Влияние личного опыта на ошибки мышления суициданта и стратегии оказания помощи
Начало - здесь:
https://www.b17.ru/article/513729/
7. Сниженная самооценка
Учитывая веру клиента в свою младенческую беспомощность, следует понимать, что он считает себя бесполезным, способным причинять лишь неприятности окружающим.
Зная это предубеждение клиента, можно, обучая его рациональным методам работы с тревожными мыслями, помочь сформироваться новому, реалистичному образу здоровой самооценки.
В составе работы над своей здоровой самооценкой возможны такие мысли:
- я отдаю себе отчёт в том, что происходит со мной, и как я действую во внешней реальности, а также о том, что происходит, и как я действую в реальности внутренней;
- я – хороший человек, но у меня накопилась память о прошлых ошибках, запутывая моё мнение обо мне-сегодняшнем; я понимаю, как я к этому пришёл, и это не портит моё мнение о себе – ведь каждый раз я старался делать наилучший выбор из возможных на тот момент; я сострадаю своей боли, возникшей от воспоминания о беспомощности, но я верю, что новый положительный опыт залечит раны памяти; с каждым днём я буду чувствовать себя все более осознанным и уверенным.
- я готов принимать себя взрослым, и, следовательно, я сам буду решать, что делать, и сам буду иметь дело с последствиями своих решений; каждый новый опыт принятия решений будет приближать меня к осознанной, счастливой, свободной жизни;
- я постараюсь осознанно принимать на себя обязанности, а также четко осознаю свои права, которые есть у каждого человека, и у меня – в том числе; если я буду знать эту четкую правовую позицию, мне будет легко её отстаивать и перед окружающим миром, и перед собственными страхами; я – на стороне добра, я выбираю это сам, поэтому мне легко быть уверенным и добрым человеком;
- я намерен как можно более четко осознавать свои цели; главными целями я сделаю улучшение отношений с людьми и интересную работу, делающую мир лучше, а людей – счастливее; это даст мне понимание смысла моего существования, и больше никогда я не стану страдать от ощущения бессмысленности и пустоты;
- я постараюсь быть честным с самим собой в работе над всеми этими пунктами; а других я не стану посвящать в мой путь личностного роста; когда этот рост произойдёт, он и так не скроется от глаз наблюдателей.
Для помогающего специалиста важно скрупулёзно воздерживаться от любых попыток ждать слишком быстрых изменений мыслительных привычек клиента.
Привычки к чувству беспомощности и активной пассивности формировались долго, подтверждающих фактов в копилке памяти у него весомо много, поэтому его почти мистическая вера в свою уязвимость не может исчезнуть быстро.
Мы, помогая, можем действовать только очень осторожно, подтверждая, что мы верим в то, что ощущение слабости для человека – реально. Что его боль заслуживает доверия и уважения. Но мы верим в то, что дальше будет лучше. Прошлое останется в прошлом, после рациональной инвентаризации его следов в памяти. Будущее начинается сегодня, и только сам человек может решить, каким он хочет стать завтра. Какие формы мышления и поведения он выбирает для будущего.
Помогая клиенту принять для себя такое решение, мы поддерживаем веру человека в себя. Мы говорим: «Я знаю, что ты в себя не веришь. Понимаю, как так вышло. Но это – не навсегда! Я верю в тебя! Всё возможно, пока мы живы!»
8. Отчаяние
Вспомним прекрасные слова Михаила Литвака::
Говорят, надежда умирает последней. Я бы убил ее первой. Убита надежда — и исчез страх, убита надежда — и человек стал деятельным, убита надежда — появилась самостоятельность.
«Чаяние» – это «надежда». Для человека, привыкшего в раннем возрасте к чувству беспомощности, надежда на других людей представляется единственным способом физического выживания. Именно поэтому неповзрослевшая личность так цепляется за идею – надеяться на кого-то другого, но не на себя. Она не смеет надеяться на себя. Нет такого опыта.
«Отчаяние» – отказ от «чаяния», «надежды» на то, что выжить можно только с помощью других людей, разочарование в «надежде», как в стратегии преодоления трудностей.
Если этот отказ происходит сознательно, в процессе социального созревания, он является позитивным решением, приводит к формированию внутренней опоры на себя.
Но бывает, что надежды были связаны с детскими, беспомощными стратегиями выживания. Тогда «от-чаяние» (осознание, что дальше придется взрослеть и справляться с жизнью самому) может восприниматься, как катастрофическое разрушение мира.
Такое болезненное отношение к «надежде» удерживает человека от выращивания внутренней опоры. Обнаружив себя в такой ситуации, где следует надеяться на себя, человек не готов с этим мириться и теряет ощущение безопасности существования – ведь прообразом безопасности он привык считать именно симбиотические отношения матери и младенца (с собой в роли «малыша» и со всеми окружающими людьми – в роли «матери»).
Стратегия помощи в этом случае может заключаться в том, чтобы постепенно, присоединившись к актуальному воображаемому состоянию клиента, помогать ему безопасно «взрослеть», приобретая новый, рациональный опыт преодоления стрессов и ориентации в сложных ситуациях общения.
Такой опыт не даётся быстро. Следует настраивать человека на терпеливое, научное изучение собственных привычек – рефлексов, выведение их на чистую воду и рациональную их переработку.
Далее – составление плана по выработке новых, взрослых и разумных привычек, которые сделают человека способным самостоятельно справляться со сложностью и непредсказуемостью Мира. И с собой, как важной частью этого прекрасного, удивительного, волшебного Мира!