Найти тему

Инструменты самоподготовки

Принятие ответственности за свою учёбу – это одна из главных базовых установок.
И за ней, как по цепочке, идут другие важные для учёбы настройки.

Например, часто можно услышать мысль, что нет никакого обучения без самообучения.
И действительно, выполнение домашнего задания, самостоятельный просмотр видео, чтение дополнительной литературы являются неотъемлемой частью учёбы.

Но после осознания своей субъектной позиции необходимо принять более сильную идею: нет никакого обучения кроме самообучения.

Всё вокруг – книги, видео, интернет, тематические группы в соцсетях, репетиторы, учителя и проч. – лишь средства вашей самоподготовки.

Эта идея не нова.
К примеру, в первых абзацах провокационной книги Николая Замяткина «Вас невозможно научить иностранному языку» можно прочесть следующее:
«Среди груд пёстрых курсов, учебников, книг, книжечек и книжонок, обещающих научить вас всем языкам мира за пару месяцев, а то и недель в приятной и ничуть не обременительной обстановке, название моей книги явилось для вас, несомненно, неприятным сюрпризом. Я весьма рад этому. Здесь, на этих страницах, вас ждет много такого рода сюрпризов. Но не спешите отчаиваться и в ярости топтать этот трактат ногами как некое ядовитое и опасное для вас насекомое.
Вам не нужно делать этого по одной простой причине: хотя утверждение, что вас невозможно научить иностранному языку, является неоспоримой и непреложной истиной, – подобно утверждению, что завтра утром будет восход солнца, – вы вполне можете научиться иностранному языку! То есть вы можете НАУЧИТЬ СЕБЯ!
Разница между двумя этими понятиями фундаментальная. Никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не может научить вас, но научить себя – причем компетентная помощь со стороны отнюдь не исключается – вы можете.»

Так вот для математики и подготовки к ЕГЭ и олимпиадам работает та же самая идея: вас никто не сможет подготовить к экзаменам. Только вы сами можете подготовить себя.

В следующих статьях мы подробно поговорим про каждый инструмент самоподготовки.
А сейчас давайте перечислим общие правила их использования.

1. Сам не значит в одиночку.
Паразитические установки вроде «мне все должны» и «давай-ка, репетитор, учи меня; да старайся учить меня поинтереснее», конечно, не имеют ничего общего с обучением.
Однако, часть учеников бросается в другую крайность: «Мне вообще никто не нужен, я буду заниматься один».
Так тоже не работает.
Нужно найти некоторый баланс.
Да, вы сами отвечаете за свою учёбу. Но когда у вас возникает ступор, когда нужно выбрать лучшие материалы, когда нужно разобраться с особенностями оформления, когда нужно избавиться от повторяющихся ошибок, вам всё равно потребуется поддержка со стороны.

2. Помощь.
Здоровый взгляд на любую поддержку в обучении можно выразить одной фразой:
«Помогите сделать мне это самому».
Всё вокруг – это лишь помощь для вашего самообучения.
А уж как вы ей распорядитесь, зависит только от вас.

3. Прагматичный, а не потребительский подход.
Здесь и далее мы будем использовать словосочетания «инструмент самоподготовки», «средство самоподготовки» и их синонимы.
Все они подчёркивают идею, что руль находится в ваших руках. Что в центре вашей учёбы именно вы, а не кто-то другой. Что именно вы ей управляете.
Однако, школу и репетиторов можно лишь метафорически считать инструментами.
Не нужно думать, что они созданы для вас и обслуживают только ваши интересы.
Вы должны относиться к ним как к помощникам в учёбе: с должным уважением и благодарностью, с учётом своих и их интересов.
Не должно быть одностороннего потребительского отношения. Мол, раз мы называем школу инструментом вашего самообучения, то и все учителя, одноклассники и администрация должны угождать вашим учебным хотелкам.
Просто постарайтесь забрать максимум из того, что вам предлагают. Конечно, что-то отдавая взамен.
Можно сказать, что вы используете, например, школу для своего обучения.
Однако, есть формулировки точнее: вы учитесь сами посредством школы, учитесь с помощью школы, учитесь через школу.

