Советские танки часто клеймят «пороховыми бочками» не скажу, что это безосновательно, но зачастую, проблему сильно преувеличивают. В любом случае, общество видит именно преувеличение из-за чего возникают закономерные вопросы. Один из них – как можно избежать мгновенной детонации или пожара боеприпасов? В качестве вариантов решения часто приводят металлические гильзыол, у танков НАТО как раз такие и они реже загораются или взрываются.
Почему полу сгораемые гильзы?
Начнём с ответа на другой, не менее интересный вопрос. Почему СССР отказался от металлических гильз в пользу полу сгораемых? При создании Т-64, от инженеров требовалось соблюсти массу 35 тонн. Для понимания, Т-62 весит 37 тонн и в своё время не мог выдержать попадание кумулятивного боеприпаса. Будущий Т-64 должен был противостоять указанным типам боеприпасов.
Как было сказано в предыдущем материале, в ходе разработки Т-64 были применены несколько радикальных технических решений. Одно из них – механизм заряжания карусельного типа. Он отлично известен людям, интересующимся танками и описывать его нет особого смысла… Но, знали ли вы, что прототипы Т-64 образца 1963 года обладали 115 мм пушкой? Да-да – Т-64 изначально хотели вооружить пушкой от Т-62, но с рядом существенных изменений.
Во-первых, башня Т-64 имеет меньший внутренний объём в сравнении с Т-62. Во-вторых, 115 мм пушку пришлось адаптировать под новое боевое отделение – меньшую длину отката орудия после выстрела, под механизм заряжания и цепной досылатель, новую люльку и даже защитные барьеры для экипажа пришлось делать новыми. Так же пришлось адаптировать снаряды… Живых фото раздельногильзовых 115 мм снарядов в сети нет, но есть кадры, где можно сравнить 115 мм боеприпасы, как унитарные, так и раздельные, хотя бы на чертежах.
Почему гильзы сгораемые?
Давайте внимательно посмотрим на существующие заряды. У них есть металлический поддон, который улучшает прочность картонного корпуса заряда в период хранения, транспортировки и заряжания. Этот поддон после выстрела вылетает из каморы орудия и его надо куда-то деть, чтобы дать возможность механизму или автомату зарядить следующий боеприпас.
У Т-72 и Т-90, поддон выбрасывается за приделы боевого отделения, а в случае Т-64 и Т-80 всё не так просто… После выстрела, поддон попадает в гильзоулавливатель, который поднимается при заряжании следующего снаряда. После того как досылатель послал боеприпас в казённую часть орудия, гильзоулавливатель опускается и сбрасывает поддон в освободившуюся кассету транспортёра механизма заряжания.
Если бы в Т-72 или Т-64 стали использовать металлические гильзы, они бы сохранили раздельную конструкцию, а механизм и автомат заряжания пришлось бы дорабатывать. Хранение и заряжание принципиально не изменятся, как и система дослыания боеприпасов. А вот гильзоулавливатели, а в случае с механизмом, ещё и сами кассеты, пришлось бы менять полностью. И ладно кассета… Гильзоулавливатель располагается сразу над орудием и сохраняет внутренний объём удобоваримым только благодаря расчёту на поддоны. Для полноценных гильз, улавливатель должен быть больше, что вызывает ряд сложностей с выбором или укладкой гильзы обратно в транспортёр. И не будем забывать об ограниченном откате орудия, что потребует отдалить гильзоулавливатель от пушки. Это в свою очередь, потянет за собой изменение боевого отделения и геометрии крыши башни.