Первая часть моего рассказа про квартал №40 была посвящена застройке вдоль улиц Куйбышева и Ленинградской: в основном тут представлены двух-трёхэтажные каменные доходные дома с богатой историей, прослеживающейся ещё с середины XIX века, а то и раньше. В сегодняшней статье я покажу вам улицу Фрунзе и чуть-чуть Венцека: здесь застройка более скромная, встречается много одноэтажных строений, есть и пара построек советской эпохи, довольно неплохо вписавшихся в облик старого города.
Как и в прошлый раз, начну обзор с фрагмента общего описания квартала, взятого из книги Т.Ф. и Г.В. Алексушиных, только теперь не про Дворянскую улицу, а про Саратовскую (так называлась нынешняя улица Фрунзе до 1925 года) - дальше тоже будет немало информации, взятой из этой книги:
...Его местоположение возле Алексеевской (совр. Революции) площади было удобным, и потому квартал был плотно заселён ещё во времена уездной Самары, несмотря на проходящий через него глубокий овраг. Первыми его владельцами были, в основном, казаки Оренбургского казачьего войска и чиновники, продавшие свои владения в 1830-е - 40-е гг. самарским купцам и мещанам.
Застройка по улице Фрунзе начинается с бывшего дома Ивана Васильевича Лекарева, об усадьбе которого я более подробно рассказывал в предыдущей статье.
Вот это же здание на фотографии 1928 года:
И ещё одно фото, более позднее:
Следующие постройки по улице Фрунзе, если я правильно понял, относились к той же усадьбе:
От пристроя слева от углового дома сохранилась лишь фасадная стена, за которой сразу торчат стволы деревьев, а забитые фанерой окна "украшены" любопытными картинками:
Арка ворот - советской постройки, слева от неё находится трансформаторная подстанция. Через эти ворота можно попасть во двор креативного кластера "Артист", о котором я тоже рассказывал в прошлый раз:
В 2018 году под вывеской сэконд-хенда я успел сфотографировать творение уличного художника Клауса - оно недолго здесь провисело:
Фрунзе, 86 - дом 1950-х годов, возведённый на месте усадьбы самарского мещанина Прохорова, от которой, увы, не осталось даже чётких фотографий.
Этот дом был построен в 1952-53 годах для руководящего состава куйбышевской ГРЭС, на первом этаже находился также банк и магазин.
Кстати, на торце справа (где сейчас виднеется зелёное граффити) когда-то красовался портрет Мао Цзэдуна работы того же Клауса. Его фото в своём архиве я пока не нашёл (хотя точно помню, что где-то было...), поэтому воспользуюсь снимком от "Самарской газеты":
А вот здесь автор объясняет мотивы, побудившие его к созданию этой работы:
Фрунзе, 84 - дом купца Василия Михайловича Зиновьева 1857 года постройки:
В 1900 году в доме Зиновьевых арендовал помещение под кухмистерскую Альфред Филиппович фон-Вакано, а летом 1916 года здесь временно поселился его сын Лев.
Фрунзе, 80-82 - дом купца Трофима Семёновича Семёнова 1849 года постройки.
Фото двора дома, сделанные два года назад:
Фрунзе, 78 - дом мещан Дудинцевых, построен в 1857 году.
Во дворе стоит ещё один дом с тем же номером, более любопытный внешне, так как в его кладке чередуются полосы красного и серого (силикатного) кирпича:
Вид со двора на дома 78, 80 и 84:
А это вид на дома №№82, 80 и 78 из окна одного из соседних зданий:
Фрунзе, 76 - дом вдовы священника Пелагеи Надеждиной, 1901 год постройки.
Фрунзе, 72-74 - усадьба купца Василия Михайловича Ши(а)баева.
Фрунзе, 70 - сегодня здесь стоит массивное офисное здание, построенное в 1968 году для госбанка по проекту архитектора А.В. Хахалина и перестроенное Н.А. Красько в стиле ампир в 1996 году.
Фото до перестройки здания в 1996 году:
А когда-то на этом месте возвышалась огромная пятиэтажная (!) баня купцов Челышёвых, построенная в 1904 году по проекту Александра Щербачёва. Баня была оборудована лифтами, комфортабельными номерами, душевыми, буфетами и чайными.
С этой баней связан громкий скандал, случившийся в 1908 году, подробности которого можно прочитать здесь:
И последний объект на этом отрезке улицы Фрунзе (а также и во всём квартале) - Фрунзе, 68 / Венцека, 34 - бывшая усадьба купцов Летягиных, производителей лучшего, как считается, кирпича в дореволюционной Самаре.
В 1867 году Иван Петрович Летягин купил этот участок у унтер-офицера Петра Тихоновича Малыковского. У того уже с 1830-х годов стояли здесь каменные лавки, над которыми Иван Летягин надстроил второй этаж, а в 1974 году удлинил здание по улице Саратовской (Фрунзе). В 1902 году старший сын Летягина Василий перестроил угловой дом с надстройкой третьего этажа, хотя по первоначальному проекту, сохранившемуся в делах городской управы, здание должно было стать четырёхэтажным. Интересно, что проект выполнен на синих листах, характерных для работ Щербачёва, но подтверждения, что именно он или его проектная мастерская занимались домом Летягиных, не обнаружено.
Вдоль улицы Венцека сохранилась двухэтажный дом, также являющийся частью бывшей усадьбы Летягиных:
Фасады обоих зданий были отреставрированы к ЧМ-2018, причём сначала они имели ярко-жёлтый "цыплячий" цвет, который затем выгорел до бледно-розового (или здания ещё раз перекрашивали, а я это пропустил?):
Так выглядел дом до чемпионата:
Мне прежняя расцветка нравилась больше, хотя общее состояние дома было, конечно, удручающим. И по-хорошему дом надо снова реставрировать, потому что по улице Венцека с него уже начала осыпаться штукатурка. Ну а во дворе всё как было очень печально, так и осталось:
Следующее здание по улице Венцека - это уже дом Н.Е. Малыковского /М.Н. Раевской, о котором я рассказывал в начале предыдущей статьи. На карте 2Гис он отмечен как дом Назарова-Челышёва, потому что имеет один адрес с соседним трёхэтажным зданием на площади Революции.
Если кто-то не читал предыдущий материал, то можете переходить по ссылке и как ни в чём не бывало продолжать обзор квартала №40:
Следующий квартал №41 у меня уже отснят за исключением пары домов. В каком-то смысле он является зеркальным отражением 40-го квартала: наиболее интересные и красивые здания сосредоточены по улице Дворянской (нынешней Куйбышева), а вдоль Вознесенской (Степана Разина) застройка и изначально была попроще, и сохранилась похуже. И в этом квартале тоже встречаются интересные дворы, в том числе сквозные.