С 1 марта в России действует полугодовой запрет на экспорт бензина, однако оптовые цены на бензин продолжают расти, также небольшой рост цен уже наблюдается и в рознице. На фоне этого власти ищут новые возможные способы увеличения предложения топлива на внутреннем рынке, предотвращения роста цен и образования дефицита.
В частности, о принимаемых мерах для предотвращения дефицита топлива 20 марта (через 3 недели после введения запрета на экспорт) заявлял глава Минэнерго Николай Шульгинов.
Он говорил о желании нарастить производство на НПЗ, которые не пострадали от атак, и изменить график проведения плановых ремонтов.
Но поступает информация и о возможных более неожиданных мерах. Российские власти эти меры пока не афишируют, и даже отрицают, поэтому узнаем о них из западных СМИ, которые ссылаются на свои источники в отрасли.
Так, например, агентство Reuters со ссылками на 3 источника сообщило, что в России рассматривают вариант понижения качества производимого бензина для повышения его количества.
Речь идет о понижении стандарта производимого бензина, допускаемого к продаже на внутреннем рынке с "Евро-5" до "Евро-3" (напомню, что минимальный стандарт "Евро-5" был введен в 2016 году).
По словам источников СМИ, предлагаемая мера позволит производить на низкотехнологичных НПЗ и отправлять на внутренний рынок от 300 тыс. до 350 тыс. тонн бензина в месяц (около 10%), чего будет достаточно для удовлетворения сезонного спроса.
В Минэнерго дали обтекаемый ответ журналистам, попросившим прокомментировать данную новость. Там не ответили прямо, рассматривается ли такой вариант, а заявили, что нынешних объемов производства бензина стандарта "Евро-5" хватает для обеспечения потребностей рынка.
Также то же агентство Reuters, ссылаясь тоже на 3 источника (возможно, те же), опубликовало новость о том, что российские власти обратились к властям Казахстана с просьбой сформировать резерв бензина в размере 100 тысяч тонн на случай, если атаки на российские НПЗ продолжатся и производство в России сократится еще сильнее.
Эту новость в пресс-службе Минэнерго опровергли более рьяно (в отличие от предыдущей), заявив, что Reuters не разбирается в топливном рынке ЕАЭС, который не предусматривает возможности поставки бензина из Казахстана в Россию. А также добавили, что Россия сама экспортирует бензин в Казахстан (даже при наличии общего запрета на экспорт в эту страну он разрешен), и может поставлять до 285 тыс тонн в год.
Но Reuters и не писало, что эти поставки уже согласованы, уже идут или вот-вот начнутся. Речь шла об их возможности только в случае дальнейшего снижения объемов производства в России.
Стоит также напомнить, что Россия уже начала импортировать бензин из Беларуси, поставки растут кратно из месяца в месяц. Если в январе это были 590 тонн, то только за первую половину марта - около 3000 тонн.
Кстати, ранее Россия тоже сама поставляла бензин в Беларусь. А сейчас покупает его в обратном направлении, а российские чиновники официально заявляют, что с Беларусью есть договоренности о возможном росте поставок бензина оттуда при усугублении ситуации на внутреннем рынке, также подчеркнув, что сейчас дефицита топлива на рынке нет.
То есть, такая же договоренность, как и та, что отрицается с Казахстаном.
Так что, к импорту топлива уже прибегают, и уже его активно наращивают - это факт. И договоренности о росте поставок как минимум с одной соседней страной тоже есть - это тоже факт.
С начала года в среднем по России разные виды топлива на АЗС подорожали примерно на 50 копеек (около 1%).
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.