1. Понятие здоровья
Здоровье традиционно понимается, как общее состояние благополучия – телесного и душевного. Просто отсутствия болезней недостаточно, чтобы считать себя здоровым.
Глобальные процессы в человеческом обществе, проверяющие на прочность и общественные порядки, и наше самообладание, делают рассуждения о целостном благополучии очень актуальными.
Традиционные ценности грубо перекраиваются, социальная политика теряет «человеческое лицо» в процессе коммерциализации, маскируемой под «оптимизацию». К слову, «оптимизация» - крайне ненаучный и субъективный термин, который не рекомендуется применять в научных работах. Он не задает четких критериев своего выполнения…
Медицина, попав под «танковые гусеницы» «оптимизации», перестала выполнять свои профилактические функции и приобрела четкую заинтересованность в большом количестве нездоровых людей, запуганных СМИ и вынужденных прибегать к ее недешевой помощи.
Доверие к медицине ослабевает.
В таких условиях трудно сохранять самообладание и верить в то, что сам сможешь поддержать свое здоровье.
Тревога растет.
Чтобы взять ее под контроль, попробуем разобраться в том, с чем имеем дело.
Чтобы лучше понять, что значит – быть здоровым, полезно знать о болезнях и причинах, их вызывающих. Более того, знания о болезнях помогают найти пути оздоровления.
Мудрые люди говорят, что не бывает медицины психической и медицины соматической, а бывает только психосоматическая.
Невозможно найти однозначного вектора развития отклонений, так как человек – целостное явление во всем богатстве своих физических и психических особенностей и взаимосвязей.
Невозможно просто заявить: «Все болезни – от нервов!» и успокоиться. Это – идеалистическая модель, избавляющая от научного подхода к познанию человека. Так называемая «душевная организация», или, иначе, психика человека, имеет в своей основе физический субстрат, который нельзя свести только к головному мозгу. По сути, весь организм – база для развития психики. Организм и история его развития – онтогенез (история всех предков, заложенная в информационном коде днк) и филогенез (личная история развития, включающая не только социальный опыт, но и опыт взаимодействия с материальным миром – воздухом, водой, едой, паразитами…).
Так что понимание такого единства необходимо для выявления истоков возникновения проблем со здоровьем – и физическим, и психическим. Невозможно вылечить душу, не работая с телом, и наоборот!
2. Стресс
Вся наша жизнь наполнена стрессами. Иначе говоря, организм любую новую задачу воспринимает как основание для мобилизации.
Мобилизуются силы, нужные для решения задачи, для эмоциональной реакции на новое событие, даже радостное, а уж тем более – грустное или страшное. Приводится в боевой порядок весь ансамбль гуморальной регуляции – для перераспределения ресурсов, для срочного формирования новых связей между нейронами головного мозга, выделения для этого питания и кислорода, для переваривания пищи, для мышечного услилия…
Что мы можем наблюдать в себе при этом?
- учащение дыхания и сердцебиения
- напряжение мышц
- потоотделение
Хорошо, если человек занимает активную жизненную позицию и реагирует на стресс правильно – то есть, действует (вспомним Адриано Челентано за рубкой дров в фильме «Укрощение строптивого»…). Тогда равновесие и баланс в организме сохраняются, настроение остается нормальным, работоспособность не страдает.
Если же мобилизация не приводит к активному действию, происходит сбой саморегуляции организма. Это приводит к тому, что неизрасходованные гормоны продолжают бродить по телу и вызывать неприятные ощущения – продолжается потливость и сердцебиение, формируются привычные мышечные спазмы, наступает слабость и снижается настроение.
Человек, не привыкший анализировать свое состояние, паникует, ищет причины плохого самочувствия… И часто он находит «виноватых». Где? В первую очередь, среди близких.
К сожалению, наши традиции воспитания приучают людей к перекладыванию ответственности за свое настроение и самочувствие на ближних. Очень трудно принимать ответственность за эти функции на себя!
Тут и помогает психология: она учит нас понимать важные взаимосвязи между нашими мыслительными привычками, настроением и самочувствием, а также тому, как мы сами можем на все эти параметры влиять.