Если во время путешествия по Европе вы спросите, где можно послушать неоклассику, на вас скорее всего удивленно посмотрят. Ведь там не знают такого слова! Или, возможно, посоветуют что-то из неоклассицизма, который окажется не совсем тем, что вы хотели услышать. Как так вышло? Давайте разбираться.
Что такое неоклассицизм?
В 20 веке, устав от пышности музыки эпохи романтизма, многие композиторы вновь начали возвращаться к истокам – классицизму, подражать ему. Особенной популярности новый стиль достиг в 20-30-е годы. Его назвали новым классицизмом или неоклассицизмом.
В этом направлении творили, например, Стравинский, Прокофьев, французский композитор Альбер Руссель, а одним из основоположников нового метода стал Эрик Сати. Формулой неоклассицизма он считал классическую структуру, но с современной чувствительностью. Таким образом неоклассицизм имеет вполне точную музыкальную характеристику и временной период.
Неоклассицизм VS неоклассика
Последние несколько лет в России очень популярен термин «неоклассика». Сюда относят современных композиторов, например, Макса Рихтера, Людовико Эйнауди, Ханса Циммера и других.
С неоклассицизмом их работы имеют мало общего – у современных композиторов другая задача. В произведениях сочетаются минимализм и экспрессия, они противопоставлены перегруженной и сложной классике, более простые и понятные – и этим цепляют своих слушателей. «Неоклассики» создают легкие гармоничные произведения для классических инструментов. А еще их часто можно встретить в качестве саундтреков.
К «неоклассике» относят разных музыкантов, поэтому сложно выделить ее в отдельный стиль: у него нет четко сформированных мотивов и направлений, как у романтизма или классицизма. Это скорее простой и понятный термин, особенно для продвижения концертов. Ведь когда мы слышим слово «неоклассика», мы точно знаем, какая музыка последует за этим.
Кстати, термин «неоклассика» можно встретить только в некоторых странах, в том числе и в России, а вот в Европе и Америке он неизвестен. Говоря о неоклассицизме и неоклассике важно понимать, что имеет в виду автор – как и в случае с классикой и классицизмом.
Чем интересны «неоклассики»?
Работы Макса Рихтера минималистичны, они сочетают в себе элементы инструментальной и электронной музыки и увлекают на уровне самой идеи: композитор любит экспериментировать. Например, одна из его работ – интерпретация «Времён года» Вивальди в жанре минимализма, когда слушатели засыпали под музыку Рихтера прямо в концертном зале.
Людовико Эйнауди видит себя в роли проводника в мир классической музыки для широкой аудитории. Его альбом "Elements" (2015) стал единственной классической записью за последние 20 лет, которая попала в британский альбомный чарт. Эйнауди начал карьеру как классик, а затем добавил в свои произведения другие стили, включая поп- и рок-музыку, этническую и народную музыку.
Ханс Циммер – один из самых известных, влиятельных и коммерчески успешных кинокомпозиторов XXI века. Он оказал огромное влияние на историю голливудского кино и поп-культуру в целом. Циммер – автор головокружительных, тревожных симфонический партий и электронной музыки.
Имена этих композиторов точно войдут в историю мировой музыки. Уже сегодня их можно считать классиками. Может быть поэтому в России и закрепилось понятие неоклассики, как представителей будущих классиков, которые все ещё создают свои произведения?
Познакомиться с работами композиторов можно на концертах Simple Music Ensemble. Ближайшие пройдут 20, 24 и 30 апреля. Подробности ищите в нашей афише.