Найти тему
ARTinvestment.RU

Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 1 квартала 2024

ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на зарубежных аукционах — в цифрах, фактах и выводах

С 2024 года ARTinvestment.RU подводит итоги аукционного сезона в максимально реальном времени — ежеквартально, на основе собственных баз данных (на которые рекомендуем подписаться, чтобы получать обновления еще чаще — буквально ежедневно). Перед вами первый материал, касающийся первых трех отчетных месяцев нового аукционного сезона. И касается он международного оборота русского искусства на западных аукционах.

Напомним, что в международный оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Основные цифры за 1 квартал 2024 года выглядят следующим образом:

Таблица 1. Основные показатели рынка русского искусства в 1 квартале 2023 и 2024 годов

-2

Из семи показателей за последний год выросли лишь три, четыре — уменьшились. Но давайте посмотрим внимательнее, о чем идет речь. Главная цифра — совокупный объем продаж русского искусства — снизилась на «чудовищные» 65 %. Однако если исключить самую дорогую работу 1 квартала 2023 года — «Murnau mit Kirche II» Василия Кандинского за $46,9 млн, то начало сезона-2024 получит преимущество в +13 %.

Дальше — больше. Среднюю стоимость проданных лотов, «провисшую» в начале нынешнего года, также тянет вниз за собой Кандинский — без него она равнялась бы $26,1 тыс. (+31 % в копилку 1 кварталу 2024). Увеличилось количество аукционных домов, но снизилось число самих продавцов, что говорит о стабилизации выбора геополитических приоритетов (с кем быть?) и начале нового роста — в том числе об этом говорит выросшее число художников, которых отобрали и успешно продали на торгах. Утвердился в своем выборе и покупатель: в нынешнем сезоне он приобретает меньше работ, но более качественные (в том числе — в денежном выражении).

Самый положительный знак — увеличение разницы между средним эстимейтом и ценой молотка. Азарт коллекционера растет соизмеримо числу конкурентов на торгах: любители русского искусства активнее выказывают свои предпочтения взмахами аукционных номерков. Другими словами — «всего русского» на Западе чуть меньше. Пусть и начали с искусства.

Таблица 2. Топ-20 продаж русских художников на зарубежных аукционах в 1 кв. 2024

-3

-4

Двадцатка самых дорогих лотов набором имен не удивила. Более того, серьезные превышения среднего эстимейта здесь эпизодические — большинству лотов покупатели знают рыночную цену (что не может не радовать) и вовремя останавливаются (что хотелось бы улучшить даже продавцам Пикассо).

При этом совокупная стоимость топ-20 из 690 проданных лотов равняется $17,7 млн, или 75 % объема всех продаж. Тогда как у западных художников первая двадцатка редко покидает пределы 30 %. Словом, русскому искусству здесь есть над чем работать. Но при обилии легко вывозимых эскизов и рисунков, торгуемых в пределах $1 тыс. (а таковых в 1 кв. 2024 набралось 322 шт., или 47 %), в ближайшее время в это верится мало.

Таблица 3. Топ-10 русских художников по капитализации на зарубежных аукционах в 1 кв. 2024

-5

Отдельная история — капитализация, то есть сумма всех продаж одного художника за определенный период. Иллюстрацией к предыдущему абзацу является пример Марка Шагала, уступившего с 75 лотами первое место Алексею Явленскому с его двумя продажами. При этом «массовый» и доступный Шагал в определенном смысле играет русскому искусству на руку больше эпизодических продаж Явленского или Поленова — именно за счет массовости упоминаний. Тем не менее капитализация 10 ведущих художников составляет $20,3 млн — 85,9 % выручки от остальных 279 имен. Что ж, и здесь нашим функционерам после восстановления экономическо-культурных связей предстоит немало работы.

Таблица 4. Продажи русских художников на зарубежных аукционах по странам в 1 кв. 2024

-6

Три исторически главные страны продаж русского искусства на Западе суммарно выручили за наших художников $23,1 млн — 98 % от общей суммы продаж русского искусства на зарубежных аукционах. По количеству лотов аналогичная цифра прогнозируемо (за счет менее дорогих работ) ниже — 91 %. За год ожидаемо и ощутимо уменьшилось количество продаж в Германии, Швеции и Канаде. Италия и Австрия пока держатся, а главным политическим «ястребам» — США, Великобритании и Франции — в вопросах искусства традиционно ничто не мешает покупать русские имена.

Таблица 5. Зарубежные аукционные дома, участвовавшие в продажах русских художников в 1 кв. 2024

-7

Наконец, мы добрались до самих аукционных домов. Начнем с того, что первая десятка по объему проданного искусства занимает 98 % всего рынка (с $23,1 млн). А первая тройка — 90 %, причем русскоговорящий (имеются в виду владельцы) Phillips в нее не вошел, предпочитая переждать ассоциацию с русофильством до лучших времен. Строго посередине, словно никуда и не уходил, остался Евгений Шапиро, традиционно поставляющий среднему классу коллекционеров из США. Не менее традиционно «выделил» для нашего рейтинга пару своих филиалов и парижский Druot (благо, у него в колоде более 70 аукционов). В этот раз ими стали Osenat и Cazo; наложат на них санкции — и в следующем квартале невозмутимо объявятся свежие.

Таким выдался 1 квартал 2024 года для русского искусства на зарубежных аукционах. Впереди — аналогичный материал о внутрироссийских торгах, и ожидание итогов первого полугодия. Но сидеть без дела в ожидании точно не стоит — как минимум, у каждого из наших читателей есть шанс немного поправить статистику. И, открыв итоги 2 квартала 2024, гордо сказать: «Эта дополнительная единичка (или больше) в отчете — моя!».

Зина Фандéлина, AI