Найти в Дзене
Николай Секерин

Смысл фильма «Малхолланд драйв»

В первую очередь следует понять, что практически вся эта картина представляет собой изображение бессознательных процессов внутри тревожного сновидения, в котором мучительное чувство вины главной героини рвётся наружу в виде подсознательных интерпретаций её расстроенной психики. Ключ к разгадке тут, в общем, демонстрируется в самых первых кадрах, когда сначала мы видим танцующие под вступительные титры парочки, а затем видеоряд (как будто бы от первого лица) упирается в подушку на мятой постели, и происходит некое затуманивание кадра - это героиня уснула, и после этого начинается непосредственно сюжетная линия.  Сие «засыпание», однако, происходит здесь настолько мельком, что по первичному просмотру фильма, подавляющим большинством зрителей будет оставлено без внимания, а потому дальнейшие два часа видятся, мягко говоря, абсурдным набором разрозненных нелепостей, смысл которых получает свои довольно сложные разъяснения лишь в самом конце, когда девушка просыпается.  Как и положено сн

В первую очередь следует понять, что практически вся эта картина представляет собой изображение бессознательных процессов внутри тревожного сновидения, в котором мучительное чувство вины главной героини рвётся наружу в виде подсознательных интерпретаций её расстроенной психики.

Ключ к разгадке тут, в общем, демонстрируется в самых первых кадрах, когда сначала мы видим танцующие под вступительные титры парочки, а затем видеоряд (как будто бы от первого лица) упирается в подушку на мятой постели, и происходит некое затуманивание кадра - это героиня уснула, и после этого начинается непосредственно сюжетная линия. 

Сие «засыпание», однако, происходит здесь настолько мельком, что по первичному просмотру фильма, подавляющим большинством зрителей будет оставлено без внимания, а потому дальнейшие два часа видятся, мягко говоря, абсурдным набором разрозненных нелепостей, смысл которых получает свои довольно сложные разъяснения лишь в самом конце, когда девушка просыпается. 

Как и положено сновидению, чётких причинно-следственных связей между его частями, с позиции логики, оно не содержит. Перво-наперво это какая-то непонятная история с аварией на шоссе «Малхолланд», где героиня чудом остаётся жива и уходит до приезда полиции через кучеря в ночной город. Там женщина зачем-то постоянно прячется то в чьём-то саду, то в чужом доме, и при этом, спрятавшись, она всё время почему-то ложится спать. 

Это как бы «затравка», после которой неожиданно появляется другая героиня в розовой кофточке, которая вроде бы приземлилась в аэропорту и, мечтательно оглядываясь, мчится в свой город мечты, где её ожидает добрая пожилая тётя. «Розовая кофточка» хочет стать голливудской актрисой - за тем она сюда и прибыла. Вот она садится в такси, расставшись перед этим с четой милых стариков (кои будто бы сопутствовали ей в пути), и не переставая идиотически улыбаться, приезжает в тёткину хату на бульваре Сансет. 

Здесь «розовую кофточку» встречает сердобольная консьержка («зови меня - Коко») и пускает её в квартиру тётки, которая утром уехала, оставив жилище в полное распоряжение племянницы. И вот, очутившись в этом жилище, розовая неожиданно обнаруживает здесь неизвестную гостью - ту самую, первую героиню, потерпевшую в автокатастрофе. А потерпевшая эта, благополучно выспавшись в чужой хате, теперь преспокойно принимает душ, за коим занятием, полностью голую, её и застаёт розовая. 

Увидев голую, розовая, вежливо засмущавшись, как бы сразу влюбляется (по типу лесбиянки), а потому, вместо того, чтобы сообщить в полицию о незаконном проникновении в жилище, старательно начинает свою любимую обхаживать, помогать разобраться с посттравматическим стрессом и так далее. 

Напомню, что это всё сон, и в дальнейшем сюжет данного сна разворачивается исключительно вокруг темы однополой любви между сими двумя героинями. Однако, как и в любом другом сновидении - его любовная тема даётся иносказательно, путём демонстраций всевозможных, никак не связанных логически, таких, например, картинок:

-странноватый красавчик-кинорежиссёр, застукавший в своём доме жену в постели с любовником;

-мафиозная группировка кровожадно захватывающая всю киноиндустрию;

-хладнокровный киллер, сюрреалистически расправляющийся с тремя невинными людьми ради какой-то непонятной книжицы;

-ещё пара-тройка мелких деталей вроде таинственно-недоступного кино-босса в инвалидном кресле, запертого в комнате за бронированным стеклом; мимолётные диалоги незнакомцев в кафешке; хот-дог с яичницей и официантка, подрабатывающая проституцией. Наконец, жуткий бродяга-растаман с грязной помойки, болезненного вида старый и чёрный, он то ли дьявол, то ли Баба Яга-трансгендер, то ли ещё чёрт знает кто.

