Есть легенда, что поданные последнего египетского короля Фарука говорили: «Если смертных грехов всего семь, то наш монарх придумает восьмой».
Грехов у него, и правда, было много – но насколько всё было серьёзно? Кумовство, расточительство, коррупция – это, конечно, неодобряемое, но классическое поведение политических лидеров Ближнего Востока. Похоть – так король правил в стране, где монарший гарем долгое время считался не роскошью, а государственной необходимостью. Симпатии к Гитлеру? Ну, этим грешили многие в арабском мире. Клептомания (по слухам, однажды украл часы у самого Черчилля)? Можно списать на странное чувство юмора. Куда сильнее поданных раздражало обжорство (о чём утром был отдельный чревоугодия пост) – ведь даже во время Рамадана король не пытался скромничать. Но, наверное, больше всего репутации Фарука повредила страсть к коллекционированию – любовь короля к роскоши стала достоянием общественности. Как и не очень развитое эстетическое чувство.
Это произошло 1952-ом году, когда «Свободные офицеры» во главе с Насером свергли монарха, который разочаровывал всю страну уже 16 лет. Сам Фарук потом рассказывал, что лично стрелял из винтовки в окруживших дворец военных. Несмотря на это, с королём решили расстаться полюбовно – он подписал отречение в пользу своего шестимесячного сына, а себе выбил возможность спокойно уехать в Италию.
Проводы короля торжественно прошли 26-го июля в Александрии – был и почётный караул, и 21 залп, и оркестр, исполнивший королевский гимн. Пожелать попутного ветра приехал и Мохаммед Нагиб – именно он считался лидером восставших военных (Насер пока старался держаться в тени). По его словам, уже на борту корабля Фарук сказал ему, что сам планировал начать в стране реформы. Монарх помнит другое – он якобы предупредил генерала, что управлять Египтом будет непросто.
Правда, королю, прихватив какое-то количество золотых слитков, пришлось бросить дворец со всем нажитым непосильным трудом. Новые египетские власти отправили туда комиссию, а потом – пустили репортёров. Помимо драгоценностей, посетители дворца нашли там фото с автографом Гитлера, множество комиксов и даже… коллекцию порнографии, которую журналисты окрестили «самой большой в мире» (хотя, будем честны, сегодня это назвали бы просто эротикой). Всё это добро будут пускать с молотка ещё в течение нескольких лет, а отдельные предметы из коллекции Фарука можно и сегодня отыскать на интернет-аукционах.
Сам король поселился в Риме, сошёлся с итальянской оперной певицей и до 1965-го зажигал в ночных клубах. Умер уже порядком соскуфившийся монарх в 45 лет – после третьего за день ужина. Правда, сразу упокоиться не получилось – началась чехарда с похоронами. Сначала его предали земле в Италии, потом – тайно перезахоронили в Египте и, наконец, уже при Садате, перенесли останки в мечеть ар-Рифаи, как и завещал покойный.
P.S. А что же Нагиб? В июне 1953-го он стал президентом, а уже в следующем году вышедший из тени Насер обвинил гаранта в «диктаторских амбициях». Гамаль Абдель, в конечном итоге, пробудет у власти около 16 лет. Мохаммед Нагиб почти два десятка лет проведёт под домашним арестом. Свергнутый Фарук, видно, всё-таки что-то понимал в политике.
Автор: Дмитрий Гофман