Огромный великан поднялся над городом. Даже на значительном отдалении было видно, как с его гигантских рук падают комья глины, из которой он был создан. Он медленно расправил плечи, а потом сделал первый шаг. И от этого движения, казалось, затряслась вся земля.
Это был голем, одно из самых жутких порождений человеческого воображения. Созданный из совершенно неживого материала, сам он воплощал энергию и силу – правда, они были далеко не бесконечными. Так что же творил голем? И что он нёс людям – разрушения городов и гибель или спасение? И что о нём может рассказать легенда Праги?
Глиняное Творение
Слово «голем» несколько раз встречается в старинных еврейских текстах. Но в первоначальной версии так называли вовсе не каменного монстра, а некий необработанный материал. В дальнейшем это слово несколько поменяло значение, став отождествляться с «незавершённым человеком». Что интересно, сегодня в иврите определение «голем» могут использовать по отношению к невежде или совершенному глупцу.
Но нас, конечно, в первую очередь интересует не обозначение голема, а его мифологический образ. Надо признать, это один из самых колоритных и узнаваемых персонажей преданий. Создан он, как правило, из глины или грязи, реже – из камня.
Живое из неживого
Несмотря на хрупкость материала, голем обладает огромной силой. Несомненно, в нём воплощена мысль людей о создании особенного могучего «сверхчеловека» при помощи достаточно простых материалов. Вдохновить на предания о големе также могли скульптуры, которые и правда порой поражают своим величием и масштабами. В еврейском журнале «Момент» отмечается:
«Голем – это очень изменчивая метафора с, казалось бы, безграничным символизмом. Он может быть как жертвой, так и злодеем, мужчиной или женщиной, а иногда и тем, и другим».
Голем мог нести как зло, так и добро людям. Всё зависело от того, на чьей стороне выступает это создание. По сути, своей воли у него не было, и он подчинялся лишь приказам своего создателя. О големах сохранилось несколько мифических преданий, но одно из них представляет наибольший интерес. Итак, как же этот глиняный гигант появился в Праге?
Защитник евреев
Как гласит старинная еврейская легенда, в конце XVI века в Праге жил раввин Иуда Лёв бен Бецалель. Он был не только весьма уважаемым среди своих соплеменников человеком, но и талантливым мастером. Для помощи евреям Лёв создал голема, гигантского человека из глины, который мог передвигаться и выполнять несложные поручения. Впрочем, голем для евреев в Праге был не только помощником, но защитником.
Как рассказывали, раввин однажды начал молить небеса о помощи, прося их защитить еврейский народ, который в этом городе терпел притеснения. В скором времени Лёв услышал ответ. Ему было приказано создать рукотворного голема, в которого жизнь вдохнули некие высшие силы. Для сложного ритуала создания искусственного человека раввину потребовалось объединить четыре стихии – огонь, воду, землю и воздух.
Голем был создан раввином на берегу реки Влтавы, после чего перебрался в Пражскую синагогу. В некоторых версиях предания говорится, что поначалу голем был совсем крошечного роста, но постепенно рос, достигая немыслимых размеров. Он стал помогать раввину по хозяйству, выполнял поручения евреев, различал эмоции людей. В големе не было ни добра, ни зла, однако он был бесконечно предан своему хозяину. Но как же вполне мирный голем стал разрушителем и источником зла?
Буйство гиганта
Благодаря голему евреи наконец обрели покой. Больше этот народ не боялся гонений, а жители Праги привыкли к голему. После работ раввин забирал с уст голема шем, отчего гигант впадал в сон. Отдых великану был не нужен, но так Лёв мог быть уверен, что голем никому не причинит вреда. Но однажды раввин забыл провести свой обычный вечерний ритуал.
В ту же ночь голем начал разгуливать по городу и громить всё на своём пути. Народ в панике бежал прочь, а великан одним движением руки разрушал здания, словно карточные домики. Когда раввину сообщили, что его творение впало в буйство, он тут же бросился на помощь людям. Лёву не составило труда усмирить голема. Покорный создателю, тот позволил снять со своих губ шем – теперь уже навсегда.
Опустошённый голем, лишённый жизненных сил и самой души, был помещён на чердаке синагоги, где со временем превратился в жалкие глиняные обломки. Заходить в комнату, где был погребён голем, запрещалось. Это табу было нарушено лишь в 1920 году, когда журналист Эгон Эрвин Киш решил посмотреть, действительно ли в Пражской синагоге хранятся обломки голема. Но в указанном месте он нашёл только груды мусора и старого тряпья. Легенды о големе оказались всего лишь легендами – не более.