4. Для себя, не для других.
С позиции самообучения иначе воспринимаются некоторые элементы учёбы.
Та же диагностика нужна не для того, чтобы репетитор оценил ваш уровень знаний, а для того, чтобы вы сами увидели свой реальный уровень и сделали для себя какие-то выводы.
Оценка в школе нужна не для того, чтобы вас похвалили родители, а для того, чтобы вы сами увидели, в каких разделах у вас пробелы, и выстроили тактику подготовки, исходя из этого.

5. Множественность выбора.
Вы несёте ответственность не только за свою учёбу, но и за выбор инструментов этой самой учёбы.
Материалов вокруг море.
Есть соблазн продолжать искать лучшую книгу, идеальный онлайн-курс или самого яркого и продвинутого репетитора.
Однако, вам не нужен идеальный репетитор через месяц, когда вам достаточно хорошего, но уже сегодня.
Чем больше вы перебираете, тем меньше времени и сил у вас остаётся на учёбу.
Парадоксально, но факт: чрезмерный выбор не всегда делает человека счастливым.
При ограниченном выборе вы сразу можете начать использовать те ресурсы, что есть у вас в наличии.
Поэтому в какой-то момент, несмотря на все шероховатости, вам нужно будет остановиться и всё же начать работу.
Уже в процессе вы поймёте, что именно вам не хватает. Возможно, нужны ещё какие-то средства для подготовки. Но вначале, на берегу, это может быть незаметно.
Также вы сами принимаете решение о смене инструментов, если они кажутся вам неэффективными.
Но и тут нужно учитывать некоторые рамки.
Когда ученик постоянно мечется между разными инструментами, когда считает, что каждый раз его подготовка неправильная, что пятый по счёту репетитор по математике «снова не такой», то возможно это просто синдром поиска «волшебной таблетки».

6. Зона влияния.
У некоторых учеников такая позиция: «Школа плохая, родители наняли неправильного репетитора, книги сложные, а видео слишком скучные».
Часто это становится оправданием ничегонеделания.
Однако, проактивная инструментальная позиция заставляет задавать себе другие вопросы.
а) Школа плохая?
А можно ли перейти в другой класс? записаться на дополнительные курсы? высвободить время для самообучения? Или на худой конец, можно ли перейти в другую школу?
б) Родители наняли не того репетитора?
Может репетитор нормальный, а вы просто домашку не делаете? И почему родители отвечают за репетитора? Если текущий репетитор не устраивает, можно ли самому найти подходящего?
в) Книги сложные?
А есть ли книги проще и понятнее? А если даже самые понятные слишком сложны, может нужно сделать пару шагов назад и начать с базы?
г) Видео скучные?
Может быть сама тема не предполагается весёлой? Может есть ещё какие-то материалы? Может быть дело не в скуке, а в непонимании?

Эти и другие вопросы позволяют вам отделить всё, что в вашей зоне влияния, от того, что находится вне неё.
Школа может быть объективно не очень сильной. Не так часто школа целенаправленно готовит учеников на 90+ баллов.
Вы не можете изменить программу или пригласить более квалифицированного учителя в класс. Это вне вашей зоны влияния.
Но вы можете по максимуму забрать тот материал, что вам дают.
Вы середнячок в классе и жалуетесь, что вас плохо учат?
Для начала вам нужно стать одним из лучших в классе – это в вашей зоне влияния. Ведь другие одноклассники смогли при тех же вводных научиться решать задачи лучше...
А когда вы чувствуете потолок, можно докупить необходимые курсы по конкретным задачам.

