С чем могут быть связаны сложности клиента и как здесь терапевт может помочь ему?
Это очень объёмный вопрос, но существуют какие-то общие вещи и я бы хотела задать некоторые фокусировки.
Во-первых важно понимать, что как бы мы не размышляли, как бы не старались придать этому границы, прежде всего важно понимать, что терапия - это процесс, в котором участвуют два человека. Клиент может прервать терапию, остановить терапию, в какой-то момент осознавая или не осознавая внутренние процессы. Это его выбор.
Это также совершенно не отменяет того, что мы как терапевты влияем на то, как эта ситуация сложности может развернуться из-за какого-то напряжения в процессе терапии.
Так же важно понимать, что см не можем делать эту работу в одиночестве, большое значение имеет возможность разделить это с пациентом, исследуя ситуацию.
Важно чтобы мы переработали этот опыт и избежали двух крайних позиций: когда мы можем полностью возложить ответственность за ситуацию на пациента, сказав “это ваши процессы, я к этому не имею отношения”, либо взять всю ответственность на себя, погрузив себя в переживаниях плохого терапевта и растерянности.
Мы не можем назначить виновного в этой ситуации, мы должны её исследовать с разных точек зрения, на предмет - если можно его назвать - сложности определенного периода в терапии.
Когда возникает напряжение, об этом может иметь представление терапевт, за счёт собственного профессионализма и важно обозначить этот момент как некоторый кризис ситуации, сделав её видимой для пациента.
Например, это могут быть следующие случаи:
- теряется надежда на то, что сама организация процесса терапии может принести желаемые изменения клиенту.
- не получается найти какую-то хорошую форму присутствия клиенту в терапевтическом процессе, из-за недостаточности знания или опыта самораскрытия
- желание получить быстрый результат и разочарование в невозможности этого
- желание регулировать процесс и ограничение метода терапии
- непонимание как и за счёт чего происходят изменения в терапии.
То есть кризис может иметь форму скрытого или вялотекущего процесса.
Скрытый вариант.
Когда недовольство клиента или ощущение терапевта ( контрпереносные чувства) - “что что-то идёт не так”. Если это будет происходить неосознаваемого, то постепенно будет формироваться дистанцирование и потом, на определённом этапе, произойдет обрыв терапии.
Либо какое-то более явное недовольство может звучать в сессии и оно будет обращено к терапевту. Что, на мой взгляд, может быть более продуктивно, потому что конфликт или кризис обнаруживает сам себя.
Когда речь идёт напрямую о кризисе отношений, мы будем думать о том, что нам нужно сделать, что важно проявить, чтобы что-то сделать более явным, для исследования недовольства.
Например, если мы говорим о том, что клиент продемонстрировал какое-то недовольство - это не значит, что его желание является чем-то явным для него самого, в чем его действительная потребность или что он понимает, что именно не удовлетворено. То есть сама форма может быть скрытой, может быть подавленной, может быть агрессивной, но тем не менее, суть в том, что человек фрустрирован в своих потребностях и это бывает неочевидно для него. Наша задача, чтобы это проявилась и быть в этом открытым, чтобы исследовать кризис как симптом.
На мой взгляд, часто процесс обнаружения негативных чувств и возможность открыто о них говорить, осложняется проекцией, как защитой, с которой человек не знаком и он ее отрицает. Сама идея его собственного участия вызывает злость и агрессию, так как кажется ему нападением на его границы и отвержением его, как индивида. Вместо незнакомой идеи “говорить об этом” без личного погружения в обсуждение. То есть пациенту кажется, что “обсуждение негатива” означает “негатив” в отношениях. и затронет отношения в целом и его привнесет негатив другого в определение его личности.
Попробуем обозначить фокус кризиса в двух направлениях:
- кризис в отношениях с проблемой;
- кризис в отношениях с терапевтом.
Для клиента в его фантазии терапевт - это тот, кто может решить проблему, то есть фокус находится на проблеме и человек приходит в терапию и думает, что у него есть сложности в создании, например, отношений. Он ходит на терапию, он пришел с высоким уровнем тревоги и он привык жить и тревожиться, у него есть фантазии о том, как с этим работать. Например, ходить в терапию, говорить о родителях и о текущих отношениях. И вот он ходит, ходит на терапию, а изменений всё нет.
Или еще пример, что после сессий должны быть инсайты. И, предположим, терапевт предложит эту версию инфантильного ожидания или перекладывание ответственности в этой ситуации.
Реакция пациента будет зависеть от того, что он проецирует в данный момент на терапевта, какой опыт конфликта как предъявления мнение другого у него был в опыте, насколько успешным опыт отдельности был у самого пациента.
И тогда кризис который может казаться как “кризис в терапии”, проявится как “кризис с терапевтом” и приобретает несколько иную окраску и оказывается отражением проблемы, но эта проблема может быть скрыта от человека.
Или ещё один ракурс, В своих ощущениях пациент может обнаружить, что его проблематика гораздо глубже, чем он думал. Он может обнаружить, что у него есть какие-то изменения, но они совершенно не в том направлении происходят, по сравнению с тем, как он думал. Здесь может возникнуть разочарование в терапевтическом процессе, а за ним последовать разрыв.
Я думаю многим знакомо чувство, которое мы испытываем, когда наша какая-то фантазия и реальность сильно различаются. И возникает разочарование в терапевтическом процессе, разочарование человека в себе, что он не смог с чем-то справиться так быстро, как ему хотелось бы. Разочарование может быть и в терапевте, категории, которая была призвана избавить от проблем. Соответственно, здесь нам, как терапевтам, важно быть открытым к тому, чтобы принять это разочарование и чтобы про это говорить с клиентом, а клиенту проявить долю толерантности к наблюдению процессов внутри себя..
Одновременно задачей может быть помочь клиенту справиться со сложной реальностью, примириться, например, с тем, что действительно, так быстро не получилось, как хотелось. И одновременно может быть важно заметить, что какая-то работа уже проделана, что изменения может быть небольшие, но есть. Клиент сам их не видит или не хочет признавать, а терапевт видит, и это может поддержать пациента в кризисе отношения с проблемой.
Подробней об этом и многом другом, важном, между строк, - видеоматериал
Часть 1
[youtube]https://youtu.be/RG7OWQ6eGo4?si=kHwlFaQJjDdWAP3O[/youtube]
Продолжение. Кризисы с терапевтом.
Автор: Тепцова Талия
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru