Самая известная картина в творчестве Розы Бонёр (годы жизни 1822-1899) монументальна: примерно 2,5 на 5 метров ровно. Она посвятила себя изучению крупных тяжёлоупряжных лошадей на пыльном рынке диких зверей в Париже – столице Франции, куда ходила дважды в неделю в период с 1850 по 1851 годы. Там она делала бесконечные наброски, некоторые простейшие штриховые рисунки, а также очень подробные зарисовки. Её прекрасная способность передать необузданную мощь, красоту и силу диких животных в движении великолепно показана в этой конкретной драматической сцене.
При создании окончательной схемы композиции художница черпала своё вдохновение у таких мастеров, как Джордж Стаббс (годы жизни 1724-1806), Теодор Жерико (годы жизни 1791-1824), Эжен Делакруа (годы жизни 1798-1863) и древнегреческой скульптуры. Сама лично она называла работу «Ярмарка Лошадей» своим собственным «фризом Парфенона». Когда-то Парфенон представлял собой ряды извивающихся встающих на дыбы лошадей со скульптурным мускулистым барельефом.
Мастерское управление движением и водоворот тьмы и света, окружающий бьющихся и неуправляемых диких зверей, контролируемых спокойными, умелыми дрессировщиками и погонщиками, вовлекает зрителя в энергию и действие сцены. Как и в творении «Пахота в Ниверне» (1849 год), Бонёр снова использует в композиции сильную диагональную линию, где задумчивое небо встречается с верхушками деревьев. В крайнем правом углу произведения с безопасного лесистого склона потенциальные покупатели спокойно смотрят на контролируемое безумие.
Чрезвычайно активный средний план картины уравновешивается простотой голого переднего плана и атмосферной перспективой плана заднего, где мы можем увидеть очертания больницы Питье-Сальпетриер. Хотя некоторые критики и описывают эту работу как чистое упражнение в академическом мастерстве, также очевидно, что художница внимательно наблюдает за психологией как животных, так и человека.
Сама Бонёр отмечает:
«Лошадь, как и человек, самое прекрасное и самое несчастное из живых существ, только в случае с человеком уродливым его делает порок или же собственность. Он ответственен за свой собственный упадок, тогда как лошадь – всего лишь раб обстоятельств».
Именно эта картина и принесла художнице первую известность за пределами своей родной страны: гравюры с данной сценой были распространены по всей Европе и Северной Америке.
- Художник – Роза Бонёр
- Название – «Ярмарка Лошадей»
- Год создания – 1855
- Размеры – 244,5 х 506,7 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)