Не можете найти подходящую транспортную компанию? Хотите работать на себя? Мы уже рассказывали о том, что транспортные компании испытывают большую нехватку водителей. А те, кто хочет работать на себя, обзаводятся собственным транспортом и развивают свой бизнес. Изучили мнения бывалых водителей-частников и составили список расходов и сложностей профессии.
Сколько можно заработать?
Доход в сфере грузоперевозок сложно спрогнозировать. На первый взгляд все просто, прибыль складывается из оплаты выполненных рейсов. Но здесь есть нюансы, которые стоит учитывать перед тем, как начинать собственное дело.
Львиная доля дохода зависит от количества заказов и клиентской базы. Заявки придется искать в открытых источниках с высоким уровнем конкуренции. А от комиссий и задержек оплаты никто не застрахован. Иногда между завершением перевозки и получением оплаты могут пройти дни, недели, а то и месяцы. В то время как следующие заказы выполняются, оплачиваются стоянки, топливо и другие обязательные взносы (о них поговорим чуть позже).
В итоге заработок частников зависит от множества переменных. В одном месяце перевозчик зарабатывает (от 100 000 до 150 000 рублей), а в другом получает убытки.
Вне зависимости от успеха бизнеса, водитель оплачивает:
- аренду, кредит или лизинг;
- страховые взносы;
- услуги диспетчера или бухгалтера (необязательно);
- техобслуживание;
- налоги и взносы.
А сколько потратить?
Обычно все расходы берет на себя транспортная компания. Сейчас разберемся, какие из них ложатся на плечи частников при открытии собственного дела. Условно все расходы можно поделить на несколько сегментов: обязательные, эксплуатационные и плавающие.
Обязательные расходы
Обязательные расходы не зависят от графика работы, заказов и клиентской базы. Это постоянные платежи, которые вносит каждый водитель. К ним относятся:
- Страховые взносы ИП — делятся на фиксированную часть и дополнительную. Фиксированная часть страховых взносов в 2024 году составляет 49 500 рублей;
- Транспортный налог — взимается со всех собственников авто, размер налога зависит от мощности двигателя. Определить ставку поможет формула, где налоговая база (НБ) умножается на налоговую ставку (НС). У водителей-частников обычно выходит 36 000 рублей в год;
- Техосмотр — водителям грузовиков ТО обходится от 700 до 1650 рублей в год;
- ОСАГО — страховка на грузовой автомобиль является обязательной, в среднем годовые расходы на ОСАГО составляют до 12 000 рублей.
- Медсправка — медицинский документ, который регламентирует состояние здоровья и подтверждает отсутствие противопоказаний к вождению грузового транспорта (1 000 рублей в год);
- Тахограф — устройство, которое подключают к бортовой системе транспорта. На приобретение тахографа, карты водителя и блока СКЗИ у водителей уходит до 40 000 рублей.
Итого: 140 150 рублей в год или 11 670 рублей в месяц.
Эксплуатационные расходы
Ежемесячные расходы, с которыми сталкиваются участники в процессе работы и выполнения заказов:
- Расходные материалы — шины, тормоза, масло, смазка и фильтры, АКБ обходятся водителю в среднем по 215 000 рублей за год;
- Топливо — расход зависит от конкретных характеристик транспорта, состояния дороги и тяжести груза. При учете пробега в 10 тыс. километров расход составляет 35 л на 100 км. В среднем у частников уходит 224 000 рублей в год (35 л. * 64 рубля * 100). Оптимизировать топливные расходы поможет приложение Топливо+, которое подбирает АЗС с оптимальными ценами и позволяет заправляться без наличных и топливных карт;
- Платные дороги и стоянки — на платные дороги у водителей может уйти до 20 000 рублей в месяц.
Итого: 459 000 рублей в год или 38 250 в месяц.
Плавающие расходы
Плавающие расходы сложно предсказать, они зависят от разных ситуаций и форс-мажоров. Например, внеплановый ремонт, когда автомобиль начинает показывать странную «симптоматику», штрафы или повреждения груза. Именно поэтому у частника всегда должна быть финансовая подушка.
Итого: оптимальный размер финансовой подушки на все внеплановые расходы составляет от 40 000 до 100 000 рублей в месяц.
Рынок грузоперевозок активно развивается, преодолевая экономический кризис. Поэтому водители всегда смогут заработать. Свои плюсы и минусы есть и в работе на себя, и в найме. Работа на себя — не только денежные расходы. Частник самостоятельно обслуживает автомобиль, ищет запчасти, новые заказы и решает проблемы с клиентами. Если вам ближе первый вариант, вы сможете самостоятельно выбирать заявки на груз, формировать график и структурировать работу, но готовьтесь взять на себя все расходы!