7. Другой взгляд.
Субъектная позиция позволяет получать очевидные ответы на многие «вечные» вопросы:
Как выбрать репетитора? Использовать в работе ГДЗ/Photomath или нет? Прорешивать ли «сливы» перед экзаменом?
Инструментальный подход позволяет вам на все подобные вопросы отвечать контрвопросом: «А как это лично мне помогает в учёбе?».
Вы учитесь смотреть на свою учёбу со стороны, как бы парить над этим полем боя.
Это помогает вам отделять зёрна от плевел, рекламу и пустые прогревы от действительно работающих инструментов.

8. Советы начнут работать.
В сети можно найти много советов для абитуриентов.
Есть среди них и советы по выбору репетитора или онлайн-курсов.
Секрет этих советов в том, что если руль у вас в руках, то вы от них получите реальную пользу.
Если же вы отказываетесь от субъектной позиции в своей учёбе, то почти все советы будут в лучшем случае бесполезными, а некоторые и вовсе вредными.

9. Дерево инструментов.
Благодаря инструментальному подходу можно рассмотреть даже более общую схему: всё является инструментом прокачки более высокого уровня.
Представьте, что у нас есть некоторый задачник, например, сборник Ященко или пособие Ткачука. Вы используете их для подготовки к ЕГЭ, поэтому они являются инструментом для прокачки в подготовке.
Можно ли использовать другие инструменты? Конечно, можно!
Мы можем использовать другие учебники, курсы, репетиторов, паблики в ВК или другие инструменты. Всё это прокачивает вашу подготовку.
В свою очередь такая подготовка прокачивает ваши математические навыки в целом, позволяет развить математическое мышление.
Можно ли развить его иначе? Конечно!
Например, готовясь не к ЕГЭ, а к вузовским олимпиадам или к всероссийской олимпиаде. Или вообще занимаясь проектной или исследовательской деятельностью.
Просто подготовка к ЕГЭ – наиболее понятный и доступный инструмент для прокачки математического мышления. Не факт, что самый лучший, но его используют подавляющее большинство школьников. Плюс он требуется для поступления.
Итак, мы прокачиваем себя в математике.
Но ведь и она лишь инструмент для прокачивания более общего навыка – навыка учёбы.
Можно ли использовать для прокачки другие школьные дисциплины? Да.
Например, физику, химию, биологию, литературу, историю.
Можно и даже желательно развиваться сразу в нескольких разных дисциплинах или развиваться через какие-то внешкольные прикладные вещи.
Но всё же именно математика – идеальный полигон для прокачки учёбы.
При правильном подходе она учит вас фундаментальному, структурированному мышлению, в ней бесполезно что-либо заучивать без понимания.
Эффективное обучение – обучение с пониманием, а в некоторых других областях очень много заучивания, например, в медицине, иностранных языках и проч. Также преимущество математики в том, что её изучают с первого класса вплоть до старших курсов университета. Плюс ей всегда отводится много времени – в школе занимаются математикой чуть ли не каждый день.
Итак, вы развиваете свой навык учёбы.
Но ведь и это тоже лишь инструмент. С его помощью вы развиваете свою личность, укрепляете свой внутренний стержень.
Также можно развиваться и через другие области, через спорт, через работу, через построение социальных связей и т.д.
Учёба в широком смысле хороша тем, что до того, как у вас появится какая-то работа, именно она будет главным локомотивом вашего развития.
Да и потом во взрослом возрасте именно учёба как база будет вам помогать при развитии других навыков, особенно в самом начале.
Например, при повышении квалификации или непосредственно в самом начале работы, когда вам нужно будет сразу многому научиться. Навык учёбы вам точно для этого пригодится.

10. Денежный и временной вопрос.
Нужно учитывать, что инструменты самоподготовки и стоят по-разному. Они требуют разных временнЫх и денежных затрат.
У всех инструментов разные условия применения. Да и развивают они порой немного разное.

Пока это всё общие вопросы, касающиеся инструментов самоподготовки.
В следующих статьях мы поговорим про каждый инструмент отдельно с учётом их специфики.