессии состояться, как и многие деревенские. Чтобы понять, кто ты на самом деле, какой талант тебе дан, просто нужно много трудиться», – рассуждает мастер.

   Проект памятника писателю Константину Воробьёву
Проект памятника писателю Константину Воробьёву

Как и большинство мальчишек того времени, Николай мечтал о какой-нибудь героической профессии. «Мы тогда все хотели летать. Я даже наколку решил сделать – самолет. Думал, стану летчиком. Начал колоть – не получается, слишком сложно. Решил: моряк ведь не хуже и якорь проще выколоть», – смеется скульптор, демонстрируя оставшуюся с юности татуировку на руке.

Но ни моряком, ни летчиком Криволапов не стал. Хотя пробовал поступить в школу Военно-воздушных сил, была такая в Курске с 1940 по 1955 год, но не прошел комиссию. После школы неожиданно для себя подал документы в Курское художественно-графическое педучилище. После его окончания успел поработать год учителем черчения и рисования в сельской школе. А потом стал студентом Московского высшего художественно-промышленного училища, более известного как Строгановское. Поступил на отделение художественной обработки дерева. На втором курсе познакомился со скульптурой. Но по-настоящему увлекся ею в армии. Это был еще один неожиданный поворот в судьбе, который вывел на нужную дорогу. «Я когда ушел в армию, думал, что образование закончено. Но все только начиналось», – отмечает скульптор.

Николай попал в Германию, в город Фюрстенберг. И все три года службы занимался оформлением музея 2-й танковой армии. Ездил в командировку в Москву в музей Вооруженных сил, Берлин, Дрезден. Однажды попал в Дрезденскую картинную галерею. Вспоминает, как стоял в солдатских сапогах один в пустом зале перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и пытался что-то почувствовать. «Постоял я перед нею, как пенек, и пошел – вообще не тронула. От икон больше тепла», – признается он.

Из армии Николай привез фотографии своих скульптурных работ, созданных за три года, показал их профессору и попросился перевестись на отделение скульптуры. Тот посмотрел и коротко ответил: «Беру».

«Мать просто упала на могилу – будто ее срубили»

Один из самых мощных по воздействию на зрителя монументов в Курске – памятник «Скорбящая мать», установленный в Георгиевском сквере в 1992 году: убитая горем женщина лежит, раскинув руки, на гранитной, оттенка крови, плите – могиле сына, погибшего в Афганистане. По оценкам специалистов, это лучшее из всего, что установлено на территории бывшего СССР в честь героев-афганцев.

   Проект памятника курскому соловью
Проект памятника курскому соловью

Николай Петрович рассказывает: когда работал над проектом, у него перед глазами была мать, лежащая на свежей могиле сына. «У моего друга трагически погиб сын. Я был на похоронах и видел, как мать хоронила его. Ни слов, ни криков. Она просто упала на могилу как мертвая – будто ее срубили», – вспоминает скульптор.

Когда вокруг монумента решили установить другие скульптуры и военную технику, Криволапов выступил категорически против. И смог убедить чиновников отказаться от затеи, конкурс отменили. «Чтобы не происходило в стране, в мире, как бы не менялось всё вокруг, но мать остается матерью. Горе матери, потерявшей своего ребенка, неизмеримо», – говорит скульптор.

В 2005 году на центральной улице Курска был установлен памятник композитору Георгию Свиридову. Кстати, единственный в России. Выполнен в соавторстве с Игорем Мининым. Проект был одобрен родственниками композитора, их мнение авторы считали для себя очень важным. Когда супруга племянника Свиридова увидела скульптуру, то расплакалась, настолько была тронута.

В 2015 году на пересечении улиц Кирова и Радищева, рядом с КГУ, появился памятник «Учительница первая моя». Критики негодовали, почему автор в качестве модели для образа педагога взял не седовласую заслуженную учительницу, посвятившую жизнь школе, а молоденькую девушку, студентку худграфа, на котором Криволапов, будучи профессором, в то время преподавал на кафедре рисунка и скульптуры. «Студентки рядом, они себя должны видеть», – пояснил мастер.

Николай Петрович показал нам еще одну «натурщицу» для этой композиции. Признался, что фигуру лепил со своей старой, еще строгановской, работы – больно уж хороша. Сама скульптура находится в коллекции галереи им. А. Дейнеки, а у себя в мастерской Криволапов уже около 60 лет хранит небольшой гипсовый макет.

Нереализованные проекты

– Творческий человек должен быть немного сумасшедшим. Щепкин, Фет, Носов, Свиридов – я дурел, когда работал над ними. Когда ты понимаешь, кто эти люди, ты из кожи лезешь. Не потому, что страшно, а потому, что стыдно сделать плохо. Свиридов – это наша гражданская икона. Подойди к нему, погладь по руке, зарядись. А вокруг памятника то рояль поставят, то световые палки, – недоумевает Николай Петрович.

   Проект памятника художнику Александру Дейнеке
Проект памятника художнику Александру Дейнеке

В его мастерской – бронзовые бюсты Фета и Носова. Они были отлиты к конкурсам. Бюст Фета попросил белгородский музей. И автор обещал подарить бюст поэта соседям. «Но пока не могу отдать. Они – как мои друзья, помогают работать, вдохновляют, подпитывают», – признается мастер. Кстати, в Курской области памятника Афанасию Фету до сих пор нет.

Есть у Николая Криволапова несколько нереализованных проектов, которые особенно дороги. Это памятник поэме «Слово о полку Игореве». Вначале скульптор предлагал установить 20-метровый монумент на Московской площади, где сейчас расположен фонтан, потом – на проспекте Победы, в районе мемориального комплекса «Курская дуга».

Другая скульптура могла появиться у Ильинской церкви на улице Ленина. Это памятник семье Серафима Саровского: Прохор Машнин изображен вместе с родителями, старшей сестрой и братом. Место выбрано неслучайно. В Ильинской церкви родители святого венчались, здесь же крестили своего младшего сына Прохора, в будущем – преподобного Серафима Саровского.

Рядом с загсом Центрального округа Криволапов предлагал установить скульптурную композицию «Курский соловей»: девушки пляшут в хороводе, с ними музыкант с дудочкой, на которой сидит маленькая птичка, соловей.

– Курские соловьи – это люди, мы, куряне, – комментирует свою задумку автор.

   Проект памятника Афанасию Фету
Проект памятника Афанасию Фету

Еще один проект – памятник железнодорожникам. Скульптор предлагал установить его на Привокзальной площади. Отец Николая Криволапова был стрелочником и часто рассказывал сыну о работе железнодорожников во время войны. «Бомбили вокзал, а осколки летели аж на Боеву дачу», – вспоминает слова отца скульптор. Спустя несколько десятилетий он воплотил в одном из проектов этот образ железнодорожника, выполняющего свою работу под огнем и осколками.

Николай Петрович обратил внимание на одну проблему: бронзовые памятники в Курске в последнее время стараются «обновить». Это приводит к печальным последствиям, от такого «ухода» уже пострадали и некоторые его скульптуры.

– Смывают патину и красят. Бронзовый бюст дважды Героя летчика Боровых в Первомайском парке вообще покрасили черной краской, такой же, как металлические части на скамейках. Это же надо было додуматься! – возмущается скульптор. – Единственный уход за памятниками, который необходим, это периодически мыть их водой. Патина – это печать времени. Надо дорожить ею, а не уродовать скульптуру.

Анна АЛЕКСАНДРОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1539/new/019127/.

Архив статей газеты ~ № 16 (1539) 16 апреля ~ 2024 год.