Продолжаю разбор установок некоторых клиентов, связанных с психотерапией. Начало в этой статье.
Что такое "боль" в психотерапии? В каких случаях психотерапия приносит боль?
Есть боль физическая (например, головная) и разная степень проявления этой боли - от лёгкой, едва уловимой, которая быстро проходит, до очень сильной, когда хочется отключить сознание.
Эмоциональная боль представляет собой выраженное проявление стыда, вины, тревоги, страха, тоски, горя, отчаяния, обиды и т.д.
Для измерения эффективности работы с эмоциональной болью есть шкала субъективного беспокойства (ШСБ). До проработки и после психолог может задать вопрос клиенту, на сколько баллов по шкале от 0 до 10 он ощущает выраженность той или иной эмоции, где 0 - отсутствие этой эмоции, 10 - максимальное её проявление.
Психолог работает с травмой клиента, только если понимает, что у клиента достаточно внутренних, внешних ресурсов, чтобы справиться с болью. Внутренние ресурсы - это связь с позитивными воспоминаниями, сильными качествами своей личности, способность к эмоциональной саморегуляции. Внешние ресурсы - это всё, что позволяет ощутить вкус жизни (любимое хобби, поддержка близких, друзей, интересный досуг, да и просто чашка кофе по утрам).
Перед тем как начать работать с болезненным психическим материалом клиента, психолог должен владеть информацией о том, сможет ли клиент обратиться к своим ресурсам и относительно быстро восстановиться до следующего сеанса. В EMDR-подходе, например, специалист проводит с клиентом упражнение на проверку доступности ресурсов. Если доступа к ресурсам у него нет или он сильно ограничен, тогда психолог должен работать сначала на наращивание этого ресурса, практиковать с клиентом навыки саморегуляции.
На данном этапе рекомендуется работать только с недавними событиями, волнующими клиента, не погружаясь глубоко и не беря в проработку сразу тяжёлую травму.
Так же важно работать с эго-состояниями клиента, которые часто являются родительскими критикующими или детскими саботирующими режимами, с соматическими реакциями с целью уменьшения защитных процессов.
Если психолог обошёл этот подготовительный этап, то клиент и правда в ходе проработки и после может испытывать очень интенсивные, болезненные эмоции, может усилиться его диссоциация, блокирующая проработку, аутоагрессивные проявления, и в итоге он уйдёт из терапии, напуганный и с ре-травмой.
Бывает, что клиенту необходима сначала медикаментозная помощь, а потом уже психологическая.
Недостаточная компетентность, нарушение профессиональной этики, плохой терапевтический контакт, омраченный переносом негатива - вот основные факторы, из-за которых клиент чувствует сильную эмоциональную боль после обращения к психологу, длительное ухудшение как эмоционального, так и физического состояния.
Умеренное ухудшение состояния, когда клиент способен восстановиться к моменту следующей сессии - нормальное явление.
Если в процессе переработки у клиента было много тяжёлых переживаний и он не знает, как себя стабилизировать в конце сессии, психолог может дать ему упражнение на заземление и релаксацию.
При грамотном подходе психотерапия становится интересным процессом самоисследования, научения и преодоления, экологичного проживания эмоций при поддержке специалиста и источником ресурса.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru