Найти в Дзене
Думающая история

Каким был классический цирковой костюм?

Оглавление

Первые наряды цирковых артистов, вероятно, были созданы на основе случайных открытий и вдохновения. Но очень скоро пучка перьев или шарфа с длинной бахромой, элегантно завязанного на талии, стало недостаточно. Классические костюмы цирка возникли в период между 1770 и 1860 годами и связаны с ключевыми цирковыми специальностями: наездник, гимнаст и клоун.

Почему у наездников популярен костюм гусара?

Доломан (короткую гусарскую куртку) ввел англичанин по имени Филип Астлей, создатель цирка с музыкой, животными, гимнастами, наездниками и клоунами. Сам служивший в драгунском полку, Астлей сделал правильный выбор: эта одежда имела эффектный внешний вид, не мешала выполнению трюков, дополненная ремнями, обеспечивала безопасность.  Наконец, это был недорогой способ выделить наездника среди остальных артистов и зрителей. Постепенно гусарский костюм с золотой или серебряной подкладкой также превратился в униформу дрессировщиков.

Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке в течение более чем ста лет. И участвовали в этом шоу не только мужчины но и женщины.

Наездница. Источник изображения: yusha-m.livejournal.com
Наездница. Источник изображения: yusha-m.livejournal.com

Вольтижировка была мучением для артисток: им приходилось демонстрировать чудеса управления лошадью, сидя в тугом корсете боком, с огромной шляпой на голове. При падении и корсет, и шляпные шпильки могли серьезно травмировать, а корсет к тому же не давал возможности сгруппироваться.

Кто придумал костюм гимнаста?

Облегающее цельное трико около 1860 г. изобрел легендарный воздушный французский гимнаст Жюль Леонар, совершивший впервые в истории цирка сальто на трапеции и выступавший с номером "Полет с трапеции на трапецию".

Изображение Жюля Леотара в одежде, носящей его имя. Источник изображения: www.historyofinformation.com
Изображение Жюля Леотара в одежде, носящей его имя. Источник изображения: www.historyofinformation.com

После 1880 г. такая униформа распространилась на все виды гимнастики, включая «гиревиков» и канатоходцев, и на все цирки мира. Трико представляло свободу движениям и исключало возможность запутаться одежде в веревке.

Немаловажное значение имеют и другие особенности ткани гимнастического костюма: растяжимость и гибкость, плотность и легкость, прозрачность и прочность, стойкость окраски и, конечно, для циркового костюма необходимы специальные технические приспособления, обеспечивающие безопасность трюков.

Воздушные гимнастки, литография Calvert Litho. Co., 1890. Источник изображения: yusha-m.livejournal.com
Воздушные гимнастки, литография Calvert Litho. Co., 1890. Источник изображения: yusha-m.livejournal.com

Сейчас этот цирковой костюм называют леотаром (с англ. the leotard). Именно он вышел за пределы цирковой арены и трансформировался в купальник.

А у костюма клоуна есть автор?

Костюм «белого» клоуна хорошо известен каждому: мешковатые брюки, ботинки «на вырост», пышные рукава и слишком большие галстуки-бабочки или оборки на шее. Красный поролоновый нос и маска смеха, завершают ансамбль.

Клоун середины ХХ в. Источник изображения: yusha-m.livejournal.com
Клоун середины ХХ в. Источник изображения: yusha-m.livejournal.com

Элементы такого клоунского наряда зародились в Италии XVI века и связаны с героем комедии дель Арте – Пьеро.

Антуан Ватто: Жиль (Пьеро). Лувр, Париж. Источник изображения: muzei-mira.com
Антуан Ватто: Жиль (Пьеро). Лувр, Париж. Источник изображения: muzei-mira.com

Историк моды Лео Басси связывает происхождение костюма клоуна с одеждой нищих. Во времена, когда готовой одежды не было в продаже, и только богатые могли позволить себе сшить ее по фигуре, многие надевали все, что могли найти. Элементы одежды неизбежно были свободного покроя и не гармонировали друг с другом. В отличие от Пьеро и нищих, в наряде клоунов преобладают яркие цвета: красный, синий и желтый.

Источники информации

История Цирка и чуть-чуть интересных фактов о цирковом костюме!

Мазикина Л. История цирка как история жестокости и милосердия

Фальковский А. П. Художник и арена. Особенности циркового костюма - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ

Clowns and Class | Costume & Culture