Всё перечисленное громоздится одно на другое в рамках вышеупомянутой love story, и как бы обрамляет основные приключения двух будущих любовниц, одна из которых снимается в кинопробах, стараясь пролезть в недоступную киноиндустрию, а вторая везде с ней ходит и пытается «вспомнить» что же такое с ней произошло на шоссе «Малхолланд». Дополнительным звеном тут подключается эдакая детективная составляющая, где влюблённые девоньки предпринимают некое «расследование» причин «амнезии» одной из них, пока в конце концов сии поиски не выводят их к главной цели болезненного сна - имитации полового акта в нетрадиционном виде.

Завершая тему описанного сновидения, необходимо обозначить его ключевой объект - таинственную синюю коробочку. Эта совершенно пустая внутри коробочка вдруг оказывается в руках того самого страшного чёрного человека (растаман-баба-Яга) на помойке, где он эту синюю коробочку как бы обессилив, суёт в грязный пакет и роняет на землю. И в этот момент героиня наконец просыпается и в завершающие 10-15 минут фильма нам в ускоренном режиме показывают, что же это такое рисовало до сего момента сновидение девушки.

Приблизительно всё было так:

Добившись где-то в провинции успеха в джазовых танцах, молодая женщина приезжает в Голливуд, где у неё умерла тётя, оставив небольшое наследство. Во сне сие прибытие окантовано розовой кофточкой, что как бы характеризует наивность невинного создания, которого в суровой реальности не ожидает ничего, кроме обмана и боли. Провожает девоньку в этот дивный мир, согласно её сну, некая пожилая чета, которая судя по всему, символизирует тяжёлое детство с довлеющим родительским контролем.

Обосновавшись в Голливуде, героиня вскоре понимает, что пробиться в кино у неё никак не выйдет по причине абсолютной коррумпированности и недоступности владельцев этого бизнеса (отсюда сновиденческие зарисовки с мафией и неприступной геронтократией, подмявшей под свою старческую железную пяту всё американское киноискусство). 

В процессе безуспешных поисков кинокарьеры, соискательница знакомится с другой актриской, и вскоре между ними завязываются лесбийские шуры-муры, в результате которых первая патологически влюбляется, а вторая всего лишь «весело проводит время». И вот эта вторая, таки добивается успеха в кинопробах, ибо на неё неожиданно положил глаз молодой и преуспевающий режиссёр.

Неверная бисексуалка сообщает о необходимости разрыва влюблённой в неё по уши, главной героине и окончательно ставит точку в их отношениях, публично унизив бывшую любовницу на светском рауте в гостях у того самого режиссёра, где последний, в разгаре всеобщего веселья, объявляет об их помолвке. 

Сердце несчастной влюблённой разбито, а её подсознание фиксирует данное событие в качестве катастрофы на Малхолланд-драйв, так как прежде чем попасть на роковой «бал», девушка прочитала соответсвующее название шоссе на дорожном указателе (отсюда и первая зарисовка её сновидения с автокатастрофой).

В заключение, по смыслу финальной интерпретации, мы видим, что одновременно со взлётом неверной любовницы, обратно пропорционально происходит и падение обманувшейся влюблённой. Приезд главной героини в Голливуд оборачивается полным фиаско, она вынуждена устроиться работать официанткой и даже подрабатывать проституцией, в то время как её бывшая возлюбленная уже вовсю снимается в кино и выходит замуж за крутого режиссёра.

И тогда, страдая от несправедливости и предательства, девушка решает расправиться со своей обидчицей, наняв киллера. Киллер говорит ей, что когда «дело будет сделано» - она найдёт синий ключ. «От чего он?» - спрашивает заказчица, но убийца в ответ лишь смеётся.

Синий ключ - это просто знак выполнения «работы», и на самом деле он не от чего, то есть - от НИЧЕГО. И вот это то «ничего» и нарисовало её сновидение в виде пустой синей коробочки в руках страшного чёрного человека, который, в свою очередь, символизирует все самые потаённые, страшные и гадкие личностные качества главной героини.