8,5K подписчиков

О чём на самом деле шекспировская пьеса «Венецианский купец»?

1K прочитали

Современными театралами шекспировская пьеса «Венецианский купец» трактуется просто и однозначно. Злодейский иудей Шейлок кровожадно требует вырезать у его должника фунт живого мяса прямо из тела. Ведь именно такой заклад подписал несчастный венецианец Антонио, когда получал у Шейлока деньги. Только благодаря находчивой Порции, невесте Бассанио, друга Антонио, всё закончилось благополучно и справедливость восторжествовала. Казалось бы, что тут может быть непонятного? Евреи в средневековой Европе и в самом деле были в том числе и ростовщиками. Разумеется, их за это не любили и сочиняли про них всякие ужасы. Вот и Шекспир…

Аль Пачино в роли Шейлока в экранизации 2004 г.
Аль Пачино в роли Шейлока в экранизации 2004 г.

Однако современники Шекспира должна была воспринимать героев пьесы совершенно иначе. Английская публика того времени ненавидела итальянцев намного сильнее, чем евреев. Еврейскую общину изгнали из Британии в 1290 году, с тех пор евреев на британских островах было немного и по большей части на остров прибывали не финансисты, а врачи. Один из них, португальский еврей Родриго Лопес, в шекспировское время лечил саму королеву Елизавету. Однако хозяйство любого государства той эпохи нуждалось в ссудном капитале. После ухода евреев их место в Британии заняли итальянцы.

Тамплиеры-банкиры. Современная иллюстрация.
Тамплиеры-банкиры. Современная иллюстрация.

Неизвестно, под какой процент давали займы изгнанные из Британии евреи. Скорее всего, единой ставки не было, каждый случай был уникальным. Кроме лиц иудейской веры, ссуды давали тамплиеры — до разгона их ордена. У божьих рыцарей ставка была вполне божеской, всего 10%. Разумеется, под надёжное обеспечение. И в долг они давали далеко не всем. А вот хлынувшие в Англию после изгнания евреев итальянские банкиры драли по 40%. И давали в долг они отнюдь не только мастеровым с купцами, но в первую очередь королю и крупнейшим феодалам. Ведь для постоянных войн (как раз начиналась Столетняя война, да и Шотландию замирить никак не получалось) требовались огромные суммы, причём наличными.

Сражение Столетней войны в представлении современного художника.
Сражение Столетней войны в представлении современного художника.

Проблема заключалась в том, что попавшие в финансовую зависимость английские короли были вынуждены передавать итальянским банковским домам наиболее прибыльные дела — такие, как сбор налогов и таможенных пошлин. Формально народ платил королю, а фактически король получал от банковского дома требуемую сумму, которую затем представители этой финансовой корпорации с лихвой возмещали за счёт налогоплательщиков. Вскоре долгов накопилось столько, что даже проценты за них выплатить оказывалось совершенно невозможно. В короткий срок вся Британия оказалась должна итальянцам невообразимую сумму, превышающую совокупный годовой доход королевской казны в десятки раз.

Эдуард III Виндзор. Это его однажды озарило, что долг можно не платить, а заимодавца просто послать.
Эдуард III Виндзор. Это его однажды озарило, что долг можно не платить, а заимодавца просто послать.

Завершилась история этого финансового пузыря вполне предсказуемо — однажды английский король просто отказался платить и аннулировал весь долг своей волей. Говоря современным языком, объявил суверенный дефолт. Воевавший с англичанами французский король решил, что это отличная идея, и сделал то же самое. Европу потряс финансовый кризис, о котором очень скоро все забыли, поскольку началась пандемия чумы, всем стало не до того.

«Сборщики податей». Маринус ван Реймерсвале, XV в.
«Сборщики податей». Маринус ван Реймерсвале, XV в.

Казалось бы, после такого удара, то есть дефолта сразу двух европейских государств, да ещё и чумы (Италия, из-за высокой скученности населения, пострадала от неё в максимальной степени), итальянцы должны были вылететь с финансового рынка? Ничуть не бывало. Прежде всего, после разгона ордена тамплиеров у них не оставалось конкурентов, кроме презираемых всеми иудеев. У которых в долг брать доброму католику должно быть западло. Да и зачем, когда есть Генуя, Пиза, Милан, а в них находятся банковские учреждения, обращаться к которым не брезгует сам Папа Римский?

«Портрет молодого банкира». Ян Госсарт, 1530 г.
«Портрет молодого банкира». Ян Госсарт, 1530 г.

Итальянская финансовая система обладала огромным запасом прочности. Отдельные банкиры могли разоряться, но система в целом сохранялась. Ежегодный доход английской казны в том самом XIV веке составлял 60 тысяч фунтов. Совокупная прибыль сотни самых крупных итальянских компаний в то же время превышала его в сто раз. Можно сказать, что средняя большая итальянская компания в плане финансов равнялась Британии. Поэтому после всех потрясений итальянские банкиры вернулись в эту самую Британию, ведь больше денег гордым островитянам занимать было не у кого. В XVI веке ситуация не изменилась, английские аристократы были в долгах как в шелках, причём должны они были итальянцам.

Палаццо Генуэзского Банка святого Георгия, построено в 1260 году. Современное фото.
Палаццо Генуэзского Банка святого Георгия, построено в 1260 году. Современное фото.

Получается, что сюжет «Венецианского купца» весьма неоднозначен. Доброго англичанина в той ситуации, которая показана в пьесе, больше всего устроило бы, если бы еврей всё-таки вырезал требуемый им кусок мяса из тела кровопийцы-итальянца, а затем его бы за это казнили. Но, как мы знаем, пьеса заканчивается совсем иначе. Более того, итальянские персонажи показаны вовсе не злодеями, а совсем наоборот. Почему? Всё дело в самом первом слове в названии пьесы. Купец ведь не генуэзский, не пизанский, он венецианский. Казалось бы, что это меняет? Неужели для британцев не все макаронники на одно лицо?

Венецианский «Арсенал» — огромная верфь, базис морского могущества Республики.
Венецианский «Арсенал» — огромная верфь, базис морского могущества Республики.

В то время единой Италии не существовало, каждый город в ней был отдельным государством. И как раз Венеция, с точки зрения британцев, выделялась в лучшую сторону. Государство Венеция, которое тогда называлось Республикой Святого Марка, в отличие от других итальянских городов, не было финансовым спрутом. Венеция предпочитала продавать товары, а также заниматься морскими перевозками. Местные банкиры вкладывались в местную же промышленность, не занимаясь ростовщичеством во внешнем мире. Поэтому имидж венецианского торговца (в пьесе ведь выведен именно торговец, не банкир) в глазах английской публики был вполне приличным.

Кадр из британской экранизации «Венецианского купца» 2016 г.
Кадр из британской экранизации «Венецианского купца» 2016 г.

Остаётся последний вопрос — почему же тогда Шекспир в своей пьесе вывел злодеем всё-таки иудея, а не какого-нибудь ростовщика-генуэзца? Как раз потому, что эти ростовщики были совсем рядом, в Лондоне, и им были должны (а значит, были вынуждены защищать их интересы) весьма влиятельные личности. Покажи на сцене злодея из Генуи — хлопот потом не оберёшься. Ещё и извиняться заставят. Поэтому пришлось пойти на хитрость. Евреев христианам в то время ругать было дозволено, так что ростовщиком стал представитель этой национальности. Зрители понимали, кто на самом деле имелся в виду, но ведь домыслы к делу не подошьёшь...