Найти тему
rockanews

Альбомная классика: A-HA "Scoundrel Days"

Второй альбом норвежского трио не оправдал ожидания любителей танцевальной музыки.

Оригинальная обложка LP "Scoundrel Days"
Оригинальная обложка LP "Scoundrel Days"

После ошеломительного синти-поп дебюта в 1985 году, "Take On Me" распевали везде и повсюду, и на всех континентах, и все хотели продолжения банкета.

Через год выходит второй студийный альбом "Scoundrel Days", каждый трек из которого удивил. Оказывается норвежские музыканты не так просты, наивны и лиричны, как кажется.

Как написали в журнале Classic Pop, в альбоме больше Smashing Pumpkins, чем шлягеров. Это довольно мрачный релиз. Посудите сами самый успешный сингл из альбома (№50 в Hot 100 Billboard) называется "Плачущий Волк" ("Cry Wolf").

Мортен Харкет (Morten Harket), Магне Фурухолмен (Magne Furuholmen) и Пол Ваактаар-Савой ("Paul Waaktaar-Savoy") конечно же не рассматривали вариант взять и отмахнуться от "Take On Me". Завоеванной аудиторией просто так не разбрасываются.

Вместе с тем, не смотря на легкость и доступность для уха, "Take On Me" - вещь далеко не простая, она довольно сложна, содержит много акцентов и хорошо проработана в целом.

Поэтому первым синглом стала песня "I've Been Losing You", которая соединила в себе мотивы и отголоски двух предыдущих хитов "Take On Me" и "Hunting High and Low". Слушать её надо в концертном варианте, поскольку она задумывалась явно, как рок-композиция.

Стоит отметить, что материл для первых трех альбомов, по большей части был записан с 1983 по 1985 год на лондонской квартире у продюсера Джона Рэтклиффа, соответственно еще до выхода первой пластинки.

"Scoundrel Days" Рэтклифф уже не продюсировал, сосредоточившись на управлении группой. Большую часть альбома доводил до коммерческой кондиции, также известный по дебюту, Алан Тарни (Alan Tarney) вместе с двумя участниками A-HA Фурухолменом (Mags) и Ваактаар-Савоем. Вокалист Мортен Харкет участия в этом процессе, как и сочинении песен не принимал.

A-HA
A-HA

Успех первой пластинки стал большой проблемой для норвежцев. Планка оказалась очень высока, поэтому они пошли в соответствии с названием альбома. Пройдясь по вершинам, решили поискать удачи внизу.

К середине 80-х синти-поп достиг своего пика, поэтому конкурировать с теми же Pet Shop Boys, более родными для англосаксонского мира, выглядело бесперспективно. Почему бы не попробовать себя на ниве рок-троники и в направлении софисти-поп.

Чтобы не делали A-HA, для многих они навсегда останутся упакованными в конверт "Hunting High and Low", фактурными мальчиками с глянцевого плаката и чистыми космическими голосами.

Однако, при первом прослушивании "Scoundrel Days" ("Дни негодяя") всё, что, как вам казалось, вы знали об A-HA, полностью стирается.

Вокальный стиль Мортена часто напоминает Саймона Ле Бона, но, в отличие от воплощения декаданса, гламура и яхт на Карибах в исполнении Duran Duran, образы A-HA в "Scoundrel Days" сосредоточены на изоляции, личных страхах и абстрактных представлениях. Название альбома отражает внутренний стержень группы - это рок-бунтарство молодых негодяев. Всё пронизано грандиозной эпической мелодрамой и многословной готической лирикой, это больше похоже на видение мира Smashing Pumpkins, чем на содержание шлягеров.

В последней песне они прозрачно намекают "Мягкие Апрельские Дожди Закончились" ("The soft rains of april are over").

Если посмотреть внимательнее и покопаться в архивах, то выяснится, что Фурухолмен и Ваактаар-Савой ранее выступали в группе Bridges, где играли альтернативный рок.

A-Ha просто выпрыгнули из упаковки и показали, что они более сложная и амбициозная группа.

В последующих студийных релизах, а в особенности во время концертных выступлений, они это убедительно подтвердили.